one писал(а):
у "высокого искусства" нет утилитарной функции, которую оно удовлетворяет.
но оно, зачем то же человеком призвано к существованию? зачем древнему человеку, понадобились наскальные рисунки? какой в этом функционал выживания? какова утилитарность подобных трат времени/ресурсов?
Если утилитарность понимать как любую практическую пользу, а не только наложенную на полезный материальный объект, то любое искусство утилитарно и не утилитарно одновременно.
Например, выстругивает крестьянин прялку, и вместо функционально обычной цилиндрической детали делает резную, украшая поверхность этого цилиндра добавочными формами и узорами. Утилитарная функция прялки соединена с с бесполезным с точки зрения функции украшательством. Народное искусство совмещает функционально полезное с бесполезной красотой в виде манипуляции функционально не значимыми формами. И это необходимость, потому что искусство требует времени и усилий, как всякий труд, а трудовые возможности ограничены, соразмерно материальным потребностям (пахать землю, ухаживать за скотиной, работать в кузнице и т.п. - для элементарного жизнеобеспечения). Отсюда и народная пословица "делу время - потехе час". Неделю мастер делает пряху, и только час на потеху украшательства. Искусство в утилитарном аспекте это потеха, для удовлетворения души.
В то же время на первый взгляд якобы не утилитарное искусство тоже имеет практическую пользу. Не говоря о том,что за искусство платят (если повезёт), оно приносит нематериальную пользу самому творцу, его душевным потребностям, сублимациям. К примеру, Врубель, рисуя демонов, давал исход своей болезни, без чего болезнь была бы безысходно мучительной. В этом смысле тоже есть утилитарность принесением практической пользы, но уже личном на душевном уровне. Лечебном. Глазунов очень ярко рисовал русскую тему, тем самым давая исход напряжениям собственной души, но при этом накладывается и общественно-полезная патриотическая составляющая.
Так что искусство в любом случае приносит в первую очередь личную пользу, что создателю резной пряхи, что душевно напряжённому или больному художнику. И только после этого идёт та или иная полезная привязка к общественной значимости.
Иначе говоря, искусство и народное, и высокое имеют в себе одинаковую суть - для души. Но в разных условиях жизни и обязанностей.
То же относится и к науке, где есть полезность просто для души - познание, а потом уже то или иное функциональное приложение. Использование научных достижений, приложение к материальной пользе - тоже творчество и искусство. Наука и искусство имеют общую творческую составляющую.
Цитата:
с позиций "времени-пространства", в высоком искусстве нет никакого смысла. если же человек, больше чем "время-пространство", тогда всё обретает смысл. обретает "утилитарность удовлетворения не здешней потребности".
Вопрос пространства -времени очень интересный и глубокий. Боюсь, опять придётся переносить на отдельный разговор.
Однако, если обобщить, то короче будет так.
Время и пространство бывает объективно-физическое и субъективно-душевное.
Объективное время связано с периодом, существующим как рамки внешнего для души миром, который принято называть материальным. Минимальный период измерения времени это период колебательного процесса света, электромагнитной составляющей материального мира. Внутри же субъекта нет такого измерителя периода, ибо мыслимо делить любую величину до бесконечности, в том числе и период. Таким образом есть субстанциональная разница межу мыслимым субъекта и материальным внешним миром.
Если субъекта о делить от существующего в мире периода (например, поместить в помещении, где нет дня и ночи, нет часов и календарей), то единственным измерителем времени для него становится событие, последовательность событий. А если ещё и устранить убеждение о конечности жизни (только земная жизнь конечна, но не вообще), то и вовсе понятие времени теряет свой смысл. Вечная жизнь вне ограничений внешним миром не ведает понятия времени. Оно превращается в бесконечную последовательность событий. Сами события, а не физический период, становятся не периодичными единицами измерения бытия жизни.
То же самое относится и к пространству. Физическое пространство дискретно. Мыслимое же субъектом пространство непрерывно, а всякая дискретная величина может делиться до бесконечности. Это опять же даёт субстанциональную разницу между внешним материальным миром и душой субъекта. Вне ограничения нахождения субъекта в любой точке пространства опять же пространство теряет свой смысл и замещается событием.
Миры, в которых субстанция духа имеет вечную жизнь, находится вне пространства и времени, что и подтверждает логическая мыслимость бесконечного деления любой дискретной величины. А пространство и время это ограничители пребывания души в одной из обителей. Наша обитель земная. А ещё есть райские и адские обители для обитания души, с разной степенью ограничений.
Как говорится, у Бога обителей много.
Или напрямую в Евангелии сказано:
1Кор.2:9 Но, как написано: не
видел того глаз, не слышало ухо, и
не приходило то на сердце
человеку, что приготовил Бог
любящим Его.
То есть, по опыту ограниченной земной жизни человек даже представить себе не может ни одним из пяти чувств, какова может быть эта другая обитель Бога. Там человек заново становится новорожденным, которому предстоит познать новую обитель жизни его души.