C афтешока грамотная статья.
У меня у самого шок - оказывается договор это не то что я подписал на бумажке, а некая абстракция смс-ок
Цитата:
Как нам прекратить телефонно-банковское мошенничество
Недавно один из камрадов опубликовал пост про постадавшего от мошенников генерала. За неделю нашли гражданина Украины, который получал деньги в банкомате.
Тема мошенников активно работает и пострадавших очень много.
У меня тоже есть, что сказать по данному вопросу.
Не так давно маме одного знакомого (кстати юриста) так же позвонили по телефону. Она отправила коды и в результате Сбер повесил на неё кредит - около 300тыс рублей.
Знакомый попросил помощи у моего товарища и коллеги - можно ли хоть что-то сделать?
Дело, по всей ранее имевшейся практике, проигрышное. Банк это же священная корова.
А человек всегда стоит на ступеньку ниже. Это по жизни, на самом деле. По закону все равны, но Банк заведомо в более выигрышной позиции, в состязательном то процессе.
Человек, обычный и простой, не обладает ресурсами банка, у него нет своего отдела, а то и нескольких, из профессиональных юристов, которые "собаку съели" и "трактор переговорят".
Да и присутствует в обществе мысль, что банк это же Банк, у них всегда всё правильно. Мысль, на самом деле, глубоко ошибочная.
Товарищ взялся за дело. Я принимал участие в обсуждении и ситуации и возможных путей решения. Поэтому информация достоверная и практически из первых рук. Сразу скажу, что вероятность благоприятного исхода по таким делам практически отсутствует, естественно если Вы не генерал какой-нибудь. Единственным путем было - делать всё, что возможно и как следует, а там... Все всё прекрасно понимали.
Заявление в милицию и в суд.
В милицию понятно по факту мошеннических действий. Но тут тоже не всё так просто, анализ практики показал, что раньше людям отказывали иногда даже в возбуждении уголовного дела. Вот если бы украли, то тогда... А на Вас просто кредит оформили - Вы же ничего не потеряли. Логика - огонь, конечно.
В суд заявление - а какое? Признавать кредитный договор незаключенным, Что кажется логически верным т.к. мама его не подписывала ? Там и нет никакого подписания, на самом деле. Вам высылаются на телефон коды для активации кредитных отношений и когда Вы их вводите в личном кабинете перегоняют деньги на счет.
И моментом именно заключения кредитного договора следует считать момент ввода кода в личном кабинете. Да у мамы-пенсионерки был(есть) личный кабинет в Сбере.
Пришли к выводу о необходимости подачи заявления о признании сделки недействительной. Всё дело в правовых последствиях. При признании недействительной есть возврат сторон в первоначальное положение, а при незаключенности - нет.
Судья в районном суде искренне хотела разобраться в ситуации. Суд у нас конечно беспристрастен, но судьи тоже человеки и им не чуждо. И удовлетворила абсолютно все заявленные ходатайства.
Банк естественно ходил со спокойной мордой (являлись в процесс, что само по себе не всегда бывает). У нас всё правильно, мы же Банк, нам пофиг. Коды запросила, отправила сама невесть кому или неотправляла - нам не ведомо, потом с её телефонного номера зашли в личный кабинет и оформили кредит и деньги куда-то отправили. А истица просто кредит отдавать не хочет поэтому и пошла в суд и в милицию(полицию).
По ходатайствам была истребованна инфа из банка - техническая, какие телефонные номера, айпи, время операций. Из телефонной компании - звонки с маминого номера, привязка к станции во время операций.
Банк дал инфу - мама заходила со своего телефона и айпи в этот день. А вот коды на выдачу кредита пришли с её телефонного номера с другим(чужим) айпи. Сделали запрос в Ростелеком кому принадлежит данный айпи - отписка в ответ. Самостроятельно на специализированном сайте нашли за кем числится диапазон айпи адресов, в который попадает айпишник. В подмосковье конторка. Сделали распечатку скринов прямо с данного сайта. Приложили к ходатайству - запросить информацию по этому айпи. Судебный запрос в эту контору - они прислали данные с кем был заключен договор аренды на данный айпи действовавший во время операции. Фамилии, номер телефона и адрес эл.почты.
