УрсаГжегож Срочиньский
«Русская душа», «хромосомы», «ДНК».
Почему польские эксперты несут чушь о России?- В наших рассуждениях о России слишком много фатализма и в то же время убеждённости, что это мы должны задавать тон во всём, что касается восточной политики Запада. Чему этот Запад должен у нас научиться о России? Что там никогда ничего не изменится? - с Адамом Бальцером из Коллегии Восточной Европы беседует Гжегож Срочиньский.
Гжегож Срочиньский:- Поляки – знатоки России?
Адамом Бальцер:- Они убеждены, что знатоки.
Между тем они часто живут в мире фантазий и несут ужасные нелепости о ней. Можно сказать, что ориентализация в современной Польша процветает, а примеры бывают поистине чудовищные.
Гжегож Срочиньский:- Ориентализация?
Адамом Бальцер:- Она основана на убеждённости, что существует какой-то единый Восток, а также на представлении его как чего-то неизменно отсталого, деспотического, преступного, примитивного и абсолютного отличающегося от Запада.
В результате о России говорится так:
«Там на протяжении веков ничего не меняется, потому что они восточные». Таково краткое изложение польского взгляда на Россию.
Гжегож Срочиньский:- Кто несёт самый нелепый бред?
Адамом Бальцер:- Наиболее чудовищные формы ориентализации России мы видим в проправительственных СМИ: азиатская деспотия, тирания с монгольскими корнями и тому подобное.
Такие вещи говорят профессора и эксперты, связанные с ПиСом.
Но в своём последнем докладе я стараюсь показать, что эксперты из либеральных левых СМИ тоже совершают не только массу ошибок – что вызвано невежеством, смешанным с высокомерием – но и провозглашают такие тезисы, что мурашки по телу бегут.
Я постоянно вношу в каталог новые примеры.
Гжегож Срочиньский:- Какой самые новый?
Адамом Бальцер:- Номер «Выборчей» за уик-энд и статья Ярослава Браткевича, где мы находим мотивы не только ориенталистические, но и прямо расистские.
Качиньский там назван Мзиму-Качинкумбой.
Гжегож Срочиньский:- Кем?!
Адамом Бальцер:- «Мзиму» - это значит «дух» на языке суахили.
Это слово употребляет Кали в романе «В пустыне и джунглях», а сейчас употребил учёный и важная персона в МИД-е, отвечавшая за восточную политику во времена ГП.
Речь идёт о том, что ПиС хочет репараций от Германии, так же, как все «дикие» авторитарные африканские страны, которые требуют компенсаций от бывших европейских колониальных держав – он это называет «политикой африканского доения».
А ПиС – это, конечно, также монголы и татары.
Если бы эту статью перевести на английский и показать где-нибудь за границей и сказать, что она из польской газеты типа «Le Monde» или «The Guardian», то люди были бы в шоке.
А это не первая такая статья этого автора.
Если бы мы создали рейтинг крупнейших ориенталистов в Польше, то оказалось бы, что в первой лиге, на самом верху – персоны с TVP, а потом – сильная команда людей из либеральных и левых кругов, которых можно бы в шутку назвать генетиками, потому что они очень много рассказывают о ДНК.
Гжегож Срочиньский:- ДНК?
Адамом Бальцер:- Культуры, народы, религии и социальные группы якобы имеют ДНК.
Многие люди из круга противников ПиС считают, что ксенофобия, исламофобия, ориентализация, антисемитизм – это не про нас.
Да, эти явления в значительно большей степени выступают по другую сторону политических баррикад, но при этом мы вовсе не святые.
Барткевич терпеть не может правого Анджея Новака - и vice versa, но если взять тексты обоих этих господ, удалив фамилии, то вдруг окажется, что мы можем развлекаться, устроив викторину: отгадай, кто это написал или сказал.
Гжегож Срочиньский:- Ты говорил, что когда поляки говорят что-то о России, то мурашки бегут по спине. Когда?
