Нашла интересное интервью 1999 года. Брал некто Анатлий Борзюк (слабо что-то в памяти тИкает)
http://society.lb.ua/health/20 ... .htmlВот в этом интервью есть несколько моментов для компилляции цитаты. А то - дневник... дневник... Кто его видел???
_____________________
...
И чтобы уравновесить и шансы, и возможности, и влияния разных стран, нужно иметь еще один центр, каким в свое время был Советский Союз.Мы уже пережили этот двухполюсный мир. Мы жили в нем 50 лет, мы жили и все ждали, что на нас атомная бомба упадет. И поддерживали всякую смуту во всем мире. И таким образом, никакой стабильности в мире не было. Все дело в том, что я, будучи поклонником биологической идеи в человеке… Понимаете, в стае всегда должен быть один вожак. Когда заявлялся второй, его изгоняли. И тогда в стае вновь воцарялись мир и благополучие. А когда в стае, а сейчас мир – именно стая государств, потому что глобализация – это объединение в глобальном масштабе экономических, технологических, культурных и всяких…
Двадцатый век!Да!.. Тем более что однополюсный мир, будь этим полюсом Сталин или Гитлер, – это было бы одно, а однополюсный мир, когда главным полюсом является высококультурная и демократическая в своей основе страна, где признаются все эти самые права и все прочее… Как ни говорите, все-таки двести с лишком лет они держатся.
Это вы о Соединенных Штатах Америки?Да, конечно. Когда мы говорим об однополюсном мире, сейчас только один кандидат. Ни у кого никаких шансов даже близко нет. То есть Европа могла бы иметь такие шансы, но она не способна к объединению. Да и нет у нее потенции, чтобы занять лидирующее положение. Когда мы имеем главный полюс в лице Соединенных Штатов, то это как раз то, что надо. В стае есть вожак, он справедливый, более или менее гуманный, хотя, как всякого вожака, его, конечно, заносит и он не всегда бывает справедливым, но статистически все-таки это так.
А вам, родившемуся в великой России, русскому человеку, не обидно все это осознавать?А я никогда не преувеличивал великий русский народ. И уж тем более никогда не преувеличивал российскую государственность. Так как, собственно говоря, и очень многие интеллигенты, российские интеллигенты никогда не преувеличивали, мол, «ах, Россия – это такая прогрессивная великая страна!» Я этого никогда не преувеличивал, потому что элементарное сравнение того, кто, какая нация что сделала в истории, показывает, что, извините, славяне генетически далеко не первый сорт. Говорить, что они не имели возможности проявить себя – это, извините, неверно, потому что славяне тоже существуют две тысячи лет, могли бы проявить. А не смогли, не проявили! Значит… не первый сорт. Поэтому у меня никогда не было даже тени какого-нибудь российского шовинизма. А советская Россия и Российская империя была уже явно… ну, как коммунисты говорили, «тюрьма народов». Так она такой тюрьмой и была!
Так и на свободе оказалось несладко!Правильно! Только тут есть одна большая разница. Но когда национальное коренное меньшинство где-нибудь, в какой-нибудь маленькой республике совершенно ушло на задний план и объявление независимости ведет только вниз – это одно. А другое дело, когда это касается Украины, мощной, все-таки потенциально мощной страны, где, несмотря на все притеснения, сохранился язык, где не очень богатая культура, но все же какая есть, была. Поэтому здраво и по уму рассуждая, я считал, что, действительно, Украине более выгодно отделиться, ведь в современных условиях нахождение в составе России ничего хорошего ей не обещало. Хотя я совершенно твердо, трезво понимал, не так, как националисты, которые… Помните, были такие бумажки, что одна треть золота… Дай только нам и мы тут сразу!.. Господи, а я это знал, знал, что это чушь полная! Но все-таки потенциальные возможности обращения в Европу были. И они действительно обещали больше возможностей, чем нахождение в составе России. Поэтому я так, разумно рассудив, считал, что действительно это благо для Украины – отделиться. Отделились – и слава богу!