про то, как пиздоболят всякие ИзМацы
https://aftershock.news/?q=node/784356На снимке изображены "расстрелянные Киевской ЧК перед отступлением". Фотография приведена из фондов знаменитой деникинской комиссии по расследованию преступлений большевиков. Подобные снимки делались в нескольких крупных городах, занятых Добровольческой армией и массово тиражировались как доказательство преступной деятельности большевиков. Некоторые из них были отправлены и за границу.
Так, английский офицер артиллерии военной миссии при Деникине Хадлстон Уильямсон вспоминал, что ему вместе с главой миссии Холменом показывали подобные фотоснимки в Ростове, намереваясь отправить в Англию.
Этот аспект деятельности осведомительных органов Деникина хорошо известен. Однако сегодня хотелось бы вкратце поговорить и другом способе "идеологической войны", используемом белогвардейскими агитаторами - не о фотографии, а о кино.
Понятно, что возможности кинематографа в агитационных целях в более чем сложных условиях гражданской войны обе стороны конфликта оценили по достоинству. Хорошо известно, что в годы Гражданской войны творили будущие всемирно известные кинорежиссеры и операторы, такие как Дзига Вертов, Тиссэ, Эйзенштейн. Подобные акции предпринял и деникинский ОСВАГ.
Вскоре после взятия ряда городов Украины были сняты пропагандистские картины с изображением преступлений большевиков. Судя по всему, эти фильмы были "игровыми", но претендующими на документальность. Об одной из них вспоминает все тот же английский офицер Х.Уильмсон. Он писал, что его вместе с Холменом кроме просмотра фотоснимков пригласили взглянуть и на "фильмы, пропагандировавшие Деникина".
После этого мы посмотрели другие фильмы, пропагандировавшие Деникина. Большинство из них изображало инспекцию войск большими группами аристократически выглядевших генералов, каждым своим движением излучавших атмосферу старого режима. Далее было триумфальное вступление свирепого Шкуро в Харьков в сопровождении [с. 112] его знаменитых «волков» - крайне диких и живописно выглядевших, но не склонных успокоить нервы многое пережившего и настроенного против войны населения. Также показаны военно-полевые суды, приговаривавшие к смерти целые шеренги пленных большевиков одним росчерком пера. Там наверняка в основном были бывшие члены китайских трудовых корпусов и предатели-офицеры, но, думаю, это не очень хорошая политика -- завершать жуткую страницу Гражданской войны демонстрацией настоящих казней. Ничего, однако, не пропускалось, и какой-то несчастный китаец, взобравшийся на стул, надевший себе на шею петлю, спрыгивающий со стула, изображался в мельчайших деталях до последней конвульсии в предсмертной агонии.
Были также показаны фильмы о генерале Алексееве, Корнилове, Деникине, Врангеле и Романовском и о нескольких коротких маневрах, выполняемых британскими танками, уже принятыми на вооружение. Я также видел коллекцию снимков обезображенных трупов, которые откопали в Харькове после особо жестокой резни, сопровождавшейся необычайно зверскими пытками, проходившей под руководством главного комиссара как раз до того, как мы захватили город. От этих доказательств большевистской цивилизации меня чуть не стошнило, и я услышал, что снимки эти были посланы в Англию, чтобы размножить и показать заинтересованным лицам, чего можно ожидать от этой «диктатуры пролетариата».Хадлстон Уильямсон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919-1920. М., 2007. С.111-112.
Фильм, который он видел - это, очевидно, «Зверства большевиков перед сдачей Киева 21 августа 1919» или другой подобный фильм. По ссылке, расположенной ниже, он атрибутируется так:
http://fenixclub.com/index.php ... 23792"...агитфильм, сделанный в Киеве, состоящий из нескольких частей: «Вступление большевиков в Киев. Издевательства красноармейцев. Совет комиссаров. Муки в чрезвычайке. Провокация. 121 расстрелянный. Массовые похороны. Встреча белой гвардии.» В картине удивительно реально инсценировали пытки, расстрелы и прочее".Надо сказать, что подобные фильмы предназначались не только для русских граждан, но и для мнения за границей - неслучайно же их показывали английским офицерам. Однако действие было скорее противоположное. Так, глава английской миссии Холмен, по словам Уильямсона, решил запретить показ "наиболее реакционных фильмов".
