Спецтема: Куда улетели крылатые пассажирские суда? В начале 1960-х годов херсонцы впервые увидели необычный водный транспорт, который очень скоро превратился из диковинки в обыденность - это были «ракеты». Пасажирские суда на подводных крыльях - тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании на низкой скорости судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт вызываемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. Таким образом значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости. В Советском Союзе первое пассажирское судно на подводных крыльях, «Ракета», вступило в эксплуатацию в 1957 году. В шестидесятых годах начался серийный выпуск пассажирских судов на подводных крыльях «Метеор», «Комета», «Беларусь» и «Буревестник». В семидесятых-восьмидесятых годах последовали суда «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон». В единичных экземлярах в шестидесятых годах были построены экспериментальные СПК «Стрела-1» (первое в Советском Союзе морское пассажирское СПК, 1961), «Стрела-2» (1962), «Стрела-3» (1963), СПК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1233 «Тайфун» в пассажирском варианте (1969). Первым судном такого типа на Днепре стал Метеор 1. Начал он свои регулярне рейсы в 1963 году. Работал на линии Херсон-Кременчуг. Анализ опыта использования данного транспортного средства показал его надежность, хотя и обнаружил риски при его использовании. Было решето всецело развивать данный вид транспорта. "Ракеты" вскоре стали очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на "Ракете" в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные поезда или автобусы на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке. С развитием нового вида транспорта потребовались новые специалисты. Десятки херсонских речников, пройдя спецкурс в Киеве, заняли на капитанские мостики. Свыше 30 лет «крылатый» флот успешно трудился на Днепре, отчаливая в Херсоне и швартуясь в Одессе, Евпатории, Ялте, Скадовске, Бериславе и мноих других городах. Постепенно обновлялся парк нових судов. До 1974 годов судов старых типов в Херсоне практически не осталось, их переводили на более короткие маршруты, как правило в водохранилища. Например «Ракета 9» начала свій трудовой путь в Херсоне в 1963 году, до этого отработав 2 год. Эксплуатировалась почти десять лет, после чего переименованная в «Герман Титов» и рабо тала на линии Днепропетровск - Запорожье, еще около двадцяти лет. И такие истории неединичны, рабо тали «Ракеты» на совесть. Говорят, что эти первые суда до сих пор возят пассажиров за границей, но подтверждения этому пока нет. В 1974 году областная газета «Надднепрянская правда» писала: «В нынешнюю навигацию на Днепре будут трудиться десятки судов на подводных крыльях типа "Ракета" и "Метеор". Открыта пассажирская линия Херсон-Одесса. Рейсы выполняют суда на подводных крыльях по расписанию: отход из Херсона в 8:30 и 15:00, из Одессы - в 8:00 и 15:00. Пребывание в пути 2 часа 40 минут. (Стоимость проезда в один конец 4 руб. 50 коп.) А вот восспоминания одного из капитанов «Метеора»: «Хорошие были времена... До сих пор душа болит за загубленную пре лесть (Ракеты) и ушедшую юность. Особенно нравились "Кометы". Стоять на кормовой палубе было истинным блаженством. Ощущение супер. Скорость и мощная струя из-под твоих ног и еще пиво? настоящее в буфете (не то, что сейчас - порошок с углекислотой чтоб никто ничего толком не понял). Я мог так заворожённо простаивать всё время перехода по нескольку часов Ходило (не плавало) их много: Одесса - Херсон - через каждые три часа были в 1980-х. Речфлотовские херсонские Кометы и Морфлотовские одесские Кометы и Колхиды Одесса - Каховка 15.00 - 20.10 - любимый рейс. Стоил проезд 7 руб. Автор этих строк с умиление вспоминает поездки в Берислав к родственникам на «Комете». Сейчас в этот гордок можно попасть исключительно на автобусе. В средине 1980-х годов белорусский завод, специализирующийся на производстве судов на подводных крыльях выпустил несколько типов судов, которые стали альтернативой речным пароходам. Небольшие, маневренные суда появились и в Херсоне. Назывались они «Полесье» и работали на пригородных рейсах. Еще 25 лет назад при помощи такого судна добраться по воде в Голую Пристань можно было за 20 минут. Ходили они в Старую Збурьевку, Рыбальчее, Геройское. Как правило, их услугами пользовались херсонские дачники, рыбаки и грибники. Цена была около 1-2 рублей (при цене на пароход 20-50 коп.). В этот же период Херсонский судоремонтный завод им. Коминтерна приобрел два быстроходных мелкосидящих пассажирских теплохода, которые очень напоминали «Полесья», но были более экономичны, так как комплектовались