Давид против ГолиафаНачало Второй Мировой войны. В виду очевидного и безоговорочного превосходства морских сил Союзников, Германия принимает решение развернуть рейдерскую войну. Наиболее известными рейдерами стали, безусловно, "карманные линкоры" "Шпеер" и "Шпее", а так же тяжелый крейсер "Принц Ойген" и линкор "Бисмарк". Но основная часть нагрузки легла на вспомогательные крейсера.
Капитан Теодор Детмерс
Одним из них и был герой сегодняшнего материала, очередной "Корморан". Будущий рейдер сухогруз "Штейнмарк" был построен в Киле в 1938 году, а в 1940 году был переоборудован во вспомогательный крейсер на верфи Deutsche Werft в Гамбурге и получил наименование "Корморан" (германское оперативное обозначение Schiff 4, британское — "Рейдер G"). Командир рейдера фрегаттенкапитен Теодор Детмерс был одним из самых молодых командиров вспомогательных крейсеров — 1902 года рождения. Вспомогательный крейсер имел водоизмещение 19 900 тонн, при длине/ширине/осадке в 164/ 20,2/8,5 метров соответственно. Бронирование отсутствовало. Ход давала двухвальная дизель-электрическая установка мощностью 19 000 л.с., максимальная скорость – 19 узлов. Экипаж насчитывал 399 человек. Артиллерийское вооружение рейдера состояло из шести (по 2 в носовой, центральной и кормовой части судна) 150-мм орудий, и одного 75-мм. Зенитное вооружение было представлено 4-мя 40-мм пушками, 2-мя 37-мм и 5-ю 20-мм. На рейдере были установлены 6 торпедных аппаратов. Авиационная группа состояла из 2-х разведчиков Arado Ar 196.
Продолжительность службы корабля оказалась немногим менее года, но именно этот корабль стал героем уникального события — в морском бою ему удалось нанести критические повреждения австралийскому легкому крейсеру "Сидней". В истории двух мировых войн не было больше случаев, когда вооруженному торговому судну удалось потопить корабль противника такого класса.
3 декабря 1940 года рейдер вышел в море, 8 декабря зашел в норвежский порт Ставангер. 13 декабря замаскированный в советский грузовой корабль Вячеслав Молотов направился в Атлантику.
29 декабря 1940 года при хорошей видимости, команда первый раз пробовала запустить самолет, но в результате, он получил повреждения от ударов из-за качки.
6 января 1941 года "Корморан" потопил первое судно, 18 января 1941 второе, а 29 января - сразу два.
После этого рейдер спешно покинул район событий, куда срочно, после радиоперехвата были отправлены тяжелые крейсера "Девоншир" и "Норфолк", которые не успели перехватить немцев.
Следующие полгода вместили в себя несколько удачных и не очень удачных операций. "Корморан" стал настоящей "занозой в заднице" британцев.
За неполный год своей службы во Второй мировой войне, вспомогательный крейсер потопил и захватил 11 судов, общий тоннаж которых составил около 70000 тонн.
Звездный час "баклана" (именно так на русский переводится название рейдера) наступил 19 ноября 1941 года. В условиях отличной видимости был замечен дым. Чуть позже, поднявшись на мостик, капитан Детмерс понял, что замечен военный корабль. Им оказался австралийский легкий крейсер "Сидней". Ситуация, как казалось, была безнадежной. В попытках сбить противника с толку и затягивая время, радисты посылали по радио сигнал бедствия, о нападении на торговца неизвестного корабля.
"Сидней" принадлежал к современной серии легких крейсеров армии Его Величества - модернизированному типу "Линдер", также известному, как "Перт". В австралийском флоте служило три таких крейсера.
"Сидней" был опытным бойцом и прослыл удачливым кораблем - за годы войны на нем был минимум потерь, несмотря на несколько серьезных передряг, в которые попадал крейсер. В частности, "Сидней" потопил один из итальянских "Кондотьери" и сильно повредил другой, а сам умудрился уцелеть в неравном бою. Но везение не бывает бесконечным.
