Автор |
|
Жигули
|
#1
17.05.18, 00:02
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 16.08.2014 Сообщения: 29343 Откуда: Тольятти Благодарил (а):
0 раз.
Поблагодарили:
384 раз.
|
Космическая миссия: какой корабль доставит людей на Марс Михаил Котов Forbes Contributor Если человечество мечтает долететь до Марса, то сначала надо выбрать корабль, на котором это путешествие можно будет проделать. Но разработки российских и западных ученых не обнадеживаютСтатьи о ракетах-носителях довольно часто появляются на сайтах и страницах журналов. Обсуждается стоимость, мощность, масса выводимого груза. В то же время пилотируемым кораблям уделяется гораздо меньше внимания. В отличии от ракеты, задача которой вывести на расчетную орбиту груз, которым может быть и космический корабль, задача последнего — доставить в целости к точке назначения груз и космонавтов, если версия пилотируемая. Какие космические корабли создаются в настоящее время, в чем их отличия и какой из них будет выбран для пилотируемых полетов к Марсу и астероидам? А что сейчас?В настоящее время используются только два пилотируемых космических корабля, способных доставить космонавтов на околоземную орбиту. Это российский «Союз», рабочая лошадка современной космонавтики. Общее количество полетов «Союза» перевалило уже за сотню. В настоящее время используется самая современная и совершенная версия «Союз-МС». Предполагается, что она и станет последней, на посту ее сменит космический корабль «Федерация», впрочем, до этого момента еще надо дойти. Второй пилотируемый космический корабль о котором часто забывают, это китайский «Шэньчжоу», на счету которого пока всего шесть пилотируемых полетов. Да, он практически точная копия «Союза», хоть и с поправками на современные китайские технологии. Примерно те же размеры, чрезвычайно похожие приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек. Зато свой (для Поднебесной) и с требуемыми задачами справляется. Других действующих пилотируемых космических аппаратов в настоящее время просто нет. И не устраивает эта ситуация в первую очередь США, вот уже более десяти лет занимающиеся созданием собственного пилотируемого корабля. Однако все оказалось не так просто, давайте разберемся почему. В разных корзинахНе нужно думать, что американцы ставили исключительно на шаттлы и не занимались созданием собственного космического корабля, что их и погубило. Последний Space Shuttle взлетел в июле 2011 года, а разработка космического корабля «Орион» стартовала за пять лет до этого, в 2006 году. Разработка была поручена Lockheed Martin, а общий бюджет по созданию определен максимумом в $8,15 млрд. Сумма космическая даже по нынешним временам. Изначально «Орион» создавался как космический корабль для полетов на астероиды и Марс в рамках программы «Созвездие», а вовсе не для доставки космонавтов к Международной космической станции. Отсюда внушительная масса корабля в 25 тонн и возможность автономного полета в течение значительного времени. Однако в 2010 году финансовый кризис совместно с Бараком Обамой практически прикончили программу «Созвездие» как слишком дорогую. «Орион» остался жить, как и сверхтяжелая ракета SLS, но их дальнейшая судьба стала очень неопределенной. Взамен почившего в бозе «Созвездия» в том же 2010 году стартовала многоэтапная программа NASA по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию Commercial Crew Program (CCP). Тут задачи стояли совершенно другие: требовались частные космические корабли, пригодные и удобные для регулярных полетов на МКС. Четыре года продолжался конкурс, по итогам которого были выбраны два финалиста — Boeing и SpaceX, поделившие бюджет в $6,8 млрд для завершения разработки, сертификации и демонстрации своих пилотируемых кораблей CST-100 и Dragon V2 соответственно. Стоит отметить, что корабль по этой программе предполагалось получить в два с лишним раза дешевле, чем «Орион». Илону Маску вообще досталось $2,6 млрд, а Boeing отбил себе с боем четыре с лишним — компания опытная, умеет бюджеты просить и обосновывать). В том же 2014 году первый и пока последний раз в космос отправился «Орион» в непилотируемом варианте. Полет был признан успешным, и проект