О чем же примерно договорились наша и российская делегации на газовых переговорах?
По сообщению украинского профильного министра и других чиновников, "победа"
Украины заключается в следующем.
Транзитный договор подписывается сроком на пять лет, но предусматривает существенное снижение объема транзитируемого природного газа: вместо 95-100 млрд куб. м в год, в 2020-м – на гарантированном уровне 65 млрд куб. м;
в 2021-2024-м – в размере 40 млрд куб. м в год.
То есть в ближайшие годы ожидается падение объемов транзита газа через территорию Украины более чем в два раза.
А если сравнивать с потенциалом прокачки – то в четыре.
Лишь в первый год заполняемость нашей трубы сократится примерно в 1,5 раза и параметры транзита могут сократиться "всего" на 30 млрд куб. м.
Здесь все логично, россиянам нужно достроить и ввести в эксплуатацию "Северный
поток - 2", а затем их зависимость от украинского логистического коридора заметно ослабнет – именно этим и объясняется падение минимальных показателей транзита
в 2021-2024 годах до исторического минимума в 40 млрд кубов.
И почему бы нашим переговорщикам не подсобить ребятам из "Газпрома".
Что это значит для Украины?
Прежде всего, резкое сокращение логистической ренты, которую сейчас снимает "Нафтогаз" с россиян за прокачку газа.
И составляет она 3 млрд долл. в год, то есть примерно 2% ВВП.
Для Украины – системообразующий платеж.
Сокращение объемов транзита – это соответствующее падение доходов от него, причем столь резкое, что денег будет хватать лишь на поддержание "трубы" в рабочем состоянии, без существенной модернизации и капиталовложений.
Кроме того, государство не сможет "снимать" примерно 20-30 млрд грн в год в виде дивидендов с государственной компании – оператора ГТС.
То есть в перспективе – очередная бюджетная дыра, которая будет активирована в
2020-м и расширена в 2021-2024 годах.
Суммарные потери Украины за пять лет составят 6-7 млрд долл., что значительно выше, чем обсуждаемая ныне трехлетняя программа кредитования МВФ.
Вы можете представить себе цену профнепригодности наших чиновников?
Всего одни правильные переговоры с "Газпромом", умелая защита национальных интересов - и программа кредитования МВФ была бы вообще не нужна!
Нам, естественно, обещают, что потери объемов транзита будут компенсированы ростом тарифа. Но не стоит обманывать себя.
Украина провела анбандлинг, передала управление ГТС независимому оператору и, согласно требованиям третьего энергопакета ЕС, не сможет диктовать монопольно высокие тарифы.
Нам не дадут это сделать сами европейцы, а не россияне, так как рост тарифа ведет
к удорожанию газа для ЕС.
Кроме того, согласно договоренностям, "Газпром" заплатит 2,9 млрд долл. в соответствие с решением Стокгольмского арбитража, а Украина откажется от новых исковых требований к российскому газовому монополисту.
Может хоть здесь победа?
Насколько удачно мы конвертировали судебный профит в свои транзитные перспективы, судить вам.
Но в целом, данный размен очень похож на продажу "первородства" за "чечевичную похлебку", ведь, получая 2,9 млрд долл., мы теряем намного больше в долгосрочной перспективе.
Кроме того, есть один нюанс, о котором сейчас не принято говорить.
Как вы думаете, почему РФ так быстро согласилась платить по счетам?
Дело в том, что в Лондоне в скором времени завершится суд по так называемому долгу Януковича, а на самом деле – по выплатам Украиной долгов по выпуску еврооблигаций, купленных российским Фондом национального благосостояния.
И сумма там до боли знакомая – 3 млрд долл.
Таким образом, уже в недалеком будущем платежное требование Украины по выплате
2,9 млрд долл., согласно решению Стокгольмского арбитража, натолкнется на встречное требование РФ по выплате 3 млрд долл. (если лондонский суд обяжет Украину платить).
А в таком случае нашей стране придется доплатить еще сотку…
Еще никогда Украина не подходила к газовым переговорам в таком "разобранном" состоянии.
Парадоксально, но единственный выгодный формат для Украины – даже не обсуждается.
Речь идет о концепции газового хаба и перенесении узлов учета поставок газа с западной границы на восточную.
На начальном этапе это мог быть географический хаб, привязанный к нашим подземных хранилищам, а на зрелом – бенчмарк для Центральной и Восточной Европы и площадка хеджирования газовых портфелей.
