Самолет МС-21 успешно совершил первый международный перелет


 [ Сообщений: 347 ]  Стрaница Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.10.2015
Сообщения: 18509
Благодарил (а): 227 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
parasol писал(а):
«Через два года МС-21 станет полностью независимым от западных комплектующих. Его никто не заблокирует ни на нашем рынке, ни при выходе на рынки третьих стран. Китайский самолет напичкан полностью иностранными комплектующими. Во-вторых, МС-21 – это самые передовые технологии, это технологическое совершенство, самолет XXI века. Китайский самолет – это повторение того, что уже летает. Китай пока не способен создать новое»,


У Китая это ещё впереди.
Безусловно начнут давить, рано или поздно.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 7203
Откуда: СПБ
Благодарил (а): 206 раз.
Поблагодарили: 324 раз.
Россия
GOLBERG писал(а):
А сколько стоит такой?

phpBB [media]
"Пилот сбитого под Николаевом Су-30 признался о разведке с ракетами и бомбами..."
"Су-30СМ из состава 43-го ОМШАП сбитый около Чапаевки в Николаевской области..."
"Над Черниговом сбит российский истребитель Су-30СМ..."
"Обломки Су-30СМ ВКС России. По предварительным данным сбит под Изюмом..."
"Над Одессой завалили российский Су-30..."
"ПВО ВСУ сбиты два истребителя СУ-30 российских оккупантов..."
"Украинская ракета уничтожила истребитель Су-30СМ..."
Это всё некоторые заголовки укроновостей!
Но хорошо, что хоть более-менее ответственные СМИ дают приписочку к кадрам, что на видео: Участник, загрузивший этот файл, не предоставил достаточной информации (с помощью корректного и допустимого шаблона) о его правовом статусе (об авторстве, источнике и лицензии). Если правовой статус не будет прояснён, файл может быть удалён через семь дней после его загрузки (24 августа 2022). Обратите внимание, что Викисклад не принимает материалов на условиях «добросовестного использования».
Но файл не удалён даже спустя три недели не смотря на отсутствие подтверждения...

_________________
Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки. (с) Г.Уэллс 1946 г.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 7250
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 293 раз.
ALich писал(а):
parasol писал(а):
«Через два года МС-21 станет полностью независимым от западных комплектующих.
Его никто не заблокирует ни на нашем рынке, ни при выходе на рынки третьих стран. Китайский самолет напичкан полностью иностранными комплектующими. Во-вторых, МС-21 – это самые передовые технологии, это технологическое совершенство, самолет XXI века. Китайский самолет – это повторение того, что уже летает. Китай пока не способен создать новое»


У Китая это ещё впереди.
Безусловно начнут давить, рано или поздно.

Ой, не факт насчет "у Китая впереди".
По крайней мере, по движкам.
Сколь бедные китайцы над клоном АЛ-31 мучаются?
Четверть века, почитай, миновало. А воз и ныне там. И это при том, что на руках у них все - от документации до серийных экземпляров.

_________________
Помните, скоты, что вы - люди!


Последний раз редактировалось SicTransit 14.09.22, 22:40, всего редактировалось 1 раз.
   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.10.2016
Сообщения: 11388
Откуда: Москва
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 314 раз.
Россия
SicTransit писал(а):
Ой, не факт насчет "у Китая впереди".
По крайней мере, по движкам.
Сколь бедные китайцы над клоном АЛ-31 мучаются?
Четверть века, почитай, миновало. А воз и ныне там. И это при том, что на руках у них все - от документации до серийных экземпляров.


совершенно верно - документация тут не поможет, в ней нет ни ноу-хау производства критически важных деталей и агрегатов, ни намеков на технологии производства материалов для них
методами сборки-разборки этого не постигнешь - на это нужно потратить десятилетия упорного и при этом СОБСТВЕННОГО развития школ материаловедения, физхимии, металлургии сплавов и много много чего еще

_________________
yf,k.lfntkm это "наблюдатель" в латинице (мой старый ник на Форе с 2004 г., сейчас он кем-то занят)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.10.2015
Сообщения: 18509
Благодарил (а): 227 раз.
Поблагодарили: 459 раз.
SicTransit писал(а):
Ой, не факт насчет "у Китая впереди".
По крайней мере, по движкам.
Сколь бедные китайцы над клоном АЛ-31 мучаются?


Я про то, что США будут давить Китай, и будут проблемы с комплектующими.
Это впереди, без вариантов.

