Кофий писал(а):
А вот языки уже отражают в себе непересекающиеся отдельные элементы цивилизаций.
в лингвистической типологии принято, разделять существующее языковое пространство на две языковые группы (и, одну малочисленную, скорее в виде исключения). английский язык типологически находится в аналитической языковой группе, русский в синтетической языковой группе. основное различие состоит в структуре грамматики, в аналитическом языке значение слова определяется контекстом слов стоящим перед ним и таким образом, одно и тоже слово в предстоящем контексте других слов может менять своё значение. в синтетических языках не зависимо от того, в какой части предложения слово стоит, его основное значение не меняется.
если предположить, что язык это "геном культуры", то, наглядным образом наличествует различия мировосприятий.
"аналитики" исходя из смысла слова - "аналитически", т.е. "упорядоченно" описывают себя и мир их окружающий.
"синтетики" исходя из смысла слова - "синтетически", т.е. "органично совмещённо" описывают себя и окружающий мир.
"аналитику" не нужна "справедливость", etc., так как аналитически/логически за цифрой 1 следует цифра 2;3:4. .. правила, возникающие в "аналитическом" описании окружающей действительности, не требуют понятий "справедливости", но логически, принуждают к порядковому подчинению.
"синтетику" умудряющемуся сочетать не сочетаемое, претит сама мысль о том, что есть "правила" которые могут ограничить его "синтетическую" свободу.
в любом случае, теория "множества цивилизаций" более адекватна тому "смысловому" бардаку, который не позволяет человечеству договорится.
кроме "цивилизации книги", опираясь на которую вы рассуждаете, существует некоторое количество других "цивилизаций", чей эмпирический опыт не совпадая с опытом "цивилизации книги" существенно от него отличается.
для понимания, достаточно провести маленький тест и посмотреть, как именно та или иная культура/цивилизация относится такому понятию как - время.
традиционно, в европейской культуре белого человека (цивилизации "книги", точнее, цивилизации "правил", "слова") время мыслится как "линия". имеющая вектор направленности и определяющаяся наблюдателем как - настоящее, в котором он находится, прошлым, которое позади него, будущим, которое впереди него.
к примеру, в автохнонности индуизм не оперирует понятиями "времени", так как для этой культуры нет "вектора" (в европейском понимании), но есть цикл. вечно повторяющийся цикл из которого для верующего индуса, важно вырваться. по этому для него, не "прошлое" или "настоящее" важно, важна точка выхода из цикла, вечное - здесь и сейчас! т.е. для верующего индуса, времени с (европейским) вектором направленности, не существует.
какой можно, сделать вывод из данного наблюдения о времени в двух культурах (цивилизациях)?
прежде всего, если в индуизме нет "времени" то и, нет ответственности (в европейском понимании), нет развития, как и нет собственно - мира вокруг, потому что этот "окружающий мир", всего лишь выдумка - Майя (иллюзия. 'санскрит').
как вы предложите условному индусу, синтетическое творчество понятийного ряда Логоса, если в его понимании и вы и ваши "смыслы" всего лишь - Майя?
автохтонность (цивилизации), подразумевает полную автономность рефлексии существования. т.е. автохтонное экзистенциальное описание себя и окружающего мира.
полагаю, на планете 5 крупных (вопреки классификации Хантингтона), автохтонных цивилизаций (не считая "пограничных", маргинальных) и эти непохожести следует учитывать.
"магическая" (африканские вуду, etc.);
"ритуала" (американские ацтеки, etc.);
"оплаты" ("причинно-следственная" (индийские верования включающий в себя буддизм, вопреки Хантингтону));
"равновесия" (Дао Дэ Цзин, etc.);
"слова" ((на которую в логике, вы опираетесь) иудаизм, христианство, мусульманство).
как, при наличии "5 вариантов описания экзистенции существующего мира", вы намерены найти "универсал", который подойдёт всем 5и?
советский союз попытался... западный капитал, в ответ на опыт СССР так же... результат мы все сейчас переживаем на себе.