С 2014 года я спасал ресурсы Навального от блокировок в интернете и всегда выигрывал у Роскомнадзора. Тогда АП решила заблокировать блог Навального, но в итоге РКН огрёб так, что все они боялись протягивать руки к его ресурсам следующие 5 лет. Только в этом году у АП снова припекло, на этот раз с Умного Голосования. Но и сейчас я сделал так, что сайт Умного Голосования был доступен, несмотря на все попытки его заблокировать или положить.
В 99% случаев мой труд был для ФБК бесплатен. Но за предыдущие 2–3 недели произошло несколько историй, которые вынудили меня принять решение о прекращении помощи. И пока журналисты задумались, как же переименовать меня в своих телефонных книжках, я расскажу вам об этих историях — от самой общеизвестной до самой кулуарной. Я делаю это не потому, что я злонамеренный инсайдер (об этом в самом конце), а потому что все произошедшее неприемлемо для меня этически и профессионально. Приемлемо ли для вас, особенно если вы донор ФБК — решайте сами.
Юнеман, Жуковский и принципы
Историю в целом вы наверняка знаете, но я напомню основные события. Весной Навальный заявляет принцип УМГ: второй после единоросcа. В середине августа начинается полная дичь в 30-м округе Москвы (Чертаново), где идёт Владислав Жуковский, с которым почему-то очень дружит ФБК.
Волкову и Навальному приносят репрезентативную социологию с пруфами и исходниками. По всему выходит, что Жуковский аж третий, но это игнорируется. Кынев пишет, что нужно поддерживать Юнемана. ФБК долбит куча людей, в том числе местных, что поддерживать надо не Жуковского. Любопытно, что социология Юнемана предсказала даже явку вплоть до процента, как в свое время ФБК предсказал результаты выборов мэра Москвы. Короче, в ФБК по какой-то причине забивают болт на свои же принципы в угоду дружбе. Не на чужие, а на те, которые декларируют сами. В ущерб сути УМГ.
И скорее всего, этой причиной были личные договорённости. То есть то самое кумовство, с которым ФБК борется во власти. Но если вам не нравятся аналогии с властью, то это такой кацизм. Когда ты принял плохое решение, исходя из личных хотелок, потом всем-всем-всем незаинтересованным лицам становится очевидно, что решение неверно и ты уже давно неправильно ведёшь себя по отношению к остальным, но все равно до последнего гнешь своё. В итоге измена самим себе обернулась максимально предсказуемо: просрали 30-й округ.
Честно говоря, я не ждал пост с извинением, потому что для этого пришлось бы объяснить, зачем в ФБК так поступили. И это было бы лучше, чем то, что выпустил в итоге Алексей. Судите сами:
Юнеман набрал 28,3%, Жуковский 24,8%. Это единственный случай из 45-ти, когда кандидат УМГ занял не первое и не второе место.
Да, единственный. Потому, что в других округах вы играли по-честному.
Полностью признаю, что тут есть некий порок системы, заложенный в неё изначально. Мы прогнозируем будущее, глядя в прошлое. В прошлом Юнемана нет.
А ещё в прошлом нет Соболь, Жданова, и больше половины независимых кандидатов, которых не пустили на выборы. Я правильно понимаю, что УМГ в этом случае не поддержало бы их?
Что касается соцопросов, то все кандидаты бесконечно ходили вокруг нас и трясли ими — невозможно было серьезно изучать это. У всех всегда первое место
Юнеман принёс вам репрезентативную социологию, которую не приносил больше никто. Повторюсь: с пруфами и исходниками. Вы либо не смогли их изучить, либо не захотели. А Жуковский вам принёс социологию, которую, цитирую его же в эфире у Светова, «слили ему друзья во ВЦИОМ’е».
Я очень сожалею и приношу всем извинения, но тут штука простая — кто-то должен взять на себя ответственность за окончательный выбор фамилии. Мы всё делали честно, но, как говорят: знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Ошибка возможна.
Какая-то очень странная логика: мы вот тут сделали не так, как обещали весной, и даже проиграли из-за этого но мы всё сделали честно. Вы как в том анекдоте: либо крестик снимите, либо трусы наденьте.
Есть, например, и успешные случаи отступления от общего правила.
Стоп. Одно предложение назад вы якобы не отступали от правил и это было «честно», — а сейчас отступили, и это… тоже честно. Окей.