Сам Китай пытается догнать, пока не получается. Но прогресс есть, надо признать.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 39185
Откуда: Ростов-папа.
Благодарил (а): 217 раз.
Поблагодарили: 840 раз.
Россия
«Режим будет выполнен».

Летчик-испытатель Василий Севастьянов о сертификационных испытаниях самолета МС-21-310

При сертификации новой модификации самолета существенную часть работ составляют летные испытания. В них подтверждается соответствие лайнера сертификационным требованиям. Осуществляющие такие полеты летчики-испытатели, понимая общую картину испытаний самолета, должны концентрироваться на выполнении отдельных полетных заданий и программ. Бывают полеты сложные по исполнению. Бывают эмоционально напряженные полеты. Любой, казалось бы, простой полет может в одночасье стать очень сложным и опасным. О тонкостях испытательной работы, о специфике сертификации новых лайнеров, об особенностях некоторых режимов рассказывает заместитель начальника летной службы ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Российской Федерации Василий Севастьянов.

В декабре 2022 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» одобрение главного изменения в типовую конструкцию самолета МС-21, связанное с установкой на самолет отечественной маршевой силовой установки с двигателями ПД-14.

Испытания новой модификации лайнера подтвердили, что самолет и двигатель соответствуют сертификационным требованиям. По результатам проведенных работ Росавиация переиздала сертификат типа FATA-01010A с добавлением новой модели МС-21-310.

Итог огромной работы российских ученых, конструкторов, производственников из ОАК, ОДК и смежных предприятий подвели испытатели, проверившие самолет и двигатель на эксплуатационных режимах и даже за их пределами.

Один из них – летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева Василий Севастьянов. Прошлый год был отмечен для него знаменательным событием.

Указом Президента России Владимира Путина от 7 октября 2022 года № 713 за мужество, героизм и высокий профессионализм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной техники, заместителю начальника летной службы ОКБ им. А. С. Яковлева Василию Николаевичу Севастьянову  было присвоено звание Героя Российской Федерации.

– В чем отличия сертификационных испытаний самолетов МС-21-300 и МС-21-310? Что испытывалось кроме маршевой силовой установки?

– Самолет МС-21-300 испытывался в соответствии с ФАП-25 в полном объеме. МС-21-310 – только в части главного изменения – установки двигателей ПД-14.

Маршевая силовая установка – ключевая система самолета. Ее основные характеристики – это производное от возможностей и экономических показателей двигателя.

Сертификация с новым типом двигателя требует испытаний систем, с которыми он взаимодействует. Это  гидравлика, электрика, система кондиционирования и ряд других. Кроме того, замена двигателя требует проведения исследований в области аэродинамики, аэроупругости, прочности.

Отмечу, что с получением одобрения испытания не завершились. Нам надо слетать с двигателями ПД-14 на холод, на жару, на высокогорье. Работы еще довольно много.

– Как определяется объем испытаний для одобрения главного изменения?

– Программа сертификационных испытаний готовится на основе расчетов и математического моделирования, которые совместно проводили конструкторы «Иркута» и ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация – Ред.), ученые ЦАГИ и ЦИАМ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского и Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова – Ред.), специалисты ЛИИ (Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова – Ред.).

– Какие из испытательных программ были самыми трудоемкими?

– Этот вопрос скорее следует задавать инженерам по летным испытаниям. Летчик-испытатель, конечно, понимает общую картину, но концентрируется на выполнении отдельных полетных заданий и программ.

Самые объемные полеты связаны с определением экономических характеристик. Надо набрать огромный массив данных о поведении самолета на различных скоростях и высотах в широком диапазоне масс.

У этой испытательной программы нет четких границ. Чем больше снимется характеристик, тем точнее будет математическая модель. Соответственно, с большей точностью будут выполняться расчеты полетов и при дальнейших испытаниях, и в эксплуатации.

«Кресло не имеет значения»
– Каков типовой состав экипажа в сертификационном полете? Кто занимает командирское кресло?


– Экипаж включает трех человек: летчик сертификационного центра, летчик-испытатель и бортовой оператор ОКБ им. А. С. Яковлева.

Самолет принадлежит ОКБ, поэтому наш летчик несет ответственность за исход полета и выполнение полетного задания. Кресло – слева или справа – не имеет значения.

– Летчик сертификационного центра: откуда он? Пилотирует ли он самолет?

