Особое беспокойство, по мнению телеканала, в НАТО вызвали работы по удлинению уже существующей взлетно-посадочной полосы с 2500 до 3500 метров.
Что, по расчетам экспертов, позволит принимать на архипелаге боевые самолеты всех типов.
В том числе — истребители-перехватчики МиГ-31 и даже стратегические бомбардировщики Ту-160.
С учетом расстояния (до Северного полюса всего-то тысяча километров) авиация России сможет в короткие сроки добраться до Северо-Восточной Гренландии и с помощью крылатых ракет большой дальности атаковать Туле (основную военную базу США в Гренландии).
Такие вот «страхи» выдает датская разведка, анализируя существующие угрозы.
Обеспокоенность по этому поводу прозвучала и в словах премьер-министра Норвегии Эрны Сульберг, которая заявила, что Россия увеличивает свою военную мощь на Севере, «она стала быстрее, мобильнее, у нее больше оборудования и возможностей».
Собственно, ничего нового не прозвучало, даже в названиях премьер запуталась —
то ли это будет база «Нагурское», то ли «Нагурская» (тут лингвистические тонкости русского языка сказались).
Просто обозначила тему, не забыв добавить, что Норвегия регулярно докладывает союзникам по НАТО о росте боевого могущества российских вооружений в Арктике.
«Наша задача — быть глазами и ушами альянса на севере», — отметила г-жа Сульберг.
Что-то недоглядели и недосмотрели эти «глаза и уши».
И предположения о готовности к эксплуатации самой северной российской военной базы за 80-градусной заполярной широтой к 2020 году несколько запоздали.
Потому как она уже давно существует в степени полной готовности.
Строительство административно-жилищного комплекса «Арктический трилистник», возведенного в интересах развития военной инфраструктуры Северного флота РФ в Арктике на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа уже завершено. С большой долей вероятности можно утверждать, что и упомянутое удлинение ВПП тоже близко к завершению.
Сейчас рядом с пограничной заставой «Нагурское» полноценно действует и одноименная авиационная база созданного в 2014 году нашего Объединенного стратегического командования «Север».
Еще в 2017 году «Свободная пресса» рассказывала о введении в строй самого северного в мире военного аэродрома, который будет способен круглогодично принимать практически все типы военно-транспортных самолетов.
Причем, не только типа Ил-76 или топливозаправщиков Ил-78, но и истребителей и фронтовых бомбардировщиков.
На острове Земля Александры еще тогда была образована авиационная комендатура, радиолокационная рота, зенитно-ракетный дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1»,
пункт наведения боевой авиации.
Были оборудованы самолетные стоянки.
В том числе — крытые отапливаемые ангары для Су-34, которые здесь несут службу
в составе дежурных сил. Хранилище авиационных средств поражения (бомб и ракет) рассчитано на нанесение массированных ударов по потенциальному противнику.
Сейчас возможности базы, площадь которой составляет более 14 тысяч квадратных метров, действительно существенно расширяют.
Автономность комплекса позволяет обеспечивать комфортное проживание и выполнение служебных задач группе из 150 человек в течение полутора лет.
На острове отсыпаны дороги, построена и функционирует береговая насосная станция, позволяющая принимать топливо от танкеров.
Здесь даже возведен самый северный храм в мире — святого Николая Чудотворца. Понятно, что и размещение на авиабазе истребителей и бомбардировщиков — уже решенный вопрос.
Это теперь такой «Арктик-сити» — обжитое место с практически неограниченными военными возможностями.
Всего в Арктике Россия возводит десять военных аэродромов.
Программа строительства стартовала еще в 2014 году. Большинство из них, в том числе на острове Земля Александры, уже готовы к боевому применению.
Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты еще никто в мире осуществить не смог. Только Россия.
И тем обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды.
Основные военно-воздушные базы наших ВКС теперь располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области.
Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков.
В первую очередь — типа МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать там как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических.
Все аэродромы всесезонные и могут принимать различные типы самолетов.
— Истребительной авиации крайне важны места дислокации, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, — говорит авиационный эксперт Александр Дробышевский.
— Еще во времена Великой Отечественной войны использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевой аэродром находился практически у линии фронта.
На Севере, с его тысячекилометровыми расстояниями, тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния.
Не тратить драгоценное время взлетев, скажем, из Новосибирска.
А подняться в воздух посреди Северного Ледовитого океана.
Тогда тут любая цель, атакующая нас с арктического направления, окажется в пределах досягаемости ракет российских истребителей.
Есть существенная выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации.
В принципе, ей там нет смысла постоянно базироваться.
Но в случае необходимости «стратеги» могут рассредоточиться по всем военным аэродромам.
Поэтому и предполагается еще в мирное время заранее по всей стране оборудовать целый десяток соответствующих взлетно-посадочных полос.
И при необходимости совершать с них боевые вылеты до тех же США.
С возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет.
По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые «аэродромы подскока», которые позволят в случае необходимости полностью контролировать не только небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любых целей в этой части континента.
Северная «паутина» с задействованием авиационных средств как оборонительного, так и наступательного вооружения покрывает сейчас все арктическое побережье России.
Раньше мы «закрывали» Север, в основном, средствами зенитно-ракетных войск, которые и сейчас существенно усилены за счет развертывания новой дивизии противовоздушной обороны.
«Арктический» доступ и для истребительной авиации этот потенциал очень серьезно усилил.
Новая группировка сил и средств ВКС в заполярном регионе способна надежно прикрыть и промышленный Урал, и столичный регион.
Речь идет не только о строительстве взлетно-посадочных полос, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру.
А именно — пункты наведения авиации, радиолокаторы.
Самое главное, что все это уже находится в действующем режиме — система безопасности уже работает.
Стоит отметить, что строительство военных аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности.
Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза.
Самолеты США летали к нашим границам регулярно. Изучали, на каком расстоянии их засекают советские локаторы ПВО. Затем разворачивались на 180 градусов и уходили восвояси.
Эти сведения американцам нужны были для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot. В ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.
Именно поэтому еще с начала 50-х годов в СССР началось строительство аэродромной сети на северных островах.
Идею в полном объеме удалось воплотить только сейчас, причем — в более глобальных масштабах.
Арктика была и остается важнейшим регионом как для экономического развития,
так и для сохранения баланса сил ядерного сдерживания. Сейчас уже можно смело утверждать, что это направление России удалось полностью обезопасить.
А в это времяПо словам командующего Северным флотом вице-адмирала Александра Моисеева, Россия намерена резко наращивать возможности своей ПВО в арктическом регионе.
В этом году зенитный ракетный полк противовоздушной обороны СФ, дислоцированный на острове Южный архипелага Новая Земля, был полностью перевооружен на новые комплексы С-400.
«Планируется, что в ближайшие годы все наши арктические дивизионы будут оснащены подобными комплексами и фактически над российской частью Арктики будет создан противовоздушный купол», — заявил вице-адмирал.
https://svpressa.ru/war21/arti ... 1139/