Адамом Бальцер:- Больше всего меня беспокоит именно мышление в категориях ДНК, это явление тесно связано с ориентализацией: берём какую-нибудь группу и объявляем, что в ней есть чёрный ящик, то есть она запрограммирована раз и навсегда.
«Русские – уж они такие».
Мы очень чувствительны к тому, чтобы никто не смел обобщать на наш счёт, но многие из нас не имеют никаких проблем, чтобы обобщать насчёт других.
А потом выскакивают все эти рассуждения – тогда я действительно чувствую, как всё это опасно – о «хромосомах страха» и «русском гене рабства».
Гжегож Срочиньский:- Это журналистка Кристина Курчаб-Редлих:
«Ничто русское невозможно сравнить с чем-либо иным. Они вообще другие. У русских есть дополнительная хромосома – хромосома страха».
«Существует русская душа», «русская хромосома» и «русская ДНК» - это уже профессор Тадеуш Климович.
Адамом Бальцер:- Неслыханно то, что в дискуссии о России вернулось понятие русской души.
У нас начало XXI века, существуют достижения современной науки, существует культурная антропология и социология, которые стараются показать, что общества разнородны и внутренне противоречивы, что социальные позиции меняются, человек в одном контексте такой, в другом контексте – иной, потому что у него разные идентичности, и вдруг ничего этого нет, а польские учёные и польская интеллигенция рассуждают о «русской душе» и «русской ДНК».
Когда я читаю все эти статьи и интервью, то думаю, почему редактор или журналист не спросят:
«Ну, хорошо, вы приписали какую-то черту русским, давайте обсудим эту черту, попытаемся понять, насколько она русская, и что это значит, когда что-то является русским?». Но таких вопросов практически не бывает.
Потому что мы в Польше часто предполагаем, что народы – это какие-то монолиты, что есть нечто типично русское, типично польское и т. д.
Гжегож Срочиньский:- Ну, а что ты хочешь? Больше года идёт война, каждую неделю мы слышим о новых военных преступлениях, выстрелах в затылок, а ты удивляешься, что в публичных дискуссиях мы «ориентализируем» Россию и считаем, что со времён царизма, Сталина и Катыни они всё время одни и те же.
Адамом Бальцер:- Вот-вот. Со всех сторон слыхать, что война подтвердила, что мы великие знатоки России, потому что мы всегда были правы, мы предостерегали.
Ну, так давай возьмём такого великого знатока (или великую), посадим перед камерой и попросим:
«Будьте добры, расскажите о нерусских жителях России, других народа и иммигрантах». И окажется, что этот знаток повторяет русские штампы, а почти все его рассказы начинаются с момента, когда эти народы были покорены Россией.
Но ведь у них сотни или тысячи лет истории.
А потом мы слышим, что Россия – «монгольская деспотия», что «в Буче убивали буряты», или:
«Россия – это тюрьма народов, которая должна завтра же развалиться, как карточный домик».Гжегож Срочиньский:- А не должна?
Адамом Бальцер:- С чего бы ей разваливаться?
Это не царская Россия и не Советский Союз, сегодняшняя Российская Федерация – не империя, хотя очень хотела бы.
У неё другая этническая структура.
В царской России этнических русских было менее 45 процентов, в СССР – половина.
Зададим вопрос:
«Какой народ в России на втором месте после русских по численности?». Гжегож Срочиньский:- И какой?
Адамом Бальцер:- Волжские татары, которые близкородственны башкирам.
Но даже если подсчитаем их вместе, то выходит каких-нибудь 5% граждан России.
Более чем в пятнадцать раз меньше, чем этнических русских.
Это не то, что в советские или царские времена, когда вторым после русских народом империи были украинцы, которых было в два с половиной или в три раза меньше.
Гжегож Срочиньский:- Но что из этого следует?
Адамом Бальцер:- Я всё время слышу, что Россия никогда не изменится.
«Эта страна – как Советский Союз, а раньше царская Россия». Но ведь этническая структура явно иная, несмотря на это мы слышим в Польше:
«Россия вот-вот распадётся, как СССР». Гжегож Срочиньский:- Я сам сделал такое интервью.
