Вопиюще неприемлемый тон: МИД Латвии запретил стивидорам просить грузы у РоссииСтивидоры пытались направить в адрес российской стороны письмо с просьбой поддержать грузопоток, но посольство Латвии в России его не согласовало, посчитав тон чересчур умоляющим; а вот другое письмо, подготовленное Минсообщения, было утверждено; о чем в нем говорится
РИГА, 23 ноя — Sputnik. Министерство сообщения Латвии направило письмо в Минтранс России с просьбой помочь остановить падение объемов российского транзита в Латвию, сообщает Nekā personīga.
Грузов все меньшеСитуация в латвийской транзитной отрасли продолжает ухудшаться. Самое большое падение наблюдается в перевозках угля, который Россия давно уже собиралась перенаправить в собственные северо-западные порты.
Главный латвийский угольный терминал располагается в Риге на Русском острове (Криевусала). В октябре планировалось принимать в среднем 118 вагонов угля в день, вместо этого приходило только 39.
В целом в латвийские порты должны были приходить 850 вагонов в день, вместо этого средний показатель в октябре – 724 вагона. По оперативной информации, в ноябре ситуация несколько улучшилась, но окончательные выводы делать рано.
Руководство латвийской транспортной отрасли продолжает с надеждой смотреть в российском направлении. Заместитель госсекретаря Минсообщения, сопредседатель латвийско-российской транспортной группы Улдис Рейманис направил письмо своему коллеге Юрию Петрову, помощнику министра транспорта России.
"На протяжении многих лет плодотворное сотрудничество Латвийской и Российской железных дорог показывало синергию транспортных отраслей наших государств, а порты и терминалы Латвии зарекомендовали себя как надежные и стабильные партнеры для грузоотправителей Российской Федерации", - говорится в письме.
Рейманис обращает внимание российского коллеги на бюрократические проблемы при оформлении грузов, которые снижают их объемы. Сейчас схема такова: клиенты делают заказ, этот список обрабатывает подразделение РЖД – Центр фирменного транспортного обслуживания, потом следует согласование министерства экономического развития и министерства транспорта, а после этого вновь заключение Российской железной дороги.
По утверждению автора письма, в октябре таким образом не были согласованы 94% запрошенного объема угольных поставок – клиенты хотели доставить в латвийские порты более 4800 вагонов с углем, а согласовали только 279 вагонов. В ноябре не согласованы 100% запрошенного объема.
"В любом случае ранее латвийская и российская стороны неформально договорились, что, чтобы поддержать единую инфраструктуру железнодорожной сети и возможность использовать резервные мощности, российская сторона не будет мешать потоку грузов в латвийские порты", - говорится в письме.
Недавно руководство Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš) встречалось с представителями Российской железной дороги (РЖД), чтобы обсудить развитие грузопоставок из Калининграда в Санкт-Петербург. Latvijas dzelzceļš уже сделало подсчеты по этому проекту, но российская сторона рекомендовала РЖД в нем не участвовать.
"Руководство Latvijas dzelzceļš было в Калининграде и обсуждало с представителями калининградской стороны возможность осуществлять перевозки на санкт-петербургском направлении по латвийской территории.
Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена, поэтому делаем все возможное по различным каналам, чтобы эти планы осуществились. Это наша общая потребность, потребность латвийского государства – обеспечить инфраструктуру Латвийской железной дороги работой. И мы заинтересованы в каждой тонне грузов, которая может пойти через Латвию или в Латвию", - рассказал министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия).
"Юрий Борисович, как сопредседатель Транспортной рабочей группы, прошу Вашего содействия в решении данного вопроса", - говорится в письме.
Бывший президент Латвии Валдис Затлерс считает, что такими письмами делу не поможешь.
"Это российская политика, она сформирована не вчера и не в прошлом году, а примерно лет пятнадцать назад. Было понятно, что постепенно грузопоток через Латвию будет сокращаться, сокращаться, пока, возможно, не иссякнет.
Если мы будем унижаться, нас унизят еще больше. Не будет никакого позитивного эффекта для кого-то, кто слаб и просит, чтобы что-то дали. Это не российская стратегия, это не российская политика", - считает Затлерс.
Письмо Минсообщения согласовали с министром иностранных дел и посольством Латвии в России. Ни то, ни другое ведомство не считает, что подход Латвии двуличен.
"Давайте будем отделять политическую ситуацию в Беларуси и России, наши, скажем так, дискуссии с Россией по истории, Крыму, Украине, где у нас есть противоречия, по ситуации в Беларуси, где наша позиция ясна, от каких-то практических вопросов, решаемых на уровне министерства сообщения.
Я понимаю, что иногда хочется каждое письмо позиционировать как проявлением двух внешних политик. Но это не две внешние политики – мы выстраиваем наши отношения с Россией исходя из так называемого принципа двух путей или двух подходов – первый тот, который включает принципиальные для нас вопросы, где у нас принципиальная позиция. Но там, где есть возможность посмотреть, каким образом можно сотрудничать, не переступая эти политические принципы, конечно, общение было и будет.
Я думаю, мы все же должны быть достаточно уравновешенными, не будем кидаться из крайности в крайность. Одни говорят, что сейчас надо полностью отказаться от всего экономического сотрудничества – это просто невозможно. Другие говорят, что нужно полностью отказаться от нашей политической установки, и путь бизнес рулит.
Я не понимаю, как у нас так часто получается в Латвии, что нам сложно ехать по середине дороги – действовать соразмерно, быть принципиальными в принципиальных вопросов, но быть и практичными, а не кидаться из крайности в крайность", - заявил министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс.
Вопиющий тон
По сведениям Nekā personīga, стивидоры подготовили и другое письмо в адрес российской стороны, но оно не прошло согласование в посольстве Латвии в России.
"Да, были различные проекты, был один проект, который я сам недавно видел. Если бы вы его видели, вы бы действительно могли сказать, что тон был не только просительным, он был просто вопиюще неприемлемым для суверенного государства. Но этот проект подготовлен, насколько я знаю, не в госуправлении", - отметил Ринкевичс.
Посол Латвии в России Марис Риекстиньш отказался комментировать проекты, которые были забракованы.
"Циркулируют разные идеи, есть предприниматели, которые думают, что по-прежнему политикам достаточно поклониться и поцеловаться – и бизнес пойдет, но эти люди застряли в начале девяностых", - считает глава МИД Латвии.
Экс-президент Валдис Затлерс полагает, что единственный возможный вариант – более тесная интеграция со странами Евросоюза и перевозка грузов из Финляндии в Польшу, Германию и дальше.
"А восточное направление сейчас законсервировано, скажем так. Это не конфликт, но замороженный конфликт. Когда появится возможность, его можно будет возобновить. Все же мы живем в рыночной экономике, спрос и предложение дают нам видение того, куда инвестировать и как развивать свою транспортную сеть", - заявил Затлерс.
Ранее министр сообщения Латвии Талис Линкайтс объяснил, почему Латвия оказалась не готова к уходу российских грузов.
Читать далее:
https://lv.sputniknews.ru/econ ... .html