Наследники чумы. Чем закончилась попытка староверов смешать бизнес и этику


 [ Сообщений: 8 ] 
Автор  
 
Сообщение  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 85754
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2901 раз.
Поблагодарили: 2575 раз.
СССР
Наследники чумы. Чем закончилась попытка староверов смешать бизнес и этику

Изображение

Совесть важнее прибыли — такого принципа придерживалась особая каста российских предпринимателей, староверы. Долгое время они подвергались гонениям, но сумели выстоять и сколотить состояния. Они инвестировали деньги не только в фабрики и современное оборудование, но и в социальную инфраструктуру, обеспечивая рабочих жильем, пищей и медициной. Но жестокий XX век оставил бизнес-модель старообрядцев за бортом.

Капитал на двух перстах

«Невозможно описать ужасное состояние, в котором находилась Москва. Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах», — вспоминал врач Иоганн Якоб Лерхе, боровшийся с последствиями чумы, которая поразила старую столицу в 1771 году. По разным оценкам, она унесла жизни 50 — 100 тысяч человек. Все население Москвы в ту пору едва превышало 150 тысяч жителей.

В этот драматический момент истории в чистом поле на окраине города появилось несколько наспех сколоченных построек. Здесь любой зараженный мог найти пристанище и спокойно дождаться смерти. Организовали этот приют раскольники. Умершие оставляли им свое имущество, и постепенно местная община староверов богатела.

Приют превратился в крупное Преображенское кладбище, окруженное часовнями, молельными и жилыми домами. Преображенская община притягивала староверов со всех уголков империи, и к началу XIX века число прихожан превысило 10 тысяч человек. Это было государство в государстве, со своей религией, стилем жизни и даже экономической системой.

Изображение

Антихрист против старой веры

Русская православная церковь раскололась во второй половине XVII века. В 1654 году по просьбе патриарха Никона царь Алексей Михайлович Романов созвал Собор, признавший необходимость исправления религиозной литературы и ритуалов на греческий лад.

Тем самым укреплялась власть патриарха и царя: он мнил себя наследником Византии и вынашивал планы по освобождению Константинополя от турков. Объединение русской и греческой версий христианства находилось в русле данной стратегии.

В 1656 году патриарх проклял и отлучил от церкви всех, кто крестится двумя перстами — совершать крестное знамение отныне можно было только тремя пальцами. Старые иконы и книги сжигались, а еретиков и раскольников — так теперь называли приверженцев традиционных ценностей — ссылали и убивали. За жестокость патриарха в народе прозвали Никоном-Антихристом.

Но перебить всех раскольников не вышло, они выжили во враждебной среде. Долгие годы угнетения помогли им сплотиться и сохранить себя как отдельный класс общества или даже как малый народ. Отступники придерживались коллективистского принципа «твоя собственность есть собственность твоей веры», жили в общинах, помогали друг другу и постепенно накапливали имущество и капиталы.

Менялось и отношение властей. «Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. <…> Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа», — заявила императрица Екатерина II в 1763 году на общей конференции Сената и Синода. В 1808 году Александр I утвердил «Устав богаделенного дома на Преображенском кладбище», и община получила легальный статус. А в 1905 году Николай II указом «Об укреплении начал веротерпимости» повелел «присвоить наименование старообрядцев» всем, кого тогда называли раскольниками. К тому моменту в России жило более 125 миллионов человек, и 2,2 миллиона из них были староверами.

Изображение

В 1780-х князь Михаил Щербатов писал, что старообрядцы нашли себя в торговле и ремеслах, построили общину, базирующуюся на принципах взаимопомощи и обещают «всякую ссуду и вспомоществование от их братьев раскольников; и через сие великое число к себе привлекают».

Действительно, нарождающейся русской промышленности остро не хватало капиталов. А развитой банковской системы пока не существовало. Необходимые средства можно было получить в общине раскольников, например, на том же Преображенском кладбище. Кредиты на льготных условиях (от десяти до нескольких сот тысяч рублей, зачастую под символический процент) предоставлялись в обмен на переход в старую веру.