Короче, прочитав пост Алексея, можно сделать только два логически непротиворечивых вывода:
честно — это не как я декларировал;
честно — это как я решил и «взял на себя ответственность».
Да, был еще пост Волкова. В нем он извиняется перед Юнеманом и его сторонниками, и пытается подменить «договорняк не прокатил» на «досадная ошибка в прогнозах, но всего парочка, и вообще, такие прогностические ошибки неизбежны». Но никто не хочет рассказать, почему же они на самом деле УМГ поддержало не Юнемана, а Жуковского.
Я не хочу, чтобы вы подумали, будто я топлю за Юнемана. Он такой же мутный чувак с непонятно откуда взявшимися деньгами, как и Жуковский, который разговаривает лозунгами и у которого твиттер похож на твиттер нашиста, только наоборот.
Я даже готов поверить слухам из телеграм-чатов о том, что Юнемана и правда форсит Малофеев и даёт ему деньги.
Но эта история вообще не о Жуковском и Юнемане, а о соблюдении своих же принципов. О том, что соблюдение принципов способно приводить нас к победам, а измена принципам — к поражению. Эта история о том, что будет и должно принципиально этически отличать вас от власти — а ведь без этических отличий от авторитарного режима нечего даже думать о победе. Это о признании своих ошибок. Признавать ошибки — значит, быть сильным. Но чтобы признать ошибку, нужно рассказать правду. А она, видимо, достаточно горькая, поэтому мы слушаем вместе с извинениями какой-то поток сознания про «ошибки социологии». Которые были очевидны задолго до дня голосования почти всем, кроме Жуковского и ФБК.
2. Кто запустил msk.vote, или как вас держат за идиотов.
Если помните, за несколько дней до публикации кандидатов в УМГ, в интернете всплыл сайт msk.vote. Всем было очевидно, что его сделал ФБК: дизайн, кандидаты совпадали с предполагаемыми в УМГ.
Но ФБК, в лице Киры Ярмыш, начал всем врать, что сайт сделали не они. Правда, есть проблема: чтобы проверить это утверждение, достаточно знать о сервисе whois.
Итак, мы знаем, что сайты 2019.vote и spb.vote точно принадлежат ФБК. А теперь смотрим даты регистраций:
2019.vote: 2018–09–25T19:20:57Z
spb.vote: 2018–09–25T19:21:17Z
msk.vote: 2018–09–25T19:21:11Z,
— и делаем однозначный вывод, что msk.vote принадлежит ФБК, потому что все домены зарегистрированы одновременно.
Мне написали пара десятков людей, которые проделали эту нехитрую процедуру. Многих из них я годами убеждал в том, что Навальный — отличный чувак. Некоторые стали нашими сторонниками. Кое-кто даже оформил регулярные пожертвованиями. И все эти люди писали мне с одними и теми же вопросами: «нас держат за идиотов?», «нам врут?». Мне ничего не оставалось, как выдавливать из себя: да, нам врут. Дальше, правда, следовали вопросы вроде «но как же “не врать и не воровать”?» и другие ехидные насмешки.
На них я не отвечал — мне было очень стыдно. Потому что я терпеть не могу, когда врут своим сторонникам, жертвователям. Я ненавижу, когда меня и других держат за идиотов те, кому я помогаю, за кого я очень сильно топлю, кому многие доверяют.
Причем понятно, что там был некий хитрый план, но всегда можно обойтись без вранья. В итоге все всё понимают, но ФБК продолжает врать. Возможно, для вас это маленькая ложь. Тогда позвольте два вопроса: а где та грань, с которой заканчивается маленькая ложь, а начинается большая? И кто гарантирует, что умолчание маленькой лжи не приведет нас к большой?
Кстати, следующая история как раз о ней.
3. История с ложью на Навальный.Лайв.
Я уже подробно описывал проблему. Кратко: суть в том, что Навальный Лайв в одном из своих роликов на сотни тысяч человек намеренно наврал о том, что МаксимаТелеком (фирма, организующая вайфай в московском и питерском метро. Скорее всего, принадлежит жулику Максиму Ликсутову) блокирует ресурсы Навального самостоятельно по политическим причинам.
Почему я утверждаю, что враньё было намеренным?