В таком формате переговоры с "Газпромом" вели бы не наши чиновники, а западноевропейские трейдеры, с которыми "Газпром" сотрудничает десятки лет
и от которых больше зависит он, нежели они от российского монополиста.
И предъявлять к трейдеру из Германии требования, связанные с политикой или результатами Стокгольмского арбитража, было бы бессмысленно.
Но Украина сама зашла в очередную газовую ловушку.
И причина тому – нежелание околовластных групп влияния отдавать контроль за транзитными потоками под управление рыночных моделей.
И здесь происходит удивительная смычка интересов "Нафтогаза", "Газпрома" и европейцев.
И в Москве, и в Брюсселе уже рассматривают украинский транзитный коридор
как вспомогательный и резервный.
Сейчас по нему прокачивается менее половины транзитных объемов, а после
запуска "Турецкого потока" и "Северного потока – 2" параметры прокачки
сократятся с нынешних 90-95 млрд куб. м в год до 40-60 млрд.
Обходные маршруты не решают проблему поставок газа в Австрию, Чехию, Словакию, Венгрию, Швейцарию и Италию.
А это примерно 50 млрд куб. м в год.
Кстати, именно эти страны являются адвокатами РФ в Европе.
То есть и для европейцев, и для россиян важно "убаюкать" Украину обещаниями сохранения транзита до запуска всех обходных газопроводов, а потом "разбудить"
и заставить подписать соглашение о закреплении объемов транзита на уровне
указанных выше 40-60 млрд куб. м.
Что по сути уже и произошло.
Для этого можно и пролоббировать передачу нашего оператора ГТС в управление словацкому или итальянскому управителю, за которым через опосредованное и неформальное участие будут видны уши "Газпрома".
Удивительно, но на прокачку 40-60 млрд куб. м в год соглашаются и в нашем правительстве, эти же цифры называли и "Нафтогазе".
Нынешний провальный результат в виде "обрезанного транзита" - это отчасти и заслуга бонусов, полученных топ-менеджерами "Нафтогаза".
Указанные лица стали заложниками многомиллионных сумм, которые они поспешили обналичить, не дожидаясь уплаты со стороны "Газпрома".
В таком варианте любой сценарий, предусматривающий иную форму погашения россиянами этого долга (кроме выплаты), был для них неприемлем – а вдруг заставят вернуть полученные премии.
Хотя такие варианты могли быть и более выгодны для страны.
Например, Украина отказывается от иска, а "Газпром" соглашается на транзит в размере 95 млрд кубов в год.
В таком случае 2,9 млрд долл. были бы компенсированы нами уже в первые два
года, а затем пошел бы чистый плюс на 1-1,5 млрд долл. ежегодно.
Но субъективные частные интересы и страх за полученные бонусы, возможно, заставляли наших представителей идти по пути исключительно формального получения судебной выплаты, чтобы ни у кого не возникло желания отозвать уже выплаченные премии топ-менеджерам "Нафтогаза".
Нынешняя модель сотрудничества с "Газпромом" максимально выгодна газовым посредникам и их фирмам-прокладкам в ЕС.
Например, импорт из Швейцарии в Украину по итогам девяти месяцев 2019-го превысил один миллиард долларов, но 770 млн долл. в нем – это поставки газа. Нужно ли говорить
о том, что в Альпах газовых месторождений пока не нашли.
Равно как и в Люксембурге, откуда тоже "идет" газ в Украину.
На самом деле происходит банальная схема "замещения".
К примеру, в ЕС приходит дорогой сжиженных природный газ (СПГ), который зачастую стоит на 30-40% дороже, чем трубопроводный, как по причине логистики, так и в результате дополнительных затрат на регазификацию.
В то же время в Украину заходит дешевый российский трубопроводный газ.
Но, по бумагам, мы будем покупать дорогой СПГ, отгруженный в европейские терминалы, в частности в Польше, а европейцы – дешевый российский.
Естественно, физически газ не будет совершать столь сложные перемещения: российский газ будет частично потребляться в Украине, а СПГ – в ЕС, но платить за него мы будем наоборот: Украина за СПГ, а европейцы - за газ "Газпрома".
Хорошая схема, особенно на фоне падения показателей транзита.
Но украинский профильный министр и в Офисе президента сказали, что победа.
Значит – победа…
Алексей Кущ
https://112.ua/mnenie/chto-nam ... itterСегодня 16:01:42