Птица СлавыИскусство китайской живописи и каллиграфии требует разносторонности и способности следовать переменам. Ведь переменчивость - принцип в философии, искусстве, всем стиле жизни Китая. В живописи требуется умение сочетать темные пятна со светлыми, толстые линии с тонкими, фактуру мазков с гладкими эффектами. А чтобы написать иероглиф, нужно соблюдать одновременно гармоничность, сбалансированность, целостность, ритм и изменчивость.
Многие художники Китая, специализируясь на изобразительном искусстве, занимаются поэзией и каллиграфией. Стихотворения добавляют на полотно, вплетают их основной сюжет. Иероглифы и стихи, написанные автором картины, становятся его авторским почерком, проявлением индивидуальности.
(с)

В китайской философии и литературе петух (кунь-чи) - тема благодатная в силу того, что это 10 животное зодиакального цикла окружено целым рядом разного рода символик. Древние китайцы говорили, что у петуха 5 добродетелей (из учебника классического китайского языка):
«Носит гребень на голове - [символизирует] ученость.
Носит шпоры на ногах – военная доблесть.
Когда перед ним враг, не боится, а нападает – храбрость.
Увидев пищу, зовет остальных [куриц] – гуманность.
Несет ночной караул, не пропуская час [рассвета] – вера».
Еще его связывают с чиновничьей карьерой и считают знаком «удачной судьбы». Этот обычай основывается на игре слов и сочетании звуков. В китайском языке слова «петух» (кунь-чи) и «кукарекнет» (минь) звучат так же, как «почет и слава» (кунь-минь). Слова «петушиный гребень» (куан) и «чиновник» также являются омонимами, поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем.
В китайской символике:
- красный петух означает первоначальную форму Солнца и защищает от огня;
- белый петух защищает от злых духов, особенно ночью;
- черный петух - служитель дьявола;
- корона (гребень) на голове петуха означает склонность к литературе, а шпоры на ногах говорят о смелости, мужестве и воинственном характере;
- два бьющихся петуха означают битву жизни;
- петух с курицей в саду олицетворяют прелести сельского бытия.
В некоторых китайских церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой. А у буддистов эта птица вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петцх означает плотскую страсть и гордость.
В знаменитом трактате «Чжуан-цзы» есть отрывок:
«Цзи Син-цзы растил бойцовского петуха для государя. Прошло десять дней, и государь спросил:
- Готов ли петух к поединку?
- Еще нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, – ответил Цзи Син-цзы.
Прошло еще десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.
- Пока нет, – ответил Цзи Син-цзы. – Он все еще бросается на каждую тень и на каждый звук.
Минуло еще десять дней, и царь вновь спросил о том же.
– Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать.
Спустя десять дней государь опять задал тот же вопрос.
– Почти готов, – ответил на этот раз Цзи Син-цзы. – Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали – словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нем достигла завершенности. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь».