https://zen.yandex.ru/media/do ... 2dde6Несмотря на приближающиеся морозы, украинская сторона продолжает стагнировать в вопросе обеспечения советских ТЭС, доставшихся в наследство от СССР, необходимыми марками угля. До начала вооруженного конфликта против жителей Донбасса, Киев обеспечивал западные и центральные области нужными сортами угля, которые добывали труженики восточных регионов.
После начала торговой и экономической блокады на фоне военного конфликта со стороны Киева, украинское правительство перешло к закупкам российского и казахстанского угля, которые маркировались командой экс-президента Петра Порошенко и его энергетиков правильными марками угля по схеме “Роттердам+”. Такая схема позволяла неплохо кормиться управленцам Ахметова и Порошенко. Но в конце 2019 года на Западной Украине начались захваты российских составов с углем, которые шли транзитом через Белоруссию.
Возглавил захваты российских составов известный украинский деятель, экс-командир украинского батальона “Донбасс”, а по совместительству и бывший депутат Верховной рады Семен Семенченко, он же Константин Гришин до побега из Донецка в 2014 году. По мнению общественника, поставляя уголь Украине, Москва продолжает насаживать Киев на энергетическую иглу с целью политического шантажа.
В результате печальных событий в Сосновке, где национальная полиция Львовской области самоустранилась и позволила Семенченко разбить полевой лагерь у захваченного состава с углем, Москва запретила транзитные поставки через территорию Белоруссии с 1 октября 2019 года.
Ситуация усугубилась после попыток давления украинской стороны на Российско-Казахские отношения.
Украина является одним из важных партнеров Казахстана в плане закупок того же угля. В отношениях с Москвой в вопросах угольных споров, Киев пользовался выгодой казахстанских поставщиков с целью раздражения политического руководства России, но антироссийский курс нового руководства страны не сильно расстраивал Москву.
Однако, после провокаций во Львовской области, Россия потеряла несколько составов с углем, что привело к ограничению транзита казахстанского угля на территорию Украины. Поставки ограничены, кроме того - спрос казахстанского угля упал и в России из-за увеличения объемов собственного угля, который больше не идет на Украину.
Министерство интеграции и торговли Казахстана отметило, что в период с июля по сентябрь 2019 года Украина купила около 340 тысяч тонн угля, но Киев стремился снизить объемы закупок у братской республики. В итоге прений, казахстанская компания АО «АрселорМиттал Темиртау» обратилась в ЕЭК с вопросом ограничения транзита угля на территорию бывшей УССР, усмотрев в действиях России нарушение договора о ЕАЭС, тогда же аналогичные претензии Москве выставило и правительство Белоруссии и Киргизии.
В результате конфликта была организована встреча Премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева и спикера сената Казахстана Дариги Назарбаевой.
«Объективно других рынков сбыта для казахстанского угля нет. Европейское направление из-за падения цен и роста транспортных расходов практически остановилось. В таких условиях российские меры ставят наши угледобывающие предприятия на грань остановки», - отметила она.
В результате переговоров Казахстан добился увеличения квоты на поставки своего угля на территорию Украины по территории России. Но, Киев поднял новую волну конфликта, затронув вопрос обеспечения страны казахстанскими подшипниками и минеральных удобрений. Фактически, после встречи Зеленского и Назарбаева, Киев развернул торговую войну против Нур-Султана, открыв санкционную политику по целой группе казахстанских товаров.
Подшипники поставлялись по заказам “Укрзализницы”, составляя среднегодовой оборот около 2,1 тысяч тонн готовых изделий. Однако, Киев внезапно начал преследовать казахскую компанию АО “ЕПК Степногорск” по антидемпинговому расследованию, и затронул сотрудничество казахстанских компаний по производству удобрений, которые занимали квоту на украинском рынке в 113 тысяч тонн удобрений в год.
При этом, со стороны Киева, вина в блокировании своего рынка для Казахстана была переложена на плечи Москвы, которая якобы во всем ограничивает добрые отношения Киева и Нур-Султана. Но, в столице Казахстана обратили внимание на тот факт, что киевские претензии начались сразу же в ответ на проводимые антидемпинговые расследования со стороны Евразийской экономической комиссией, которые привели к торговым квотам для украинских товаров на рынках ЕАЭС.
«Казахстанская сторона выражает обеспокоенность проводимым украинскими властями защитным расследованием. Рынок Украины является традиционным для казахстанских производителей подшипников и минеральных удобрений, и установление барьеров в отношении их поставок из Казахстана может серьезно ухудшить экономическое положение казахстанских производителей», –заявила Жанель Кушукова 5 ноября на встрече с украинской делегацией во главе с замминистра развития развития экономики, торговли и сельского хозяйства – торговым представителем Украины Тарасом Качкой.
После встречи Зеленского и Назарбаева по итогам консультаций в Нур-Султане 30 октября, Киев озвучил новые санкции против казахских валков, оцинкованного металла и труб. Киев заявил о претензиях на восстановление полномасштабного транспортного сообщения.
Однако, украинский заместитель министра экономики Качка, видимо, не понимает, что у Казахстана и Украины нет общей границы, поэтому суть претензий ведет к разрыву деловых отношений между странами, и ничего более.
Отмечается, что блокада захваченных вагонов с углем из России в селе Сосновка продолжается. Экс-депутат Рады Семен Семенченко продолжает набирать в ряды блокираторов кадры из местного населения. Кроме того, он пригласил президента Украины Владимира Зеленскогоприсоединиться к блокаде.