Крейсер "Сидней"
Крейсер тем временем сближался, наведя на рейдера орудия носовых башен. "Сидней" уже догнал "Корморан" и оказался на его траверсе по правому борту на расстоянии в 900 метров. На постоянные запросы с Sydney в ответ был спущен голландский флаг, поднят флаг Кригсмарине и за несколько секунд сняты маскирующие щиты. "Корморан" открыл огонь. Залпы из 37-мм автоматов и трех 150-мм орудий накрыли мостик "Сиднея", нанеся повреждения системе управления огнем. Выпущены две торпеды из аппарата правого борта.
Для сравнения вооружение "Сиднея" составляли восемь 152-мм пушек, сконцентрированных в четырех башнях (по две на носу и в корме). К тому же, бронепояс был толщиной в 76 мм, а максимальная скорость хода военного судна составляла 32,5 узла. И это еще не упоминая 2 четырехторпедных аппарата с 533-мм торпедами.
Артиллерия австралийского открыла неточный ответный огонь из-за слепившего солнца. Попадание одной из торпед немца, повредило носовые башни, крейсер стал заваливаться на нос. Оба корабля продолжали обстрел, но у "Сиднея" огонь вели только кормовые башни. На кораблях вспыхнул пожар. Объятый пламенем военный корабль уходил на юг, имея дифферент на нос, получив сильнейшие повреждения. Когда стемнело Детмерс приказал прекратить огонь, в это время "Сидней" 5-узловым ходом продолжал уходить на юг находясь примерно на расстоянии 9 километров. С "Корморана" наблюдали зарево примерно до 22-00.
Повреждения рейдера, полученные в неравном бою оказались фатальными: на борту усиливался пожар, огонь приближался к минному отсеку. Капитан понимая, что корабль спасти не удастся, и отдал приказ покинуть судно, а также заминировать топливные цистерны.
Во время эвакуации спущенный надувной плот дал течь и опрокинулся. Все находившиеся на нем — приблизительно сорок человек, в основном раненые — утонули. Получив известие, что минный отсек начинал заполняться дымом, Детмерс, забрав флаг корабля, в 24.00 последним покинул корабль.
Через 10 минут сработали подрывные заряды. Детонация мин буквально превратила в пыль кормовую часть и в 0.35 рейдер быстро затонул в точке с координатами 26°05′46″ южной широты 111°04′33″ восточной долготы. На волнах остались 320 моряков. Погибло 80 человек — 2 офицера и 78 матросов.
Как выяснилось позже, команда "Сиднея" смогла сохранить управление над крейсером, крейсер уходил на юг, в направлении Джеральдтона, со скоростью 1,5 узла. На протяжении 4-х часов корабль сохранял плавучесть, но затем, вероятно, крен на левый борт достиг критической отметки и "Сидней" затонул. Из экипажа не выжил никто. Голиаф оказался повержен. На долгие 60 лет судьба обломков австралийского крейсера стала загадкой.
После войны капитан Детмерс написал книгу о своей службе на "Корморане", переведенную на английский язык.
Американский охотник за обломками судов Дэвид Мирнс 12 марта 2008 года на дне Индийского океана, в точке с координатами 26.09611°S 111.07583°E, на глубине 2650 метров обнаружил обломки рейдера "Корморан". Корпус корабля разломился на 2 части от взрыва минного погреба. Обе части лежали на дне в 1300 метрах друг от друга. 17 марта 2008 года в 21,3 км к югу от обломков рейдера были обнаружены останки "Сиднея". Они представляли собой полосу обломков 500 метров в длину, в начале которой лежал нос крейсера, а в конце - остальная часть корабля. После обнаружения оба корабля находятся под защитой австралийского Акта об исторических обломках кораблей 1976. 14 марта 2011 корабли были включены в список национального наследия Австралии.
https://zen.yandex.ru/media/wo ... 40f1b