1. На самом деле, блокируются, IP-адреса сервиса CloudFlare, с которых ФБК отдаёт свои сайты. Причём, далеко не только в метро, а ещё на куче других провайдеров. Потому что IP-адреса CF много раз заблокированы Роскомнадзором по решениям судов из-за всяких казино и так далее.
С этим сталкивается огромное количество сайтов, которые пытаются использовать сервис CloudFlare в России — поэтому, его стараются не использовать.
2. О том, что это не так, новостникам НЛ сказали айтишники ФБК.
3. О том, что это не так, написал в паблике я.
4. Несколько лет назад старая IT-команда ФБК обратилась ко мне с тем же вопросом. Я изучил, тоже написал в паблик и сказал, что это происходит из-за CF. Тогда они просто перестали использовать CF постоянно, и ресурсы были доступны для 100% пользователей в РФ основное время.
5. Это проверяется за 5 минут: в панели управления CloudFlare нажимаем кнопочку «облачко» (отключаем сервис) и всё, никакой «политической цензуры» нет.
6. Если совсем-совсем выключить мозг и везде видеть заговор, то как объясняется то, что зеркало УМГ (которое делаю я) в метро открывается?
(Тут надо сказать, что есть факап айтишников ФБК — их должна очень парить доступность ресурсов Навального в РФ, а если они используют сервис CF, то она далека от идеала.)
В начале того поста я написал: «Был бы Алексей на свободе — мы бы всё очень быстро разрулили, он бы хорошенько отпинал своих айтишников, но его нет, а объяснения в твиттере и в личках не помогают».
Когда Алексей вышел из спецприёмника, я написал ему письмо с очень подробным объяснением ситуации: мол, проблему с доступностью сайтов надо бы решить, я могу ещё раз объяснить и помочь. Заодно удалить этот ролик, а НЛ извиниться за ложь. Алексей написал ответ, в котором не было ни одного слова по сути, а в качестве предположений для моего негодования было то, что «я влюбился в Соболь. Либо сначала влюбился, а потом разлюбил». И что это какие-то мелочи, вообще забей.
Я охренел. И до сих пор не разохренел обратно.
Конечно, мне стали писать люди: «смотри, это же на самом деле из-за CF, зачем они врут-то». Сквозь стыд я отвечал «да, конечно, я попытаюсь им объяснить». Как видите, мои объяснения оказались не нужны. Но раз ФБК не нужны мои объяснения, тогда придется обойтись без моей помощи в борьбе с блокировками. Я никогда не буду врать о том, что что-то не работает по политической причине, если это на самом деле не так. Мне важно, чтобы те, кому я помогаю, кого я защищаю технически и в личных разговорах, тоже не врали.
Когда я борюсь с блокировками и Роскомнадзором, мне приходится очень подробно разбираться в технических причинах того, почему не работает как-то ресурс. Поэтому я не могу участвовать во вранье такого рода и помогать тем, кто нагло врёт на аудиторию в сотни тысяч человек и не признаёт свои ошибки. За деньги аудитории, которой врут. Звучит банально, но наша сила в правде, ФБК и лично Навальный сотни раз говорили своим подписчикам: «здесь говорят правду». И что характерно, говорили. А соврали почему-то про Ликсутова, который настолько эталонный мудак, что врать про него дополнительно нет никаких причин.
4. Пиздец с менеджментом в ФБК, который не объясним разумными причинами
Это не та причина, из-за которой я стал бы отказываться от поддержки — наоборот, я предлагал больше помощи. Но то, что Алексей в последнее время устраняется от решения этой проблемы, очень беспокоит. Приведу один пример дичь-менеджмента как раз на УМГ, чтобы вы прочувствовали эту проблему.
В январе этого года, когда сайт УМГ уже заблокировали, Алексей пишет мне и нескольким сотрудникам ФБК, что нужна реализация УМГ в мессенджерах и т.д. в виде ботов, чтобы её нельзя было заблокировать, дедлайн — до конца весны. Это была очевидная стратегия, и я сам её хотел предложить (вместе с реализацией). Ну круто, думаю — хорошо, что он сам это понимает.
В одном из первых писем отвечаю, что я могу отменеджерить этот проект под ключ, сделаю всё за 2 месяца (это я взял очень хороший запас), нужны только деньги на пару программистов — мои услуги бесплатны.
