Уралец (Механический завод «Уралец» Министерства культуры)
С 1954 года Кировские механические мастерские (КММ) входили в состав Всесоюзного треста «Золототранс» Министерства цветной металлургии СССР. Все это не позволяло сконцентрироваться на определенной специализации – в КММ брались за любые заказы треста. В основном, они сводились к изготовлению запасных частей для грузовиков ГАЗ, ЗИС и МАЗ: это бортовые и самосвальные кузова, тормозные барабаны, гильзы блоков и т.д. В конце 1950-х годов КММ были переданы в подчинение Среднеуральскому совнархозу и переименованы в Автоагрегатный завод «Уралец» - так окончательно сформировался профиль предприятия – выпуск запчастей. В 1965 году расформировали совнархозы, и завод лишился своего основного заказчика - министерства обороны. Снова встал вопрос о специализации предприятия и его ведомственной принадлежности. Выполнение заказов для отдельных трестов и управлений привело к тому, что завод оказался ничейным. Тут-то и появились чиновники из Минкультуры, которые выведали о незанятом заводе. Таким образом, к концу года Механический завод «Уралец» очутился в ведении треста «Роскультпромсбыт» Министерства культуры РСФСР. Ничуть не сомневавшись, на заводе решили, что продолжат выпускать автобусы, теперь для «культурных» целей. Производство автобусов на заводе продолжалось до 1979 года, когда из Министерства поступила директива о проведении государственных испытаний в НАМИ. Присланный на полигон серийный автобус «Уралец» не был допущен к испытаниям: придрались к отсутствию двухконтурной системы торможения, которая по ГОСТу стала обязательна для всех автобусов со второй половины 1970-х годов.
Уралец 66 Предсерийный '1966–67 Произведены примерно 4 единицы
Первые работы по проектированию нового автобуса начались в начале 1966 года. Перед конструкторами стояла четкая задача – создать автобус на шасси ГАЗ 51А с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Поскольку опыт в создании таких автобусов имелся, на заводе справились с заданием достаточно быстро: к декабрю изготовили несколько опытных образцов нового спецавтобуса Уралец 66. Серийно эти автобусы начали изготавливать с 1967 года.
Уралец 66 '05.1967–72
Серийные автобусы Уралец 66, появившиеся в производстве в мае 1967 года предназначались для перевозки театральных бригад, работников и их реквизита. Они были укомплектованы радиоприемником, имели 21 посадочное место. Выпускались по 200-300 машин в год.
Уралец 70С '1971–73 Произведено примерно 500 единиц
Первые опытные образцы северных Уральцев появились в конце 1960-х годов: модификации 66Си 70С. Их отличительной особенностью стало двойное остекление без форточек, утеплитель между наружными и внутренними стенками кузова и более эффективная система отопления салона. Эти модели с начала 1970-х начали выпускать серийно. Уралец 66С внешне был похож на стандартный автобус, а Уралец 70С имел кузов нового дизайна с гнутыми лобовыми стеклами. К сожалению, второй продержался в производственной программе предприятия недолго – за это время было сделано не более 500 экземпляров
Уралец 66C '1972–79
Автобус (специализированный автомобиль) Уралец 66С на шасси ГАЗ 51А явился продолжением линейки серийных автобусов Механического завода «Уралец». Эти автобусы были разработаны для работы в северных районах страны и обслуживания работников учреждений культуры в 1970-1971 годах. Серийное производство северных автобусов начато в конце 1972 года. От обычных автобусов Уралец 66, снятых к тому времени с производства, они отличались новым утепленным кузовом с другим остеклением, оформлением задней части кузова. Также исчезли форточки в боковых окнах – их заменили потолочные люки. Все автобусы были оборудованы дополнительным отопителем. В 1974 году Уралец 66С получил новое шасси ГАЗ 52-04. На базе автобуса был был создан и выпускался серийно автоклуб Уралец 66АС.