Новообращенным приходилось привыкать не только к двуперстному крестному знамени и прочим ритуалам, но также и к особой предпринимательской этике старообрядцев. Во главу угла она ставила не персональный успех, а рост благосостояния общины. В такой системе фабрика не была компанией, нацеленной исключительно на получение прибыли. Скорее она выступала в качестве одного из звеньев системы по распределению блага внутри общины. И возглавлял ее не собственник, а управляющий, чьи полномочия определяет община. Можно сказать. что в каком-то отношении староверы жили при социалистическом укладе.

Изображение

Текстильщики из Лефортово

Ярким примером экономической активности старообрядцев считается история Федора Гучкова. Крепостной крестьянин из Калужской губернии работал в Москве на ткацко-прядильной фабрике. Он тайно перешел из православия в старообрядчество, за что община Преображенского кладбища выдала ему беспроцентный кредит. Федор Гучков купил себе и своей семье свободу, а в 1789 году основал шерстеобрабатывающую фабрику в Лефортово и оборудовал ее самыми современными импортными станками.

Трудились на фабрике также бывшие крепостные: Гучков выкупал их на волю в обмен на переход в старую веру. После вторжения Наполеона фабрика сгорела в Московском пожаре, но уже в 1813 году она снова работала, что подтверждало эффективность взаимопомощи внутри общины раскольников.

К 1830-м годам бывший крепостной фактически стал главой корпорации Преображенского богаделенного дома. Помимо текстильного производства, Федору Гучкову принадлежали обширные земли и многочисленные дома вокруг кладбища — по заветам старообрядцев доходы от них использовались не для личного обогащения «менеджера», а уходили в общинную казну.

В 1843 году на фабрике Гучкова работали 960 человек, и она приносила 516 тысяч рублей. Через десять лет число трудящихся возросло до 1 850 человек, а доходы — до 700 тысяч рублей в год.

Наблюдая за бурным ростом бизнеса старообрядцев, московский генерал-губернатор Арсений Закревский, известный своим самодурством и грубостью, решил заработать. Он сделал Гучкову предложение, от которого невозможно отказаться, а именно — покупать сырье, то есть шерсть, только у него.

Фабрикант отказался и тут же стал преступником. На него завели уголовное дело за переход в старообрядчество и сослали в Петрозаводск, где он и умер в 1854 году в глубокой старости. В том же году пожар уничтожил здание текстильной фабрики и склады с материалами и запасами готовой продукции.

Изображение

Сыновья Гучкова, чтобы избежать преследования властей, стали единоверцами — они оставались раскольниками, но при этом признавали юрисдикцию Московского патриархата. Внуки текстильного магната занимались торговлей, финансами, страховым делом и даже сумели восстановить текстильную фабрику, к концу XIX века ставшую одной из самых больших в Москве. Следующее поколение Гучковых жило уже при советской власти. Четверо правнуков бизнесмена-старообрядца попали под каток репрессий и погибли в ссылках.

Сегодня на одном из участков гучковских владений по адресу Электрозаводская улица, дом 21, стоит огромный «Электрозавод» — памятник раннесоветской эпохи, ставший прибежищем свободных художников, музыкантов и скульпторов.

Не вписались в рынок

Памятником староверам-предпринимателям по сей день остается Морозовская детская больница в 4-м Добрынинском переулке на Якиманке. Ее построили в начале XX века на деньги знаменитой купеческой династии Морозовых. Больница стоила 400 тысяч рублей, при этом пациентов лечили бесплатно.

Основатель династии, Савва Морозов, в 1797 году, будучи еще крепостным, открыл собственную шелкоткацкую мастерскую. К 1811-му на него работало 20 человек, обслуживающих десять станков. Еще через десять лет Савва выкупился из зависимости вместе с многочисленными сыновьями и вскоре основал целую ткацкую мануфактуру. Морозов был старовером и средства на столь быстрый старт он получил из общинной казны.