Ходатайство о проведении технической экспертизы. Изначально предполагалось, что на компьютер пострадавшей была установлена вирусная программа. Но всё оказалось не так - жулики действовали со смартфона с андроидом. Номер постадавшей был эмулирован. И по техническим данным Банка она сначала связывалась с банком со своего телефонного номера с одним айпи(настоящим), а потом отдавались команды - вводились коды с этого же номера телефона, но с другим айпи, с тем самым который в указанный период некое лицо арендовало у подмосковной конторки.
Банк не смутило наличие разных айпи у одного и того же телефонного номера.
По первой инстанции - отказ в удовлетворении исковых требований. Ожидаемый.
А вот в областном суде ситуация стала интересней.
По статистике процент отмен во второй инстанции крайне не велик. И никто не питал никаких иллюзий - просто делали, что должны. Иногда это самый лучший вариант.
Судьи выслушали позицию сторон - и ушли в совещательную комнату. Вышли минут через 40 (это долго для данного дела, обычно быстрее - оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения), и говорят - продолжаем заседание - тут у суда вопрос возник.
- А что у Вас с уголовным делом?
- Признали потерпевшей. Идет следствие.
- В материалах дела нет данных из уголовного дела. А давайте затребуем суду, для ознакомления материалы уголовного дела. Откладываемся.
Было уже два отложения - следователи ссылаются на тайну следствия. Суд настаивает хотим увидеть - сами судьи, не участники.
Документы по признанию потерпевшей получены у следователя и уже приобщены к делу.
Следующее заседание назначено на конец апреля.
В заголовке я указал - как нам прекратить телефонно-банковское мошенничество. Перехожу к раскрытию сути.
Банки должны начать терять свои деньги.
До этого момента они просто не заинтересованны что либо менять. У банков есть профессиональные безопасники, программисты, юристы как свои штатные, так и привлеченные со стороны. Но им даже не ставится задача обеспечения 100% достоверности и безопасности. А зачем? Когда все денежные средства банк компенсирует за счет пострадавших граждан. Только убытки и желательно массовые заставят банки решить данную проблему.
А решается она в пять секунд.
Например - Привязывать к клиенту не только номер телефона, но и айпи.
Изменился айпи - клиент ножками приходит в любой филиал банка с паспортом и пишет личное заявление.
Это моё мнение как не профессионала, у Банков штат профессионалов и если им поставят задачу, они её очень быстро могут решить, этим, или каким-то другим способом. Профессионалам виднее как.
Признание потерпевшим по возбужденному уголовному делу - это очень важно, для данной категории дел.
Государство в лице правоохранительных органов прежде всего пришло к выводу о самом факте совершения преступления и возбудило уголовное дело, после проведенной проверки. Затем государев человек - дознаватель, следователь, судья изготовил юридически значимый документ - постановление о признании потерпевшим по уголовному делу. С этого момента у постадавшего меняется правовой статус - круг прав и обязанностей.
Я бы с точки зрения государства именно на этом бы и остановился - признано лицо потерпевшим - удовлетворять требования о признании сделки недействительной.
Убытки у Банка? Ну так пишите сами теперь заявление на признание Вас - Банка потерпевшими.
Когда найдут преступников - тогда уважаемый Банк взыскивайте с них.
Не хотите терять деньги? Сделайте так, чтобы этого избежать. А как? Вам, Банку, виднее.
Был момент с ходе процесса. Человек сам запрашивал коды для активации. И ему(ей) на телефон банк эти коды выслал. Человек передал эти коды жуликам. И вводили их уже жулики.
Так вот возник вопрос какой момент является моментом заключения договора.
Момент запроса кодов не может быть моментом подписания, т.к. человек может их вводить или не вводить.
Следовательно моментом заключения в данном случае кредитного договора следует считать момент ввода кодов. А человек этого не делал. Следовательно кредитный договор - не подписывал( по аналогии с бумагой).
Банк настаивал - типа ну и что? И банку привели пример - прихожу к вам в банк с другом - протягиваю вам свой паспорт, вы удостоверяете личность - я. готовите договор и передаете мне на подпись. я передаю договор другу - подписывает договор ОН, не я. Устроит вас такой договор?
Конечно нет - говорит банк.
Так здесь же то же самое. Вы не можете достоверно установить лицо с которым вступаете в договорные отношения.