Адамом Бальцер:- Вот именно. «Тюрьма народов распадётся».
И это якобы условие нашего спокойствия и благополучия, что Россия, наконец, разделится на много маленьких государств, кончится её имперство, и мы будем в безопасности.
Это и есть наша гениальная идея насчёт будущего России.
Вот только если бы мы сегодня взяли эти республики, в которых большинство составляют неэтнические русские, то получается меньше 15% популяции России.
Я в состоянии представить себе отделение Северного Кавказа, вот только распад ли это России?
В случае Северного Кавказа мы говорим о пяти процентах популяции.
Если мы одновременно считаем русских монолитом – «Они – державники», «Они поддерживают и будут поддерживать таких царей, как Путин» - то видно определённое противоречие в этой аналитике, потому что получается, что для настоящего распада России необходимо было бы, чтобы этнические русские в разных регионах сказали: мы хотим свои государства и отделиться от Москвы.
Не заметно этих сепаратистских движений среди этнических русских.
Можно сказать, что был создан вирусный контент «распад России», который кружит по Твиттеру, потом попадает в мейнстримные СМИ, интервью, статьи, но никто не скажет: предъявите доказательства.
Мы слышим: «распадётся, и Китай возьмёт себе кусочек».
А может, Китай всё-таки хочет, чтобы Россия осталась в целости, и воспринимает это как меньшее зло?
Может, в таком случае китайцы будут поддерживать тенденцию, чтобы это государство выжило?
Гжегож Срочиньский:- «У России в социальных и режимных ДНК содержатся великодержавные притязания», - это Катажина Пелчиньская-Наленч, директор аналитического центра Стратегии-2050.
Адамом Бальцер:- Я никогда бы не сказал, что существует «социальная ДНК».
Да, конечно, в данный момент большинство русских поддерживают имперский проект, но можно показать - существуют исследования Центра Левады – что в течение 30 лет русские не всегда имели такие же взгляды, как сегодня.
Согласно исследованиям Левады, 20 лет назад абсолютное большинство русских хотели, чтобы их страна вошла в Евросоюз.
Странно, правда?
Многие поляки, когда слышат это, делают большие глаза.
На вопрос, чувствуешь ли ты себя европейцем, большинство россиян 20 лет тому назад отвечали «да».
Если говорить об извечной и исключительной русской великодержавной идее, с которой ничего нельзя поделать и которая всегда будет отравлять эту страну, то давайте посмотрим на Португалию.
Страна, которая вышла из диктатуры, а сегодня, согласно исследованиям общественного мнения, большинство португальцев заявляют, что диктатор Салазар был в общем-то хорошим лидером.
Если с ними поговорить, то обнаруживается ностальгия по империи.
Маленькая страна, но к конце XIX века покорила в Африке более двух миллионов квадратных километров, и хотели покорить значительно больше, но их британцы остановили, что вдохновило на создание гимна Португалии.
И что?
Несмотря на всё это, они – демократия.
Если мы взглянем на Западную Европу, то мышление в великодержавных и имперских категориях ещё 60 лет тому назад было нормальным.
Это не только русская историческая специфика.
В XIX веке Россия хотела быть как Запад, а русские говорили:
мы тоже несём цивилизационную миссию другим племенам, так же, как и вы её несёте.Гжегож Срочиньский:- То есть это не какой-то фатум, что они всегда такие будут?
И это неправда, что у них демократия никогда не получится, они всегда будут нам угрожать, мои дети будут точно так же бояться какого-то нового Путина?
Адамом Бальцер:- Это не фатум, это никакая не ДНК.
Авторитарные традиции в истории России действительно сильнее, чем демократические, но эта страна жила на синусоиде, бывала более и менее авторитарной.
Если мы посмотрим на их новейшую историю от революции 1905 года и поражения в войне с Японией вплоть до сегодняшнего дня, то увидим периоды демократизации, либерализации, а потом возвращение в авторитарную, тоталитарную сторону, большевики, Советский Союз и его распад.