В одном из созвонов я подтверждаю готовность, очень подробно объясняю, что у нас есть опыт с ботами, которого нет почти ни у кого, в целом объясняю техническую концепцию, запрашиваю контакты для взаимодействия по всем-всем направлениям.
И тут случается (что важно, при Алексее) диалог с менеджером-1 (М1), которого они тогда только взяли на работу:
М1: на чём вы пишете?
Я: на Go.
М1: ууу, а мы на Питоне.
Я: ну зря, конечно, но ваше дело
М1: а как мы будем поддерживать ваш код на го?
Я: ну перейдите на нормальный язык. Но вообще непонятно, зачем его поддерживать — какие-то мелочи (или даже не мелочи) мы подкрутим, но вся эта история в любом случае закончится 8-го сентября.
М1: хм. Если вы на Go пишите — не надо, идите на хуй. К тому же, мы тут нашли какой-то готовый сервис, к которому прикручиваешь всех ботов и всё клёво работает, потыкал мышкой — и ничего писать не надо.
И прямо при Алексее я достаточно подробно объяснил, почему в таких задачах нельзя использовать никакие сомнительные готовые сервисы, почему нельзя писать таких ботов на питоне, с какими проблемами они столкнутся и т.д., и что все ещё готов помогать, если они одумаются, но не в последний момент. Что нас стоит послушать, потому что у нас есть опыт ботов, сложных бэкендов с нагрузкой в десятки тысяч регистраций в секунду и сотнями тысяч действий внутри бота, причём каждое действие — это процессы в бэкенде, связанные с БД.
Спустя пару недель после этого разговора, в феврале, решил попробовать запустить зеркало УМГ на ресурсах Гугла (appspot). Его не блокируют день, два, десять. Я пишу Алексею и Волкову:
Я: чуваки, я хз, сколько оно ещё проработает, но эта халява может закончится в любой момент. Вы, пожалуйста, не забивайте на УМГ в мессенджерах и пилите.
АиВ: да-да, конечно, пилим.
Зеркало не блокируют месяц, два, три. Дедлайн, обозначенный в начале, давно прошёл. Написал Алексею:
Я: А чего у вас с УМГ в мессенджерах?
А: Я был занят расследованием, не очень апдейтил инфу, но щас всех попинаю, да.
Я: Ок. Не забывайте, это надо сделать.
Наконец, около полутора месяцев назад пишу Леониду:
Я: я понимаю, что вы там расслабились с работающим сайтом, но напомню 150-й раз, что эта халява закончится в любой момент, поэтому напоминаю про ботов.
В: помним-помним, пилим.
(Тут я хихикаю, потому что мы написали бы конкретно такой телеграм-бот за 6 часов и ещё сутки на тестирование. Понятно, что эти боты не будут запущены вообще, либо будут запущены в последний момент, и это грустно)
За 8 дней до выборов мне пишет менеджер-2 (М2), что они наконец запускают бота. Одного. В телеграме. Ну да бог с ним, один — не ноль, уже что-то. Я увидел, что у бота плохой никнейм. Обратился в Телеграм, чтобы сделать красивый никнейм и увеличить лимит API-запросов, чтобы они точно не упали.
Ещё через пару дней менеджер-2 пишет:
М2: не мог бы ты как-нибудь нагрузочно потестировать?
тыкаю в боте /start (первое действие в телеграм-боте любого пользователя), а бот не отвечает.
Я: так он не стартует же нифига (1, 2).
И тут менеджер-2, как ни в чём не бывало:
М2: ну да, этот готовый сервис (говноплатформа для ботов) вообще не всегда отвечает на старты.
Я (почти разбивая себе лицо об руку): как так-то? Если бот не отвечает на старт — значит, он не работает. А такого бота большинство пользователей сразу отправляет в бан.
М2: я пыталась уговорить менеджера-1 не использовать эту говнопрослойку, но он отказался. Ну так ты поможешь нам с ботом в рамках нашего стека?
Я (таки разбиваю себе рукой ебало и перефразирую, чтоб совсем дошло): Вы серьёзно? «мы тут написали бота на 1С, ты поможешь нам в рамках нашего стека?». Я же вам ещё в январе говорил, как всё будет, как всё нужно делать, но вы послали меня на хуй.
М2: ну да, логично.