продолжился. В результате у США есть три проекта космических кораблей, и бросить ни один нельзя. «Орион» делается исключительно под большие космические миссии и создается в расчете на сверхтяжелую ракету SLS (с ее созданием до сих пор постоянные проблемы, включая сварку корпуса и изменение сроков). Dragon V2 делается под носитель Falcon 9 и уже практически готов, а Boeing можно будет использовать с Atlas V, он тоже должен приступить к тестированию в 2018 году. Первоначально предполагалось использование Dragon V2 с Falcon Heavy, однако Илон Маск решил этого не делать. Для полетов к Марсу он будет создавать BFR. Гордость «Роскосмоса»В России ситуация проще и сложнее одновременно. У нас будет «Федерация», разработка которой началась в 2009 году. У «Роскосмоса» не было возможности создания космического корабля только под дальние космические миссии или исключительно для заброски космонавтов на МКС, поэтому «Федерация» должна стать универсальным бойцом. Изначально планировалось ее использование с ракетой-носителем «Ангара», однако в апреле 2018 года стало известно, что «Федерация» будет использоваться с перспективной ракетой «Союз-5», а для реализации лунных и других дальних миссий отдельно создадут российскую сверхтяжелую ракету. Даже по сравнению с «Орионом», разработка которого стартовала в 2006 году, опаздывает «Федерация» безбожно. В настоящее время работы по ее созданию до сих не до конца вышли из фазы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме макетов, показанных на выставке МАКС в 2013 и 2015 году, похвастаться особенно нечем. В 2016 году изготовлены два полноразмерных макета для летных испытаний и сертификации, но к испытаниям пока даже не приступили (в планах вторая половина 2018 года). Российские конструкторы с гордостью говорят о наличии в «Федерации» санузла, чем она выгодно будет отличаться даже от изначально планировавшегося для совершения дальних космических миссий «Ориона». В этом вопросе российская инженерная мысль без шуток впереди американцев, чьи конструкторы предлагают «потерпеть» или использовать памперсы. Пугает только постоянный перенос сроков. Понятно, что российские конструкторы не особенно торопятся, «Союз» летает и закрывает все работы по доставке космонавтов на станцию. Кроме того, «Союз-5» тоже в процессе разработки, а раз было принято решение использовать эту ракету-носитель, то и торопиться не стоит. Все равно первые беспилотные испытания запланированы лишь на 2022 год, время еще есть. Трудный выборСкорее всего, статус-кво в пилотируемой космонавтике сохранится лишь до конца этого года. SpaceX планирует совершить первый пилотируемый полет уже в декабре 2018 года, а Boeing постарается успеть на месяц раньше, в ноябре. Если хотя бы один из них будет проведен удачно, то уже в 2019 году начнется передел рынка пилотируемых космических полетов к МКС, как это произошло пару лет назад с выводом аппаратов в космос в пользу США (в основном за счет стартов Falcon 9). В то же время как «Орион» продолжит ждать создания сверхтяжелой ракеты, деньги получены, можно не торопиться. И если NASA сподобится на миссию на Марс, то, кроме «Ориона», других вариантов просто нет — Илон Маск проект марсианского пилотируемого корабля Red Dragon отменил.К сожалению, некоторые специалисты считают, что и на «Орионе» на Марс не улетишь. Дело в том, что объем герметизированного пространства на одного человека на корабле NASA измеряется в считанных кубических метрах. Человек в космосе должен постоянно упражнять свои мышцы, иначе их масса, как и масса костной ткани, слишком сильно уменьшатся за время полета, и даже на Марсе астронавту в скафандре придется очень несладко. На «Орионе» места для спортивных тренажеров и центрифуг нет. NASA просто не рассчитывало этот корабль для настолько дальних экспедиций. Так что — только Луна. «Федерацию» ждать придется еще дольше, минимум года четыре, а пока использовать надежный, хотя и не самый новый «Союз». Осталось потерпеть недолго, будущее уже совсем рядом. http://www.forbes.ru/tehnologi ... -mars
|
|
|
|
Тракторист
|
#2
17.05.18, 00:05
|
|
Тролль |
|
Регистрация: 22.02.2015 Сообщения: 61714 Откуда: Кёнигсберг Благодарил (а):
79 раз.