водометным движителем. Многие дачники должны помнить эти неуклюжие на вид, но очень быстрые катера. Между собой они называли их Самуил и Демьян, сокращая их названия - «Самуил Маршак» и «Демьян Бедный». Представить, что бы сей час дачники имели возможность добираться на свои садове участки таким комфортабельным способом невозможно, им и старые катера в редукую, но радость. Всё умерло в 1993 году. Суда разворовали и распродали в Грецию, на Филипины и другие страны. В Ялте остались только две Стрелы. Ходили на Стамбул и Синоп (возили мешочников в 90 - х). Сейчас пытаются возродить летние уже больше туристические чем просто пассажирские (из-за цены) рейсы из Одессы на Крым и далее на Кавказ. К концу 1980-х упразднили почти все речные вокзалы и пристани, а речной флот стал быстрыми темпами «очищаться» от морально и физически устаревших судов. Металлозаготовительная лихорадка, охватившая всю страну, всячески «развивала» этот бурный процесс... Журналисты одного киевского издания в свое время расспросил о киевских «Ракетах» близкого к «Укрречфлоту» человека, попросившего не называть его имя. По его словам, транспортная компания обескрылена с 1996. Тогда флот передавался Фонду госимущества, а тот, в свою очередь, сплавлял «крылышки» за бугор. Греческие, китайские, вьетнамские, голландские коммерсанты по дешевке скупали в постсоветских странах огромное количество «Ракет». Почему мы избавлялись от чудо-техники? Да потому что чудеса дорого стоят. Алюминиевый корпус, самолетный двигатель это не те вещи которые лежат без надобности. Кроме того «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива. Сам момент «взлета» - выхода судна на несущие крылья - был немногим менее энергозатратен, чем старт космического корабля «Союз-1». Неспроста на них ставили движки от тяжелых самолетов, а на «Метеоры» по 2 на каждый. Поэтому СПК нерентабельны на коротких маршрутах. При СССР хороших дорог было мало, зато наладили развитую сеть речного транспорта. Плюс топливо по 30 коп/тонна. Это делало крылатый флот удобным и дешевым. Строились дороги, рос автопарк и цены на энергоносители - так «Ракеты» отошли тихонько умирать в сторонке. «Ракеты» умерли из-за неэкономичности. Проблема в прожорливости или нужно было особенное дорогое топливо? Развить большую скорость на воде очень непросто. До 100-120 км/ч дошло только благодаря гибриду корабля и самолета - крылатому флоту. На «Ракеты» даже двигатели ставили от бомбардировщиков. Уникальный агрегат, суперлегкий, полностью из алюминия, 1000 лошадиных сил как-никак. А питались они обычной солярой, дизтопливом, ничего особенного. Правда, аппетит - 103 кг/ч на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь... Старое резали, но не так глупы были руководители «Укрречфлота» и других организаций имевших эти суда. Более менее новые суда как мы видим продали. Мы решили узнать судьбу херсонских «ракет». Это было непросто, ведь большинство этих судов были проданы незаконно, а вывезенны чуть ли не контрабандным путем. Итак: «Комета 03» - Год постройки 1979. Продана в Грецию. В 1996 году переименована - «Tasoula», в 2000 - «Cometa III», в 2007 - «Aegli». Облсуживает туристические и и пассажирские маршруты. «Восход» - из Херсона 5 судов переведены на линию Киев-Днепропетровск. Позже продан в Канаду (Монреаль). Переименован в Cassiopea II. СFF 7/2001. Со слов канадского лоцмана раньше они работали на линии Монреаль-Квебек, но после нескольких аварий (посадка на мель на реке Святого Лаврентия и отказ двигателя в рейсе), народ стал жаловаться и поток пассажиров уменьшился. На осень 2006 года все 5 штук находились на отстое в Монреале в ожидании покупателя.Сейчас корабли данного типа в Канаде продают по 150 тысяч долларов за штуку. Возможно среди выставленных на продажу есть и херсонские. Последними были проданы «Полесья». Насколько удалось узнать один из херсонських заводов долгое время не мог реализовать два корабля и только в 2002 году сумер продать их в Грузию. Видать грузины оказались богаче и могут позволить себе передвигаться на таком прекрасном виде транспорта. Тише нынче стало на Днепровских просторах. Заметно поубавилось больших и малых морских и речных судов. А вездесущие гулкие моторки словно «вымерли». Лишь изредка проплывают уже прочно вписавшиеся в днепровский интерьер суда смешанного плавания «река-море». И совсем редко швартуются у великолепного речморвокзала красавцы-лайнеры с иностранцами и спецгруппами наших граждан. Уделом херсонских речников остались традиционные грузы: зерно, лес, песок, металл, уплывающие «за бугор» на «чужих» судах и издерганные дачники в весенне-летний период... © Copyrights pik.ua - Подробнее:
https://pik.ua/news/url/spetst ... _suda