А знаете, почему они использовали эту говнопрослойку?
Потому что программистам… лень писать код менюшки бота, как это делают все нормальные проекты, хочется кнопками тык-тык. Хотя писать её там — нехрен делать.
В итоге бота запустили, он пролежал пару дней, и его бэкенд всё равно пришлось писать самим, только не как мы предлагали — до весны, а в авральном режиме за несколько дней до выборов. Да, и обновленную версию сайта запускали примерно так же. Без ложной скромности: если бы не волонтёры (я и ещё один отличный чувак), то никакой сайт УМГ вообще не работал бы. Мы не просто сделали так, чтобы он работал, хотя должен быть заблокирован, но справился с нагрузкой, его тупо не могли положить DDoS-атаками (до 25 гбит/c).
Если вы дочитали до этого места, то скорее всего, охреневаете не меньше моего и вас интересует: а почему это все происходит? Здесь все довольно банально: в ФБК нет того, кто выстраивал бы структуру и контролировал её.
У Леонида Волкова куча своей оперативной и административной, политической работы.
Директор ФБК — Ваня Жданов. Он отличный чувак, к нему никаких претензий, но он всё лето занимался предвыборной кампанией и ему было не до выстраивания IT-отдела и организации контроля за его работой.
Очень беспокоит, что Алексея это не беспокоит. Ну, то есть, может и беспокоит, но он ничего с этим не делает. Настолько ничего, что за считанные дни до голосования техническая часть УМГ была на волоске, и это при том, что ничего сложного там ваще нет.
Поймите правильно, несмотря на описанный выше пиздец, я очень хорошо отношусь к Навальному. Иначе бы я ни за что не ввязался в поддержку его проектов на целых семь лет. Алексей очень крутой и смелый чувак, один из лучших людей в России. Он отлично понимает политику, придумывает отличные проекты, которые работают. Он долбит бандитское государство в России фактически в одиночку.
Умное Голосование — охренительный проект, который даже в первый свой запуск дал огромные результаты и хорошо ебанул по Единой России.
Я поддерживаю и буду поддерживать Навального и почти всё, что он делает. Но исключительно морально и постами в соцсетях.
Потому что то, что я описал, не позволяет мне помогать делами. Я не хочу быть частью этого всего. Я хочу дистанцироваться от таких вещей, как манипуляция собственными принципами, враньё журналистам, вранье сотням тысяч людей на канале, где «говорят правду», управленческий бардак и некомпетентность. Я хочу быть честен перед самим собой, перед теми, кого агитировал становиться сторонниками Навального, перед теми, кого уговорил стать донорами ФБК; да тупо перед читателями моего канала, в конце концов. Наконец, я хочу, чтобы моя (бесплатная!) помощь приносила благо и приближала Прекрасную Россию Будущего, а не моральное и управленческое разложение ФБК, который совсем разучился реагировать на обратную связь — что в фейсбуке, что в личке.
И да, я бы ни за что не написал этот пост, если бы приватные разговоры и приватный фидбэк помогали. Но они не помогают. Возможно, это даже к лучшему: вы теперь знаете некоторые вещи, которые вправе знать люди, которые дают или давали ФБК деньги. Да, любой проект имеет право на закулисье, на собственную «кухню», и ФБК тоже. Но если на кухне входит в привычку делать некрасивые вещи за деньги доноров, последние имеют право об этом знать.
Что касается моей дальнейшей помощи ФБК в качестве технического специалиста, то я принял решение ее прекратить. В будущем она будет возможна, но для этого мы все должны увидеть три простые вещи:
1) настоящие причины поддержки Жуковского;
2) публичное признание, что msk.vote — сайт ФБК и публичные извинения за ложь;
3) извинения за лживый ролик про МаксимуТелеком (перед зрителями, Ликсутов обойдется), его удаление и публичное обещание больше не допускать подобных ситуаций.Если вы жертвователь ФБК, и истории, которые я рассказал, для вас принципиальны, я хотел бы, чтобы вы как-то публично обозначили свое отношение к рассказанному. Без флешмобов и кампанейщины — просто обозначили отношение. Если вы обычный читатель, то большое спасибо, что дочитали до этого места.
P.S. АП’шечные блогеры за еду, госсми и прочие серукановы просто идут нахуй.
https://medium.com/@itsorm/fbk ... 5fab5