Поблагодарили:
899 раз.
|
Жигули писал(а): какой корабль доставит людей на Марс касмичиский
|
|
|
|
Serg1979_Gradoff
|
#3
17.05.18, 00:05
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 10.07.2016 Сообщения: 35276 Благодарил (а):
789 раз.
Поблагодарили:
1286 раз.
|
Жигули писал(а): Какой корабль доставит людей на Марс? Какой... какой... Песдатый!
_________________ "Я против повышения пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет." В.В. Путин.
|
|
|
|
Тракторист
|
#4
17.05.18, 00:10
|
|
Тролль |
|
Регистрация: 22.02.2015 Сообщения: 61714 Откуда: Кёнигсберг Благодарил (а):
79 раз.
Поблагодарили:
899 раз.
|
Serg1979_Gradoff писал(а): Жигули писал(а): Какой корабль доставит людей на Марс? Какой... какой... Песдатый! лад вест чтоли?
|
|
|
|
Serg1979_Gradoff
|
#6
17.05.18, 00:12
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 10.07.2016 Сообщения: 35276 Благодарил (а):
789 раз.
Поблагодарили:
1286 раз.
|
Тракторист писал(а): Serg1979_Gradoff писал(а): Жигули писал(а): Какой корабль доставит людей на Марс? Какой... какой... Песдатый! лад вест чтоли? Если хорошо разогнать, да с трамплина...
_________________ "Я против повышения пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет." В.В. Путин.
|
|
|
|
Кот_Инвойс
|
#7
17.05.18, 00:13
|
|
Регистрация: 23.08.2014 Сообщения: 88163 Откуда: Москва Благодарил (а):
985 раз.
Поблагодарили:
1114 раз.
|
Традиционный вопрос: "Когда Маск отправит на Венеру украинцев?"
_________________ Любое высказывание выходца с Украины - это брехня
|
|
|
|
Тракторист
|
#8
17.05.18, 00:14
|
|
Тролль |
|
Регистрация: 22.02.2015 Сообщения: 61714 Откуда: Кёнигсберг Благодарил (а):
79 раз.
Поблагодарили:
899 раз.
|
Serg1979_Gradoff писал(а): Тракторист писал(а): Serg1979_Gradoff писал(а): Жигули писал(а): Какой корабль доставит людей на Марс? Какой... какой... Песдатый! лад вест чтоли? Если хорошо разогнать, да с трамплина... та ни-не всякая лада веста доедет и до середины крымского моста
|
|
|
|
GARRI51
|
#9
17.05.18, 00:26
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 05.09.2014 Сообщения: 34560 Откуда: Мурманск Благодарил (а):
1310 раз.
Поблагодарили:
3172 раз.
|
Serg1979_Gradoff писал(а): Тракторист писал(а): Serg1979_Gradoff писал(а): Жигули писал(а): Какой корабль доставит людей на Марс? Какой... какой... Песдатый! лад вест чтоли? Если хорошо разогнать, да с трамплина... У Весты и трамплина шансов больше чем у Кадиллака и батута.
_________________ На украину падают не бомбы, на украину падают слезы детей Донбасса.(почти цитата)
|
|
|
|
GARRI51
|
#10
17.05.18, 00:35
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 05.09.2014 Сообщения: 34560 Откуда: Мурманск Благодарил (а):
1310 раз.
Поблагодарили:
3172 раз.
|
Кот_Инвойс писал(а): Традиционный вопрос: "Когда Маск отправит на Венеру украинцев?" А зачем? Ты фотки Венеры видел? Там и так все перекопано, или ты надеешься на то что хохлы хоть там что-нибудь построят? )
_________________ На украину падают не бомбы, на украину падают слезы детей Донбасса.(почти цитата)
|
|
|
|
Serg1979_Gradoff
|
#11
17.05.18, 00:37
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 10.07.2016 Сообщения: 35276 Благодарил (а):
789 раз.
Поблагодарили:
1286 раз.
|
Кот_Инвойс писал(а): Традиционный вопрос: "Когда Маск отправит на Венеру украинцев?" Кто о чём, а Кот_Отсос о своём, шизофреническом.