Сопоставьте Сталина и Ельцина – кажется, видна фундаментальная разница.
А мы в Польше часто видим Россию как неизменный монолит.
После распада СССР Freedom House в течение полутора десятка лет признавал Россию частично свободной страной.
Что мы сделаем, если в России начнёт что-то меняться, как в конце восьмидесятых?
Скажем всем на Западе, что демократизация в России ни в коем случае не удастся, и не следует позволять им морочить нам голову?
Я согласен с тем, что в России не возникнет Швеция, во всяком случае, это маловероятно, но в Польше тоже не возникнет Швеция, и кроме того существует целая палитра промежуточных вариантов.
В русской истории видно, что когда они проигрывали какую-то войну, то разгром заставлял их задуматься и часто склонял к попытке реформ.
То есть, когда Путин падёт, то мы поедем в Вашингтон и Брюссель, расскажем о «хромосомах» и «русской душе», а также «азиатской, монгольской деспотии»?
С исламофобией, которую поддерживает правительство и одобряет почти вся оппозиция, можем ли мы быть заслуживающим доверия участником политических процессов в Центральной Азии, на Кавказе?
Можем ли мы иметь какое-то влияние, почти ничего не зная об этих народах?
Гжегож Срочиньский:- То есть что мы должны говорить Западу о России?
Адамом Бальцер:- Во-первых, что в перспективе нескольких десятилетий этническая и религиозная структура России принципиально изменится.
Мы должны понимать эти изменения, особенно если мы имеем смелость участвовать в политике Запада по отношению к России.
Нам следовало бы изучить нерусские народы и страны Центральной Азии и Кавказа, которые мы якобы прекрасно знаем.
В действительности же мы в Польше часто повторяем клише XIX века об этих людях – вдобавок это часто клише из русской историографии.
У нас популярны концепции Феликса Конечного, его теория цивилизаций, сказки о Туране, в самом деле, иногда просто руки опускаются.
Сикорский приходит к Олейник (Моника Олейник – тележурналистка) и на вопрос, почему Кукиз (Павел Кукиз, польский политик, лидер партии имени самого себя.) ведёт себя так, как он себя ведёт, отвечает:
«Потому что Кукиз представляет туранскую цивилизацию». А Олейник не задаст ему вопрос:
«Извините, а что такое туранская цивилизация? О чём вы, собственно, говорите?». Конечный обожал национал-демократов, поэтому, согласно его убеждениям, диким туранцем из степи был Пилсудский, туранцами были русские и украинские казаки, а немцы – согласно теории Конечного – Византия, крестоносцы же – почти арабы.
Это уже превращается в фарс.
Если кто-то говорит, что русские – это монголы, то мне сразу вспоминается бывший премьер Литвы, а сейчас евродепутат, Андрюс Кубилис, который сказал примерно так:
«Если русские взяли свой менталитет у монголов, ну, так это прекрасно, потому что посмотрите на Монголию, которая сегодня считается демократической страной, а при этом постоянно апеллирует к Чингисхану, так что русские тоже пусть апеллируют к Монголии и Чингисхану!». Гжегож Срочиньский:- Насмехается над нами?
Адамом Бальцер:- Не только над нами.
На самом деле Польша – не пуп Земли.
Гжегож Срочиньский:- Так в чём же состоит наша главная ошибка, которая затемняет нам образ России?
Адамом Бальцер:- Убеждённость, что мы лучше всех на свете знаем Россию, и что она исключительная: исключительно плохая, авторитарная, имперская, деспотическая, но также исключительно одухотворённая, исключительно пострадавшая от «страшных» монголов и так далее.
Но прежде всего – совершенно иная и вековечно неизменная.
Гжегож Срочиньский:- А это не так?
Адамом Бальцер:- Нет.
Каждая культура – это смесь.
Все мы дворняжки, а не породистые псы.