Империя Морозовых быстро разрасталась, и в 1903 году, через 43 года после смерти основателя династии, Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К», которое занималось торговлей, производством текстиля и бумаги, стало одной из самых доходных компаний в империи. А в 1914-м Морозовы заняли пятую строчку в списке богатейших русских предпринимателей по версии Forbes. Но по большому счету, у бизнеса старообрядцев в России почти не оставалось перспектив.

Изображение

Танцы с Минфином

Отношения властей и староверов достигли наивысшей точки при министре финансов Иване Вышнеградском (занимал пост с 1887 по 1892 годы). Он говорил: «Наши христолюбивые старообрядцы — преображенцы в российском торгово-фабричном деле, великая сила. Они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния». Старообрядцы в ответ называли Вышнеградского лучшим министром. Причем не только России, но и всего мира.

Дело в том, что глава Минфина проводил протекционистскую политику, поднимал пошлины на ввозимые товары, защищал отечественных производителей и сопротивлялся экспансии зарубежного капитала. Все это играло старообрядцам на руку: их «социалистические» текстильные фабрики могли нормально работать только под зонтиком правительства.

В 1892 году министром финансов стал Сергей Витте. Автор первой русской индустриализации считал переход к капитализму неизбежным и называл этот процесс «непреложным мировым законом». Витте ратовал за ускоренное развитие промышленности, для которого требовались иностранные инвестиции. Он сделал ставку на банкиров, финансистов и зарубежные капиталы, а не на традиционные формы экономической деятельности. В новой для Российской империи системе старообрядцам не оставалось места.

Слабость бизнес-модели староверов заключалась именно в большой социальной нагрузке. Строительство Морозовской больницы тому пример. Рабочим на фабриках раскольников предоставляли бесплатное жилье, их кормили и лечили на средства общины. И тут крылась серьезная проблема. С одной стороны, работники таких предприятий получали неплохой «соцпакет». С другой — им платили меньше, чем на обычных капиталистических фабриках. А рабочий день у раскольников зачастую длился дольше.

Все это приводило к тому, что по производительности труда московские текстильные компании в два-три раза уступали петербургским, которые работали по классическим законам рынка. А низкая зарплата приводила к недовольству рабочих. Так, в 1885 году на Никольской мануфактуре Морозовых произошла крупнейшая в империи стачка.

«Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли», — так в 1916 году охарактеризовал систему экономических отношений внутри общины староверов предприниматель Михаил Рябушинский.

Изображение

Такая система оказалась невостребованной ни при зарождающемся капитализме в Российской империи, ни при молодом коммунизме после революции — новая власть не разрешала вести бизнес даже с элементами социализма.

ТЫЦ https://vc.ru/finance/95951-na ... etiku

_________________
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 85754
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2901 раз.
Поблагодарили: 2575 раз.
СССР
Чупакабра писал(а):
Дело в том, что глава Минфина проводил протекционистскую политику, поднимал пошлины на ввозимые товары, защищал отечественных производителей и сопротивлялся экспансии зарубежного капитала. Все это играло старообрядцам на руку: их «социалистические» текстильные фабрики могли нормально работать только под зонтиком правительства.


Последний вменяемый министр в правительстве николая кровавого...




Пользуясь протекцией влиятельного князя Владимира Мещерского (близкого к Александру III), а также мощной поддержкой Каткова, который в 1885—1887 годах развернул активную кампанию за отставку «министра-инородца» Николая Бунге, с 1 января 1887 года Вышнеградский занял пост министра финансов. Главной целью нового руководителя министерства стала ликвидация бюджетного дефицита и политика покровительства отечественной промышленности. Для этого Вышнеградский намеревался ввести винную и табачную монополии, пересмотреть железнодорожные тарифы и таможенные пошлины. За первые два года ему действительно удалось уменьшить бюджетный дефицит, значительно увеличить золотой запас России, а вместе с ним — и устойчивость рубля. Но ради достижения этой цели Вышнеградский в 1887-88 годах повысил прямые и косвенные налоги. Это позволило провести конвертацию внешних займов России (с 5 до 4 %) и начать масштабный выкуп железных дорог в казну.