_________________ "Я против повышения пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет." В.В. Путин.
|
|
|
|
Кот_Инвойс
|
#12
17.05.18, 00:37
|
|
Регистрация: 23.08.2014 Сообщения: 88163 Откуда: Москва Благодарил (а):
985 раз.
Поблагодарили:
1114 раз.
|
GARRI51 писал(а): Кот_Инвойс писал(а): Традиционный вопрос: "Когда Маск отправит на Венеру украинцев?" А зачем? Ты фотки Венеры видел? Там и так все перекопано, или ты надеешься на то что хохлы хоть там что-нибудь построят? ) Пусть перекопают еще раз..
_________________ Любое высказывание выходца с Украины - это брехня
|
|
|
|
октоген
|
#13
17.05.18, 00:42
|
|
Регистрация: 06.09.2014 Сообщения: 3832 Благодарил (а):
48 раз.
Поблагодарили:
81 раз.
|
Полет на Марс с положительным исходом на данный момент очень дорог даже для США. А международной кооперации в свете санкций не выйдет.
_________________ Sunburn писал(а): Донбасс никогда не будет Россией.Подтверждаю.
|
|
|
|
Нск
|
#14
17.05.18, 00:59
|
|
Регистрация: 05.10.2014 Сообщения: 2372 Откуда: Новосибирск Благодарил (а):
74 раз.
Поблагодарили:
217 раз.
|
Самая большая ошибка домохозяек это путать ракету-носитель с космическим кораблём. Это как "стрелка осциллографа".
|
|
|
|
zztop
|
#15
17.05.18, 02:15
|
|
До ветру спешащий |
|
Регистрация: 11.09.2014 Сообщения: 24338 Благодарил (а):
1698 раз.
Поблагодарили:
599 раз.
|
Тракторист писал(а): та ни-не всякая лада веста доедет и до середины крымского моста Олкаш-нОркаман Тракторизд - тормозуху или стекломой употребил со сранья?
_________________ Мазепа - в о р ! _______ Бандера - фашист !! _______ Хохол - х а л я в а !!!
|
|
|
|
Gest
|
#16
17.05.18, 03:41
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 18.08.2014 Сообщения: 17552 Благодарил (а):
3 раз.
Поблагодарили:
347 раз.
|
Жигули писал(а): Космическая миссия: какой корабль доставит людей на Марс Раньше, во времена Модерна, считалось что космический, а сейчас хэ его знает...
_________________ "Мы не нуждаемся в вашей признательности..."(с)
|
|
|
|
Gest
|
#17
17.05.18, 03:46
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 18.08.2014 Сообщения: 17552 Благодарил (а):
3 раз.
Поблагодарили:
347 раз.
|
октоген писал(а): Полет на Марс с положительным исходом на данный момент очень дорог даже для США. А международной кооперации в свете санкций не выйдет. Примерно стоимость современного авианосца... в принципе не дорого, но кто в наше время от авианосца откажется? Разве что хохлы... PS. Да, кстати, стоимость Первой межзвёздной - примерно десятилетний мировой военный бюджет.
_________________ "Мы не нуждаемся в вашей признательности..."(с)
|
|
|
|
Игорь
|
#18
17.05.18, 04:37
|
|
Регистрация: 05.09.2014 Сообщения: 79536 Благодарил (а):
21 раз.
Поблагодарили:
1017 раз.