И дворняжки, конечно, бывают разные, так что я вовсе не отрицаю специфику разных народов и обществ, но следует понимать, что непрестанно идут процессы взаимопроникновения и смешивания, часто удивительные.
Гжегож Срочиньский:- То есть речь идёт о том, что Путин и его имперские бредни – это не проклятие этого места?
Адамом Бальцер:- Конечно, у России мощное наследие колониализма и имперства, но у Запада было такое же, и ему пришлось в 60-е и 70-е годы справляться с ним.
Это был процесс.
России будет труднее избавиться от имперства, обуздать его, потому что авторитарная традиция сильнее, но давайте посмотрим на Испанию и Португалию, где – несмотря на сильное авторитарное наследие – что-то, однако, удалось.
Предположим, Россия проигрывает эту войну, тогда перед русскими встанет основополагающий вопрос об их идентичности.
Раз Путин развязал войну и в результате вверг русских в ещё большую зависимость от Китая, то перед русскими встаёт следующая проблема: кто они, собственно говоря, такие?
К кому им ближе?
Европа сможет сказать:
«Хотите пойти в объятия Китая? Точно? Ведь культурно вам ближе мы, а не китайцы». Это может стать важным нарративом также и для мусульманских народов и иммигрантов в России, потому что Китай осуществляет геноцид уйгуров.
А у нас скоро могут быть мусульманские члены Евросоюза на Балканах.
У нас уже есть Турция как член НАТО.
Гжегож Срочиньский:- Демократические перемены в России могут поднять на своих знамёнах патриотические лозунги:
«Мы больше не хотим Путина, потому что мы не хотим валяться в ногах у Китая, мы хотим быть самими собой». Так?
Адамом Бальцер:- Русские должны проиграть и подумать.
«Мы проиграли войну, потому что поверили в бредни, будто мы исключительные, что мы являемся какой-то отдельной цивилизацией, а это неправда, потому что мы всегда всё же были сильнее связаны с Европой». Достоевский, Толстой, Чехов – это более какая культура, китайская или европейская?
Кроме того Россия должна стать истинной федерацией.
Нерусские должны получить сильный голос в центре.
Их память об отношениях с русскими – плохими и хорошими – должна стать частью идентичности всей России.
Это условие того, что Россия критически пересмотрит своё имперское наследие.
Если русские хотят создать истинную федерацию с народами и интегрировать мусульманских иммигрантов, развивать хорошие отношения с Центральной Азией, то на что они должны ориентироваться?
На централизованный Китай, где осуществляется геноцид уйгуров, или децентрализованный Евросоюз, где царят согласие, где колониализм и империализм – это были плохие вещи?
И тогда может оказаться, что во всём замысле благоприятного будущего для самой России именно мы – Европа – имеем самые сильные карты.
Гжегож Срочиньский:- Польша, рассуждающая о «монгольской, азиатской деспотии» и «русской душе» не в состоянии возглавить такие перемены?
Адамом Бальцер:- В наших рассуждениях о России слишком много фатализма и в то же время убеждённости, что это мы должны задавать тон во всём, что касается восточной политики Запада.
Чему этот Запад должен у нас научиться о России?
Что там никогда ничего не изменится?
Это ужасно оборонительная позиция, а разгром России в войне с Украиной открывает окно возможностей для великого наступления в деле будущего Российской Федерации.
***
Адам Бальцер (1976) – программный директор в Коллегии Восточной Европы.
Автор нескольких книг, исторического подкаста на радио TOK FM «Вавилон. Речь Посполита мульти-культи».
Он также автор доклада «На Востоке без перемен? Ориентализация в современной Польше», изданного при поддержке офиса Фонда Генриха Бёлля в Варшаве.
Gazeta.pl
Grzegorz Sroczyński
"Rosyjska dusza", "chromosomy", "DNA". Dlaczego polscy eksperci bredzą o Rosji?
===========
"Плохой солдат. Хорошо начал, кончил скверно. Повесить его". ©
Почему польские эксперты несут чушь о России?
- Потому, что они польские.