– Мы работаем по МС-21-310 с двумя сертификационными центрами – ГосНИИ ГА (Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации – Ред.) и ЛИИ. Если полетное задание сертификационное и необходима оценка независимого эксперта, то предусмотренные программой режимы выполняет летчик центра.

– Бортовые операторы ОДК участвовали в полетах?

– Нет. Испытания двигателя в составе самолета обеспечивает наземная бригада. Наши системы бортовых измерений обеспечивают регистрацию достаточного объема параметров самолета и двигателя, которые анализируются на земле в ходе полета и после него.

«Плотность» задания
– С чего для вас начинается испытательный полет?


– С изучения программы летных испытаний, которая определяет: что нужно сделать и какие результаты получить.

Задание на конкретный полет разрабатывает наш ведущий инженер-испытатель. Он включает в задание режимы, которые необходимо выполнить.

Следующий шаг – изучение методики проведения летных испытаний, которая разработана для каждого конкретного режима.

Если режим готовится впервые, обсуждаем с летным составом, как аналогичные испытания проводились на других самолетах, в других условиях, с другими экипажами.

При необходимости в полетное задание вносятся корректировки. Они, в частности, могут быть связаны с оптимизацией последовательности режимов – летчик эти вопросы часто понимает лучше инженера.

Чем «плотнее» будет задание, чем больше материалов мы привезем из каждого полета, тем меньше будет затрат, тем выше эффективность нашей работы. С учетом высокой стоимости летных испытаний, это – основное.

Зачетный режим
– Кто принимает решение в полете – выполнен режим или нет?


– Часто – сам летчик. Например, при снятии расходных площадок точность выдерживания скорости должна быть в пределах трех узлов. Если, выдерживая площадку несколько минут, я находился в пределах этой точности, то режим считается зачетным.

Более детальную информацию по отдельным режимам и системам видит бортовой оператор на своем пульте.

За полетом на пункте управления летным экспериментом (ПУЛЭ – Ред.) следят специалисты – ведущие инженеры, конструкторы самолета . С борта по телеметрической системе постоянно идет большой объем данных, который изучается в реальном масштабе времени.

В контуре «летчик – бортоператор – ПУЛЭ» оперативно ведется комплексная оценка зачетности. При необходимости режим повторяется.

Если его не удалось выполнить, а такое редко, но случается, проводится послеполетный анализ. По его результатам вносятся корректировки в задание, в методику эксперимента, в программное обеспечение систем. В любом случае, нужный для сертификации режим будет выполнен.

Тонкие детали и точная настройка
– Из полета привозится достаточно много данных, которые в реальном времени не анализируются. Что, с точки зрения летчика, дает их изучение?

– В интересах сертификации необходимо анализировать тонкие детали в части аэродинамики, устойчивости и управляемости. По результатам вносятся коррективы в программу комплексной системы управления самолетом. Она подлежит точной настройке, чтобы любой прошедший подготовку летчик авиакомпании мог управлять машиной.

Это очень тонкий момент, который иногда нас, летчиков-испытателей, заставляет спорить между собой. То или иное явление воспринимается каждым индивидуально. Кому-то реакция самолета на действия пилота кажется очень острой, кому-то, наоборот, замедленной.

Наша задача - чтобы самолет соответствовал нормативным требованиям. В заданном ими диапазоне необходимо по результатам испытаний внести в систему управления настройки, которые обеспечат комфортное для летчика и безопасное пилотирование.

Если в алгоритмах или программном обеспечении обнаруживается ошибка, мы вместе с конструкторами намечаем пути ее исправления. В результате появляются новые версии программного обеспечения, которые вновь проверяются в полетах. И так – до получения сертификата.

– Как часто не удается в полете выполнить заданный режим?

– Это бывает редко. Сегодня глубина нашего понимания самолета и уровень математического моделирования достаточны, чтобы еще на этапе подготовки полетного задания понять, выполнимо оно или нет.

В то же время, возможно «перелетывание» части программы с целью расширения эксплуатационного диапазона или улучшения характеристик, по которым конструкторы считают необходимым двигаться вперед.

Три степени сложности
– Вы делите испытательные полеты на простые и сложные?


– Для каждого полета определяется коэффициент сложности, имеющий три степени.

– Что такое самый сложный полет?

– Самый сложный – это полет, к которому летчик не подготовился (смеется – Ред.).

На самом деле не совсем корректно говорить, что такой-то полет сложный, а такой-то – простой.