|
Жигули
Цитата: Космическая миссия: какой корабль доставит людей на Марс Михаил Котов Forbes Contributor Если человечество мечтает долететь до Марса, то сначала надо выбрать корабль, на котором это путешествие можно будет проделать. Но разработки российских и западных ученых не обнадеживаютСтатьи о ракетах-носителях довольно часто появляются на сайтах и страницах журналов. Обсуждается стоимость, мощность, масса выводимого груза. В то же время пилотируемым кораблям уделяется гораздо меньше внимания. В отличии от ракеты, задача которой вывести на расчетную орбиту груз, которым может быть и космический корабль, задача последнего — доставить в целости к точке назначения груз и космонавтов, если версия пилотируемая. Какие космические корабли создаются в настоящее время, в чем их отличия и какой из них будет выбран для пилотируемых полетов к Марсу и астероидам? А что сейчас?В настоящее время используются только два пилотируемых космических корабля, способных доставить космонавтов на околоземную орбиту. Это российский «Союз», рабочая лошадка современной космонавтики. Общее количество полетов «Союза» перевалило уже за сотню. В настоящее время используется самая современная и совершенная версия «Союз-МС». Предполагается, что она и станет последней, на посту ее сменит космический корабль «Федерация», впрочем, до этого момента еще надо дойти. Второй пилотируемый космический корабль о котором часто забывают, это китайский «Шэньчжоу», на счету которого пока всего шесть пилотируемых полетов. Да, он практически точная копия «Союза», хоть и с поправками на современные китайские технологии. Примерно те же размеры, чрезвычайно похожие приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек. Зато свой (для Поднебесной) и с требуемыми задачами справляется. Других действующих пилотируемых космических аппаратов в настоящее время просто нет. И не устраивает эта ситуация в первую очередь США, вот уже более десяти лет занимающиеся созданием собственного пилотируемого корабля. Однако все оказалось не так просто, давайте разберемся почему. В разных корзинахНе нужно думать, что американцы ставили исключительно на шаттлы и не занимались созданием собственного космического корабля, что их и погубило. Последний Space Shuttle взлетел в июле 2011 года, а разработка космического корабля «Орион» стартовала за пять лет до этого, в 2006 году. Разработка была поручена Lockheed Martin, а общий бюджет по созданию определен максимумом в $8,15 млрд. Сумма космическая даже по нынешним временам. Изначально «Орион» создавался как космический корабль для полетов на астероиды и Марс в рамках программы «Созвездие», а вовсе не для доставки космонавтов к Международной космической станции. Отсюда внушительная масса корабля в 25 тонн и возможность автономного полета в течение значительного времени. Однако в 2010 году финансовый кризис совместно с Бараком Обамой практически прикончили программу «Созвездие» как слишком дорогую. «Орион» остался жить, как и сверхтяжелая ракета SLS, но их дальнейшая судьба стала очень неопределенной. Взамен почившего в бозе «Созвездия» в том же 2010 году стартовала многоэтапная программа NASA по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию Commercial Crew Program (CCP). Тут задачи стояли совершенно другие: требовались частные космические корабли, пригодные и удобные для регулярных полетов на МКС. Четыре года продолжался конкурс, по итогам которого были выбраны два финалиста — Boeing и SpaceX, поделившие бюджет в $6,8 млрд для завершения разработки, сертификации и демонстрации своих пилотируемых кораблей CST-100 и Dragon V2 соответственно. Стоит отметить, что корабль по этой программе предполагалось получить в два с лишним раза дешевле, чем «Орион». Илону Маску вообще досталось $2,6 млрд, а Boeing отбил себе с боем четыре с лишним — компания опытная, умеет бюджеты просить и обосновывать). В том же 2014 году первый и пока последний раз в космос отправился «Орион» в непилотируемом варианте. Полет был признан успешным, и проект продолжился. В результате у США есть три проекта космических кораблей, и бросить ни один нельзя. «Орион» делается исключительно под большие космические миссии и создается в расчете на сверхтяжелую ракету SLS (с ее созданием до сих пор постоянные проблемы, включая сварку корпуса и изменение сроков). Dragon V2 делается под носитель Falcon 9 и уже практически готов, а Boeing можно будет использовать с Atlas V, он тоже должен приступить к тестированию в 2018 году. Первоначально предполагалось использование Dragon V2 с Falcon Heavy, однако Илон Маск решил этого не делать. Для полетов