Вот еще в чем дело, Бендер.
Все эти названия - "земледельческая", "охотничье-собирательская" культура суть просто удобные ярлыки, погоняла.
Само собой, в современном мире в чистом виде они не встречаются, тем не менее, не исчезли совсем, а встроились в
более поздние структуры.
Но если мы считаем, что психология конкретного человека - по крайней мере, в той степени, в которой она определяется окружающей его средой, зависит от доминирующего рода занятий его окружения в том возрасте, когда человек еще хоть что-то способен воспринять - некие обобщенные базовые принципы - те самые архетипы - он так или иначе усвоит. И они этой средой и определятся.
Вот типично русский человек - само собой, он занимается и каким-то земледелием, и с него в определенной степени кормится.
Но для такого же типичного "хохла" его хозяйство покажется убогоньким каким-то, неполноценным, "недоделанным", для него русский - прежде всего дерьмовый, никудышний хозяин.
Но типичный русский живет в местах, где традиционное земледелие если и кормит его, то кормит плохо.
В.О.Ключевский
"Родная природа «часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас очертя голову, выбрать самое, что ни на есть безрассудное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпустила ему мало удобного времени для земледельческого труда», которое «часто умеет еще укорачиваться безвременным непредвиденным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем остаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению всех своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно, споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс, но и нигде в Европе, кажется, не найдется такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии"
Типичное его историческое занятие - лодочник, строитель ладей, купец, наемник, работник на всевозможных отхожих промыслах - извоз, сезонная работа, коробейничество, разбой на большой дороге, наконец.
Во вторую очередь скотоводство и лишь в третью где-то там - сельское хозяйство.
Во времена крепостного права как ведь было: чем дальше на Север - тем реже встречалась барщина и тем чаще
А.С.Пушкин
"Ярем он барщины старинной. Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил".
И тут же сравнить типичное хозяйство польского пана (украинское): полных шесть дней барщины, никакого праздношатания, все крепко сидят на земле, от которой можно разве что в бега - "козакуваты".
А какой у нас сейчас наиболее важный источник дохода в России? Добыча полезных ископаемых и производство энергии.
А что это, как не Собирательство++?
А Украины (с деконструкцией промышленности Востока и отпадением восточных земель все в большей и большей степени)?
Экспорт зерна и продуктов сельхозпроизводства. О чем и речь.
Еще цытатко
"...Глубокие изменения наступают лишь с началом земледелия, потому что здесь возникает нечто искусственное, абсолютно несвойственное пастухам и охотникам. Тот, кто копает и пашет, хочет не ограбить природу, а изменить её." Иначе говоря, человек выключил себя из природы. И положил начало созданию мира артефактов, антропоцентричному искусственному миру. Человек не перестал грабить природу. Вся среда была разделена на окультуренную и внешнюю. Грабеж переносился на внешнюю, внутренняя подлежала обработке." О.Шпенглер, "Закат Европы"
То бишь, психология "охотника-собирателя": человек, ощущающий себя частью природы, особенно не привязанный к какому-то конкретному месту обитания, предприимчивый скиталец, ищущий постоянно где бы чего "добыть", "хапнуть", "урвать", человек, которому "меньше двух концов" (100% на вложенные средства) - не интересно".
И крепко привязанный к своему полю земледелец, постоянно и кропотливо с утра до вечера ковыряющийся в земле.
Язычество первого звероподобно, полно животных и тотемов: медведь - символ России, нет?
А какое животное является признанным символом Украины? Свинья?
Разве что в насмешку - ни один "справжний" никогда себя с ней (да и ни с каким другим животным) не ассоциирует.
Может быть, разве что "сало" - да и то уже продукт переработки свиньи, результат техпроцесса.
Что там про жёлто-синий прапор болтают: пшеница, мол - на фоне неба.
Язычество земледельца - солярное, отсюда пресловутая свастика - символ бога Солнца, так популярный у великоукров.
В русских сказках лес - естественная среда обитания, лесная нечисть существует, но скорее комичная, а иногда добрая и помогающая герою преодолевать всякие препятствия. В украинских - все, что за околицей родного села полно ужасов, чертей,
русалок и упырей, выпивающих всякую живую кровь.
Опять же, у одних помогающие добрые звери: конь, волк, заяц, сокол, у других - "фарбованый лыс", умирающий страшной смертью, хищный коршун, жрущий мясо Катигорошка - и тому подобные, как минимум, подозрительные персонажи.
В донских казачьих песнях добрый боевой конь - не факт, что существо, к которому относятся хуже, чем, допустим, к жене. В украинских - встречается, конечно "Грыць на коныку", "а конык бэз ногы" - но без дальнейших уточнений, а иногда заведомо фамильярно-издевательски.
В земледельческой культуре животное - не друг, не помощник, а раб. У него строго отведенное утилитарное место - и, естественно, утилизация в момент отпадания надобности либо "неправильного поведения" - без малейшего содрогания и колебаний.
В принципе, к людям это относится тоже в той или иной мере. Помним, что рабовладение зародилось и расцвело вместе с земледелием.
Сообщение не в тему (флуд)
Опять же, читаем "Катэрыну" Тараса Шевченко, там неплохо раскрыта тема утилизации родней "неправильного" человекоматериала