Согласно даннымъ однодневной школьной переписи вь Россійской Имперіи было въ 1911 г. 100749 народныхъ училііщъ, а если исключить из этого числа 4397 школъ грамоты, то 96 352 училнща. Въ городахъ насчитаио 11031 училііще, а въ селеніяхъ 89718 училищъ. Учебный курсъ не более 3 л тъ імели 71170 учил., четырехлетній—21745, пятилетний - 4912 училііщъ, шестнлетній или более — 2612 учил.
Среднее число учебныхъ дней въ году въ городахъ равнялось 178 днямъ, въ селеніяхъ — 151. Собственныя зданія имели 66787 училищъ, наемныя—26208, безплатныя—8208.
129
Устройство начальной школы. Трудно себе представить более пеструю картину разнообразныхъ типовъ начальной народной школы, чемъ существующія въ настоящее время начальныя училища въ Россіи. Типы начальныхъ училищъ различаются по местностямъ, въ которыхъ они учреждаются, по ведомствамъ, въ которыхъ они состоятъ, по уставамъ, положеніямъ и правиламъ, которыми они руководствуются, по національностямъ и религіямъ, къ которымъ принадлежатъ учащіеся, по источникамъ отпускаемыхъ на нихъ средствъ и т. п. Не менее разнообразны и наименованія разныхъ типовъ начальныхъ училищъ, изъ которыхъ инымъ присвоены даже въ оффиціальномъ языке два-три наименованія одновременно; и наоборотъ, два совершенно различныхъ типа училища носятъ иногда близкія и почти одинаковыя наименованія.
142-143
Въ конце 1905 г., при министре графе И. И. Толстомъ, при ближайшемъ участіи С. И. Анцыферова и подъ общимъ руководствомъ товарища министра 0. П. Герасимова были выработапы основныя положенія о введеніи всеобщаго обученія, а въ 1907 г. было внесено министромъ П. М. фонъ-Кауфманомъ соответствующее представленіе въ Государственную Думу.
Всемъ детямъ обоего пола, согласно этому законопроекту, должна быть предоставлена возможность, по достиженіи школьнаго возраста, пройтп полный курсъ обученія въ начальной школе.
Забота объ открытіи достаточнаго числа учплшцъ возложена на учрежденія местнаго самоуправленія.
Школьный возрасгь устанавливался отъ 8 до 12 летъ, нормальная продолжительность обученія—4 года, школьный радіусъ—3 версты.
Планы введенія всеобщаго обученія быстро были изменены земствами въ соответствіи съ предложеніями министерства, которое и начало отпускать пособія земствамъ. Кредитъ 1908 г. быстро былъ исчерпанъ, и министерство вынуждено было испрашивать на 1909 г. новый кредитъ. Въ теченіе 1908— 1915 гг. кредптъ на ПОСТОЯННЫЯ нужды начальнаго образованія увеличивался следующимъ образомъ:
въ 1908 г на 6 900 000 руб.
• 1909 .. 6 000 000 .
• 1910 ... 10 000 000 .
• 1911 … 7 000 000 . .
1912… 9 000 000 • »
1913… 10 000 000 » .
1914 . ...:... 3 000 000 .
1915….. 3 000 000 .
Всего на 51 900 000 руб.
Но законъ 3 мая 1908 г. и последующіе опыты его примененія имели одну слабую сторону: они не разрешали во всемъ объем вопроса о школьномъ строительстве . Законъ 3 мая 1908 г. предусматривалъ употребленіе на единовременныя нужды училищъ остатковъ отъ постоянныхъ кредитовъ; но это была лишь капля въ море . Между темъ, школьное строительство при введеніи всеобщаго обученія требовало огромныхъ расходовъ. По данныыъ государственной думы лишъ 25% всехъ училищъ можетъ помещаться въ наемныхъ помещеніяхъ; для остальныхъ 75% потребуется въ будущемъ постройка собственныхъ зданій, съ расходомъ до 300.000.000 руб. Несомненно, ни изъ местныхъ средствъ, ни изъ остатковъ отъ постояннаго кредита этотъ расходъ покрыть быть но могъ.
Кроме недостатка кредита на школьное строительство, дело введенія всеобщаго обученія столкнулось съ новымъ препятствіемъ: съ быстрымъ и интенсивнымъ вздорожаніемъ ценъ. Цены на строительные матеріалы и рабочія руки возрослн за несколько летъ более, чемъ вдвое.
https://upload.wikimedia.org/w ... d/d4/Новый_энциклопедический_словарь._Том_28.pdf
На окраинах многонациональной России существовали и другие типы учебных заведений. Так, на Кавказе, в Поволжье, в Средней Азии среди народов, исповедовавших ислам, мусульманские школы – начальные – мактабы и средние – медресе, где обучали арабской грамоте и основам магометанской религии. Преобладала зубрежка и заучивание наизусть старинных религиозных книг и строжайшая дисциплина, устанавливаемая путем главным образом физических наказаний учащихся. Существовали главным образом при мечетях, содержались на средства населения и различные пожертвования. Учителя принадлежали к мусульманскому духовенству.
Для подготовки из местных жителей служащих государственной администрации действовали русско-туземные школы (в Азербайджане и в Поволжье назывались русско-татарские), состоявшие из двух классов.
В первом, русском классе русские учителя учили грамоте, арифметике, начальным сведениям по природоведению, русской истории, географии. Во втором, мусульманском классе местные учителя учили арабской грамоте и магометанскому вероучению.
В России реформа образования обсуждалась Государственной думой до 1912 года. В результате она заключалась в введении общего начального образования, которое планировалось организовать в половине губерний к 1918 году, а по всей стране — к концу 1920-х годов.
При этом финансирование начального образования осуществлялось преимущественно на пожертвования и за счет земств. Растут кредиты на народное образование, к 1904 году они увеличиваются практически в два раза за десятилетие, с 22 до 42 миллионов рублей увеличивается бюджет министерства народного просвещения.
После революции 1905 года в обществе и на уровне властей активно обсуждается необходимость принятия закона о всеобщем начальном образовании. Частично его утверждают к 1908 году. Позже принимают четырехлетнее обучение для всех начальных школ.
При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затянувшись до 1912 году. В результате Государственный совет окончательно отклоняет данный законопроект.
Поэтому большевики решили вопрос с образованием просто в 1918г
И в октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.
26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.
Для всех групп (бывших сословий) было введены одинаковые программы обучения, построены школьные здания, подготовлены преподавательские кадры.
В 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение
В результате чего в СССР было достигнута почти 100% грамотность населения.
Никаких данных об успехах образования в РИ по с равнению с СССР нет, а есть официальная информация:
«К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%).»
«Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.
Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ.
Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691.
В день переписи в школах присутствовало 6.180.510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).»
Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)
Но подлец Из Москвы это знает, но методичка обязывает