к Марсу он будет создавать BFR. Гордость «Роскосмоса»В России ситуация проще и сложнее одновременно. У нас будет «Федерация», разработка которой началась в 2009 году. У «Роскосмоса» не было возможности создания космического корабля только под дальние космические миссии или исключительно для заброски космонавтов на МКС, поэтому «Федерация» должна стать универсальным бойцом. Изначально планировалось ее использование с ракетой-носителем «Ангара», однако в апреле 2018 года стало известно, что «Федерация» будет использоваться с перспективной ракетой «Союз-5», а для реализации лунных и других дальних миссий отдельно создадут российскую сверхтяжелую ракету. Даже по сравнению с «Орионом», разработка которого стартовала в 2006 году, опаздывает «Федерация» безбожно. В настоящее время работы по ее созданию до сих не до конца вышли из фазы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме макетов, показанных на выставке МАКС в 2013 и 2015 году, похвастаться особенно нечем. В 2016 году изготовлены два полноразмерных макета для летных испытаний и сертификации, но к испытаниям пока даже не приступили (в планах вторая половина 2018 года). Российские конструкторы с гордостью говорят о наличии в «Федерации» санузла, чем она выгодно будет отличаться даже от изначально планировавшегося для совершения дальних космических миссий «Ориона». В этом вопросе российская инженерная мысль без шуток впереди американцев, чьи конструкторы предлагают «потерпеть» или использовать памперсы. Пугает только постоянный перенос сроков. Понятно, что российские конструкторы не особенно торопятся, «Союз» летает и закрывает все работы по доставке космонавтов на станцию. Кроме того, «Союз-5» тоже в процессе разработки, а раз было принято решение использовать эту ракету-носитель, то и торопиться не стоит. Все равно первые беспилотные испытания запланированы лишь на 2022 год, время еще есть. Трудный выборСкорее всего, статус-кво в пилотируемой космонавтике сохранится лишь до конца этого года. SpaceX планирует совершить первый пилотируемый полет уже в декабре 2018 года, а Boeing постарается успеть на месяц раньше, в ноябре. Если хотя бы один из них будет проведен удачно, то уже в 2019 году начнется передел рынка пилотируемых космических полетов к МКС, как это произошло пару лет назад с выводом аппаратов в космос в пользу США (в основном за счет стартов Falcon 9). В то же время как «Орион» продолжит ждать создания сверхтяжелой ракеты, деньги получены, можно не торопиться. И если NASA сподобится на миссию на Марс, то, кроме «Ориона», других вариантов просто нет — Илон Маск проект марсианского пилотируемого корабля Red Dragon отменил.К сожалению, некоторые специалисты считают, что и на «Орионе» на Марс не улетишь. Дело в том, что объем герметизированного пространства на одного человека на корабле NASA измеряется в считанных кубических метрах. Человек в космосе должен постоянно упражнять свои мышцы, иначе их масса, как и масса костной ткани, слишком сильно уменьшатся за время полета, и даже на Марсе астронавту в скафандре придется очень несладко. На «Орионе» места для спортивных тренажеров и центрифуг нет. NASA просто не рассчитывало этот корабль для настолько дальних экспедиций. Так что — только Луна. «Федерацию» ждать придется еще дольше, минимум года четыре, а пока использовать надежный, хотя и не самый новый «Союз». Осталось потерпеть недолго, будущее уже совсем рядом. http://www.forbes.ru/tehnologi ... -mars
Жигуль, откуда ты этот бред таскаешь? У России для полета на Марс вообще ничего нет, даже в проекте. "Федерация" - маленький корабль, предназначенный для полетов на МКС или максимум к Луне. Он именно для этого и предназначен, изначально. Его внутренний полезный объем - 9,3 м3. Американский "Орион" тоже лишь немногим больше и тоже не предназначен для полетов на Марс. Максимум - Луна.
_________________ Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда
|
|
|
|
zztop
|
#19
17.05.18, 05:16
|
|
До ветру спешащий |
|
Регистрация: 11.09.2014 Сообщения: 24338 Благодарил (а):
1698 раз.
Поблагодарили:
599 раз.
|
твои пиндосы - просто "американские вонючки" (с), а ты хорь скунцеподобный из хохуйл свиномэрдых мазеп-воров
_________________ Мазепа - в о р ! _______ Бандера - фашист !! _______ Хохол - х а л я в а !!!
|
|
|
|
Семен Семеныч
|
#20
17.05.18, 05:51
|
|
Ветеран |
|
Регистрация: 09.03.2017 Сообщения: 41553 Откуда: Лимпопо Благодарил (а):
78 раз.
Поблагодарили:
855 раз.
|
А что там делать? К чему вся эта движуха, от которой кроме распила бабла ничего не светит?
_________________ "Промолчи - и сатана восторжествует"
|
|
|
|
|
|