Горсть листьев пишет:
Си-ва-кон
локоттара = лока-уттара = выше мира; мирское = локаята.
Вы хоть знаете, что все арупадхьяны - это модусы четвёртой дхьяны?
Факторы дхьян четко указаны в текстах, в т.ч. и в упоминаемой здесь AS Асанги, Вы конечно же, правы в том, что различия, факторы дхьян - фиксируются от 1-й до 4-й. Арупадхьяны имеют те же факторы (angavyavasthana), что и 4-я дхьяна.
Горсть листьев пишет:
Си-ва-кон
ни о какой 9-й дхьяне в абхидхарме ничего не говорится. Будда такому не учил. Кроме того, дхьяна - это "уровень проникновения в Дхарму", а не какой-то беспредельный трип.
Дхьяны - это "сферы существований", в которых можно родиться (upapatti) и можно достигать медитативно, т.е. актом сосредоточения сознания (samapatti). Различные конкретные варианты достаточно подробно рассмотрены в АК Васубандху.
По поводу "беспредельных трипов" - в свою очередь, могу поинтересоваться известно ли Вам, что эти "сферы существований" стерильно пересажены из добуддийской йоги (которой Готама учился например у Арада Каламы) в буддийскую философию - включая их брахманистские названия.
Щербатской подчеркивает, что в акте сосредоточения сознания (что и есть дхьяна) "нет ничего собственно буддийского".
Это метод йоги, позволяющий "отключиться" от контактов с материальным, исключить данные пяти органов чувств, контактирующих с рупой, оставляя "чистое сознание", которое будучи неизменным становится тождественным атману, т.е. "сливается" с ним (растворяется в нем).
Будда не то что не говорил о 9-й дхьяне - в палийских суттах он неоднократно указывал (перечисляя все 9 дхьян) что последняя является высшим благом, "подобна освобождению архата", а 1-8 - "не подобны освобождению архата" и т.д. и т.п.
(если хотите узнать больше и подробней - поищите сами: Animitta Ceto, samādhi Pañha Sutta, Mahāvedalla Sutta, Cūlasuññata Sutta...)
В заключении приведу Вам пару цитат из АКБ, даже только по одной из которых можно сделать все необходимые для правильного понимания выводы, или хотя бы уж сверять собственные представления - насколько они не противоречат или наоброт, конфликтуют с положениями буддийского канона.
The person who leaves the absorption of extinction (nirodhasamapatti, ii.41c, viii.33): in this absorption he has obtained an extreme tranquility of thought, for this absorption is similar to Nirvana. When he leaves it, it is as if he had gone to Nirvana and has returned from it.
Приводится пример самого Будды:
...he was a Prthagjana when he came to the Bodhi Tree (iii.41a), but a Prthagjana who had cultivated the worldly path to its extreme limit, who had no more attachment except to Bhavagra, the fourth state of Arupyadhatu. (AKB vol_3)
Недвусмысленно указывается, что достигать 8-й дхьяны возможно без БИ, так что "уровень проникновения в Дхарму" (как Вы выразились) - это понимание необходимости достижения именно 9-й, которая есть превышение лимита мирских путей
http://dharma.org.ru/board/top ... .html