При Вышнеградском более чем в два раза вырос экспорт русского хлеба. Это объясняется тем, что Вышнеградский стремился решать проблемы индустриализации и финансовой стабилизации за счет сельского хозяйства. Символом этого подхода послужила приписываемая ему крылатая фраза: «недоедим, но вывезем!».




т.е по факту он пытался сделать то... что потом сделали коммунисты - ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ!

Но потом Николашка поставил рулить делами ИДИОТА Витте - и экономике России настал лютый пистец...

_________________
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 63335
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 411 раз.
Россия
Староверы были крупными фабрикантами . Благодаря своей этике. Личное слово было крепче любого письменного договора .

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 9228
Благодарил (а): 59 раз.
Поблагодарили: 192 раз.
Бизнес без этики это путь в некуда.
Как и что либо другое.
Если нет духовной составляющей в проекте это бесполезная суета.
(примеры у всех на глазах в 90-х годах)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 15.08.2015
Сообщения: 54419
Откуда: г. Сочи
Благодарил (а): 699 раз.
Поблагодарили: 1044 раз.
Re: Об России...

_________________
"Мой родина Рязань" Чупакабр/Арарат/Fire Dragon/Рогнарек
Поржать с полоумного армяшки одно удовольствие.... Арарат

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 9228
Благодарил (а): 59 раз.
Поблагодарили: 192 раз.
Крамольник писал(а):
Пыжиков- умница, жаль рано ушел от нас...

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2014
Сообщения: 27744
Благодарил (а): 1116 раз.
Поблагодарили: 864 раз.
Новороссия
Чупакабра писал(а):
по производительности труда московские текстильные компании в два-три раза уступали петербургским, которые работали по классическим законам рынка. А низкая зарплата приводила к недовольству рабочих.

Вот!
А теперь гляньте на вопли и стоны хорьков, которым подавай больше зарплату. И даже если 90% ее уйдет на обязательные расходы и налоги, и от этой зарплаты останется 3 рубля на корочку хлеба - все-равно они визжат "а там зарплаты больше!!!"

Социалку и соцпакет люди понимают как нечто должное и само собой разумеющееся, и не включают в свои доходы как неотъемлемую часть.
Поэтому хорью и тупым хипстерам лучше дать то, что они так жаждут: больших зарплат. И потом по чисто капиталистическим законам отбирать обратно лишнее. Зато у мамкиных протестунов пропадет повод предъявлять претензии государству о том, что их не признают и недостаточно высоко ценят на рынке сферы услуг.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 63335
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 411 раз.
Россия
Онаним писал(а):
Чупакабра писал(а):
по производительности труда московские текстильные компании в два-три раза уступали петербургским, которые работали по классическим законам рынка. А низкая зарплата приводила к недовольству рабочих.

Вот!
А теперь гляньте на вопли и стоны хорьков, которым подавай больше зарплату. И даже если 90% ее уйдет на обязательные расходы и налоги, и от этой зарплаты останется 3 рубля на корочку хлеба - все-равно они визжат "а там зарплаты больше!!!"

Социалку и соцпакет люди понимают как нечто должное и само собой разумеющееся, и не включают в свои доходы как неотъемлемую часть.
Поэтому хорью и тупым хипстерам лучше дать то, что они так жаждут: больших зарплат. И потом по чисто капиталистическим законам отбирать обратно лишнее. Зато у мамкиных протестунов пропадет повод предъявлять претензии государству о том, что их не признают и недостаточно высоко ценят на рынке сферы услуг.

Слушай ты , певец буржуазии . Что там было с этими фабрикантами в 17 году ?

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 [ Сообщений: 8 ] 




[ Time : 0.101s | 20 Queries | GZIP : Off ]