Любой простой полет может в одночасье стать очень сложным и опасным. И не только на испытаниях. Самолет – не автомобиль. Нельзя выйти, подремонтировать и лететь дальше. Надо быть готовым не только к выполнению полетного задания, но и к локализации самых разных ситуаций, которые могут случиться попутно.

Есть полеты сложные по исполнению. Например, когда требуется попасть в определенную точку с заданными значениями скорости и перегрузки.

Есть эмоционально напряженные полеты, которые требуют повышенной концентрации и быстроты действий, есть скоротечные режимы.

«Поход» за диапазон
– Опасные полеты бывают?


– Есть полеты, которые оцениваются как опасные с точки зрения возможных последствий, к границам которых необходимо приблизиться.

У гражданского самолета эти границы заложены эксплуатационным диапазоном. Его мы должны закрыть. Но приходится «ходить» и немножко за диапазон, чтобы показать, что там ничего опасного не происходит. Таких испытаний достаточно много.

Например, выход на закритические углы атаки, флаттерные испытания, полеты с выключениями двигателя и многое другое.

При полетах на определение эволютивных скоростей (наименьшая скорость в процессе выполнения маневра, при которой еще обеспечивается безопасное его завершение – Ред.) на одном двигателе замедляешься до скорости, когда самолет еще может быть отбалансирован рулями. Когда определяются посадочные характеристики, это делается невысоко над землей. Затормаживаешься и доходишь до момента, когда самолет начинает «валить». Рулей уже нет и надо сходить с углов, а земля-то рядом…

Это вещи интересные, скоротечные, эмоциональные.

Но, опять же, они понятные. Потому что понимаешь: примерно на какой скорости и куда машину «повалит». К этому готовишься, думаешь, как будешь выходить из этой ситуации, прорабатываешь отдельные действия до автоматизма. Поэтому все проходит, как правило, хорошо.

Кроме того, если предстоят режимы ответственные и сложные, выполняется ряд так называемых подходных режимов. При подходе к границам может возникнуть ситуация, когда понимаешь: дальше уже не надо двигаться. Вслед за этим либо пересматривается программа, либо сокращается диапазон снятия характеристик, накладываются какие-то ограничения.

То есть к границам приближаемся постепенно, никто сломя голову не лезет, потому что самолет – объект дорогой и ответственность очень высокая…

Тут есть еще один аспект, которого на заре авиации не было. Авиационная наука быстро прогрессирует. Как случалось в прошлом: сделали самолет, никто ничего про него не знает, вот идет летчик-герой, он сел в него и полетел. Сегодня так не бывает. Еще до полетов определяются основные характеристики, работают стенды, идет математическое моделирование. Когда самолет выходит на полеты, он – уже достаточно изученный объект. Все понимают, что от него ожидать. Какие-то отклонения от прогнозов возможны, но диаметрально противоположными свойства самолета не окажутся.

А первые летчики были героями. Они действительно сталкивались с неизведанным.

Полет «с особенностями»
– Ваш первый полет на МС-21-310 с Андреем Воропаевым был опасным?


– Он имел свои особенности. Степень интеграции двигателей в систему управления и готовность остальных систем были относительно низкими.

Мы летали на резервном законе управления, а в нем трехсотка и МС-21-310 не сильно отличаются. Поэтому с точки зрения управления самолетом каких-то сложностей мы не ожидали и не получили.

В тоже время, поднимать самолет с полностью новой силовой установкой и ответственно, и волнительно. Эмоциональное напряжение накладывало отпечаток.

– Вы летали на МС-21-310 по регулярным воздушным трассам. Есть интерес со стороны диспетчеров, летчиков соседних самолетов?

– В последнее время часто спрашивают: на каких двигателях идете, когда полетит с пассажирами? Все ждут самолет и хотят поскорее увидеть его на трассах.

– Какой объем испытаний предстоит в связи с переходом на российские системы?

– Объем испытаний видится достаточно большим. Не будем перелетывать только часть аэродинамики.
Текст: Сергей Сокут ("Иркут")

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 21.08.2014
Сообщения: 87795
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 1012 раз.
Дорогу осилит идущий.

_________________
«Храматыка е выскусьтво правыльно чытаты ы пысаты…»
Американская Террористическая Организация ВСУ, ИГИЛ, Аль-Каида.

   
  
    
 [ Сообщений: 347 ]  Стрaница Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18




[ Time : 0.120s | 20 Queries | GZIP : Off ]