К.- Нет, не вижу.
Б. - Каков ваш прогноз будущего России на завтра и лет через 10?
К.- Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех, кто умеет думать, но не умеет работать. Копать там. Умеет только изобретать. В последующем превращение в десяток маленьких государств.
Б. И как долго это будет длиться?
К. Думаю, в течение 10-15 лет.
Б. А вот те ресурсы - экономические, людские, когда они будут приведены в действие?
К. Понимаете, в течение 70 лет, когда формировалась мировая экономика, советская экономика, Советский Союз находился как бы вовне, развивался по своим внутренним законам. И , знаете..., когда руку или ногу там отнимают, ткань рубцуется и превращается в культю. Мировое хозяйство развивалось без СССР и оно самодостаточно. В нем достаточно ресурсов, все есть. И теперь, когда появилась Россия - она никому не нужна. (Хихикает). В мировом хозяйстве нет для нее места. Не нужен ее алюминий. Ее нефть. Ее лес. Она только мешает, цены обваливает своим демпингом. Поэтому я думаю ее участь печальна.
Б. Государствам с мощной экономикой приходится считаться...
К. Россия не обладает мощной экономикой.
Б. Да вы послушайте. Я говорю: государствам с мощной экономикой приходится считаться с Россией...
К. Только потому, что у нее есть атомное оружие.
Б. Как вы полагаете, пойдут ли в Россию инвестиции?
К. Нет.
Б. Почему?
К. Да поймите же, (хихикает) Россия никому не нужна. Кроме самих русских ее никто не спасет.
Б. Но ведь у России огромные ресурсы, сырьевые, людские, и работать на российский рынок....
К. Ну какие, какие такие гигантские ресурсы имеет Россия?! Я хочу, наконец, развенчать этот миф. Нефть? Да пожалуйста, существенно теплее и дешевле ее добывать в Персидском заливе. И сколько хочешь. Никель? Пожалуйста, в Канаде. Алюминий? В Америке. Уголь? В Австралии. Лес? В Бразилии. (Хихикает).
Б. Но торговать с Россией, где огромная потребность купить, купить....
К. Чтобы купить, нужно иметь деньги. Русские работать не могут, заработать, поэтому купить ничего не могут.
Б. Словом, вы не видите никаких перспектив.
К. (Хихикает) Я - нет. Если Примаков видит, пускай работает. (Хихикает). Я как перестал видеть, так уволился (хихикает очень сильно).
Б. Ну а если новое правительство попытается что-то сделать, скажем, ...
К. Да какое это имеет значение, что оно попытается делать. Как не верти, она обанкротившаяся страна (радостно хмыкает).
Б. (Несколько растерянно) И вы полагаете, что никакие методы хозяйствования Россию не спасут?
К. Я думаю, все бесполезно. (Хмыкает удовлетворенно)
Б. Но вы считаете, что реформы могут хоть что-то сделать? Может быть, реформы неприемлемы для России?
К. Я не считаю, что неприемлемы. Но только при условии, что она оставит свои разговоры о духовности русского народа и о специальной роли его. В этих условиях реформы могут проявиться. Если же они будут замыкаться в национальном самолюбовании и искать особого подхода к себе и думать, что булки растут на деревьях... Но я думаю, русские не сумеют этого сделать. Они так собою любуются. Они ведь до сих пор восхищаются своим балетом, своим классическим балетом, своей литературой, что они не в состоянии ничего нового сделать. Или вот поляки. Все говорят - польский опыт, польский опыт. А что они сделали? Ничего. Чем они таким заявили себе на мировой арене? Продукт какой-нибудь выдали? Живут себе, картошку копают. Я за ними не знаю какого-нибудь таланта. Что они, ракеты начали делать? (Хммм)
Б. Если исходить из вашего взгляда на Россию, создается весьма безрадостная картина.
К. Да, конечно. А почему она должна быть радостной?
Б. Ну все-таки хотелось, чтобы этот многострадальный народ...