"На Холмена большое впечатление произвела эффективность большевистской пропаганды, хотя наши собственные фильмы скорее были способны охладить общественные симпатии, чем привлечь их, и он использовал своё влияние, чтобы запретить демонстрацию этого китайца и наиболее реакционных фильмов".Глава ВСЮР Деникин, прослышав о демонстрации жестокостей, вообще решил запретить показ подобной "агитации" за границей. Увы, это привело к тому, что фильмы были впоследствие уничтожены.
"Сохранилась Записка Деникина, в которой он выражает недовольство тем, что документальная кинохроника показывает «вешание и порку». «Осваг посылал фильмы за границу, может быть они не осмотрены и туда «повешание» послали?» Естественно, что негативы и все копии ленты, ставшие причиной этого инцидента, были немедленно уничтожены"ГА РФ. Ф. 446. Оп. 2. Д. 121. Л. 256: В. П. Федюк. Белое движение на юге России: 1917-1920 гг. Ярославль, 1995. С.348
Сейчас можно только догадываться, какими методами деникинские режиссеры "достоверно" изображали пытки, порку и расстрелы. Однако любопытно, что белогвардейские осведомители использовали не только агитационное воздейсвтвие кинематографа. Уже тогда они использовали кино для создания мифотворчетсва и сознательной клеветы, видимо, осознавая, насколько кинематограф пригоден для этой цели.
Самым ярким образчиком подобной фальсификации является фильм об Одесской ЧК, изображавший, как недавно выяснилось, полностью вымышленные события. Причем в руках буржуазных спецов изображение "зверств красного террора" приобрело черты дурной вкусовщины из плохих "сенсационных боевиков" начала ХХ века с их непременными гротескными злодеями, экзотичными убийцами, роковыми женщинами и т.д. Благодаря Освагу на свет появились такие фантастические персонажи как негр Джонсон, убивавший людей, и чекистка Дора Явлинская, добственноручно убившая 300 (400, 700...) офицеров. Еще и сейчас этот миф разделятся многими.
Однако в результате современного исследования было установлены, что эти кровавые убийцы никогда не существовали и являлись исключительно плодом вымысла декинской пропаганды. Знаменитую садистку Дору Явлинскую выдумал, по иронии судьбы, агент Одесской ЧК В.Сергеев, который перебежал к деникинцам в контрразведку и снял агитационный фильм о "жертвах чрезвычайки", где в роли еврейки Явлинской выступила... его собственная жена.http://chekist.ru/article/2053"Помимо работы в контрразведке Вениамин Сергеев разработал весьма необычный проект-мистификацию: чтобы эффектно показать «зверства большевиков», он придумал сценарий пропагандистского фильма для эмигрантской публики. Главная роль в ленте отводилась мифической женщине-палачу. Эту роль исполнила жена Сергеева — Дора Явлинская. Так имя Дора в Одессе стало нарицательным... Снятое на Одесской кинофабрике якобы документальное кино произвело впечатление на неискушенных зрителей. Многие поверили в существование страшной садистки- большевички..."Очевидно, растиражированный в интернете портрет "убийцы офицеров" Доры Явлинской и является кадром из этого фильма.
Учитывая пример с Дорой Явлинской, есть основания полагать, что бродящие по интернету фотографии "жертв ЧК" из материалов Осведомительной комиссии, на которых показаны изуродованные трупы (их можно видеть здесь:
http://swolkov.narod.ru/doc/kt/list.htm )
, могут быть тоже кадрами из этих пропагандистских лент. К сожалению, так как они уничтожены, проверить эту догадку не представляется возможным.Остается только удивляться тому, как на заре зарождения кинематографа белогвардейскими агитаторами-фальсификаторами был по праву оценен его пропагандистский потенциал и уже тогда использованы возможности по внедрению, выражаясь современным языком, "чернушного" мифа в массы.
=========
Источник:
"Важнейшее из искусств" на службе ОСВАГа