К. Ну да, вам хотелось бы красиво наврать. Этот многострадальный народ страдает по собственной вине. Давайте не забудем - их никто не оккупировал. Никто не покорял. Их никто не загонял в тюрьмы. Они сами на себя стучали, сами себя сажали в тюрьму и сами себя расстреливали. Поэтому этот народ по заслугам пожинает то, что он плодил 70 лет. Да, этот народ пожинает плоды собственного труда. (Хихикает особенно счастливо).
Б. Но ведь в России многое изменилось за последние 10 лет?
К. Да, мы старались изменить. Я думаю, что это лет через 200-300 скажется.
Б. А будет ли в политическом смысле возврат к старым методам?
К. Я считаю, что в политическом смысле Россия занимает совершенно идиотскую позицию. В отношении Югославии. Они почему-то занимают проправославную позицию. Защищают сербов, которые абсолютно неправы. Россия делает совершенно не связаный между собой набор заявлений, лишь бы заявиться как великая держава. Зачем она поддерживает Саддама, прекрасно понимая, что Саддам составит конкуренцию нашей нефти на рынке? Ее политика никак не связана с экономикой и в этом я обвиняю Примакова.
Б. А насколько в России могут придти коммунисты, которые соответствуют программе...
К. Они уже пришли. Полностью, соответствует программе. Хрестоматийные коммунисты. И Примаков, и прочие.
Б. Кто именно, на ваш взгляд, имеет наиболее реальные шансы стать президентом России?
К. Лебедь и Лужков.
Б. О Лебеде говорят как о деятеле левоцентристской ориентации..
К. У него нет никакой ориентации. Он выбирает ту, которая удобнее.
Б. Кто из них , по вашему, предпочтительнее?
К. Для меня - Лужков.
Б. Почему?
К. Я его лично знаю. Он неплохой человек.
Б. А Лебедь?
К. Лебедя я не знаю. И он меня пугает, честно говоря.
Б. В чем суть претензий к вам Минкина ?
К. Суть в том, что он сказал, что я получил гонорар, не написав книги.
Б. Да, книга лежит передо мной. "Распродажа Российской империи". Но гонорар вы получили в 1996 году, а книга вышла недавно, в 1998 году.
К. Ну вот видите, эти обвинения абсурд. Не мне рассказывать вам, что издание книги - технологический процесс. Работа редакторов, ее сформатировать нужно. Я не знаю, как это делается. Илья (издатель Левков- В.Л. ) лучше знает. Потом печатать, издавать, дистрибутировать, распространять (печатать и издавать, а также дистрибутировать и распространять - это одно и тоже - В.Л.). Мы написали, отдали в издательство. А потом проблема издательства, а не наша.
Б. Чем вы все-таки в итоге объясняете финансовую и экономическую катастрофу в России?
К. Я думаю, это специальная стратегия по ослаблению России.
Б. Стратегия кого?
К. (Тихо) Стратегия Запада. Запад обещал экономическую помощь и не оказал ее. И оставил Россию один на один с долгом, который делала не она. Эта стратегия удалась и она очень успешно была проведена.
Б. Значит, экономические проблемы России - вина Запада?
К. Ну... Нет, это 70 лет коммунизма, которые испоганили народную душу.
Б. Насколько западные политики понимают, что хаос в России может быть угрозой всему миру?
К. Я не понимаю, почему хаос в России может быть угрозой всему миру? Из-за атомного оружия?
Б. Разве этого мало?
К. Для того, чтобы отобрать это атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Высадить и забрать эти ракеты к чертовой матери. (Смеется заливисто).
Б. Вы сейчас живете здесь, Каково отношение к России?
К. Интерес не больше , чем к Бразилии. Россия должна расстаться с образом великой державы. Если Россия займет место в ряду Бразилии, Индии или Китая , то у нее есть шанс занять место в мировом хозяйстве. Если же она будет надувать щеки и изображать Верхнюю Вольту с ракетами, это будет смешно и рано или поздно лопнет.
Б. То есть нужно смиренно признать свое место и идти учиться в школу?
К. Конечно. Вместо того, чтобы с тремя классами образования изобретать водородную бомбу (смеется больше, чем раньше).
Мы с Наумом Коржавиным в течение часа разбирали это интервью на русскоязычном радио США и Канады WMNB. Наше мнение во многом совпало: злобная русофобская позиция. И даже славянофобская (пассаж о Польше). Это, конечно, ужасно, когда некто Кох, соратник Гайдара и Чубайса возникнет в одном ряду с Уринсоном, Ясиным, Лифшицем... А тут еще и Тополь поддает - ограбили, мол, евреи Россию, а потом наутек...
Но, судя по биографии, Кох Альфред Рейнгольдович как раз не из этого ряда (ниже приводится его биографическая справка и молодой облик). Хотя, что голодному народу докажешь?
А вот по беспардонности, дикой злобе к России и пренебрежению к русским - он из этого ряда. Надо обладать почти абсолютным аморализмом, чтобы будучи совсем недавно членом правительства в очень высоком ранге вице-премьера так говорить о стране, судьбу которой он во многом определял.
Да, Россия как целое гибнет. Но , спрашивается, кто же в том повинен? Кох отвечает : сами русские. Они себя гноили в лагерях и сами же себя расстреливали. Палачи и жертвы полностью уравнены. Тот, кого расстреляли, рядовой инженер, раскулаченный крестьянин, школьный учитель, оказывается, равно виновны с организаторами ГУЛАГа, каким-нибудь Берманом или Френкелем.
Но Коху этого мало, и он вдруг робко называет еще виновника - это Запад, который имел план извести Россию и успешно это сделал. То есть, с одной стороны русские заслужили свою участь и иного быть просто не может, но с другой - мировой заговор Запада. Не слишком ли жирно? Не напоминает ли это известную сверхлогику гегелевской тетки, которая говорила, что кувшин она давно отдала, кроме того, он был с трещиной, да и вообще она его не брала и никогда не видела.
Да, Россия распадется. Но виноват в этом - Кох и ему подобные. Не Запад, не все поголовно русские, а вот именно он. И подобные ему. Это примерно, как если бы летчик был априорно уверен в том, что самолет, который он взялся пилотировать, все равно скоро рухнет. Он заранее прихватил парашют, в полете из багажа пассажиров извлек и украл все самое ценное, а потом тихонько выпрыгнул с парашютом. После чего самолет уж точно разобьется. И, получается, подтвердит прогноз гнусного летуна.
Добавлю кое-что о приватизации по Чубайсу-Коху. ЗИЛ был продан за 4 миллиона долларов вместо аудиторской оценки в 1 миллиард в 250 раз дешевле. Красноярский алюминиевый завод был продан братьям Черным в 300 раз дешевле. МАПО-банк, воспользовался неразберихой в руководстве компании и добился продажи за долги ее крупнейшего подразделения - ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз".
Принадлежавший "Роснефти" контрольный пакет акций предприятия, добывающего 8 млн т нефти в год, продали за анекдотичную сумму в $10 млн. Общая стоимость "Роснефтегаза" объявлена в 2-3 миллиарда долларов (правда, сейчас никто в России ничего дорого покупать не решается). Пурнефтегаз примерно стоил бы около 2 миллиардов. Стало быть, он был продан в двести раз дешевле, так что даже открыли уголовное дело, а Примаков чуть ли не сучил ногами. Да хотя свои люди купили, но есть другие, еще более свои, коим такая справедливость не понравилась.
Чуть-чуть остановлюсь на чрезвычайном эффекте приватизации. Напомню один вопрос и ответ на него Коха.
Б. Что вы скажете по поводу предприятий, который были проданы за бесценок?...
К.- ... Что например?
Б. - Например, Норильский никель. Если не ошибаюсь, его оценили в 170 миллионов, в то время, как он стоит несколько миллиардов долларов.
К. - Пусть те, кто говорят, что он стоит миллиарды, за него их и заплатит.
Дальше здесь
http://lebed.com/1998/art725.htm