Джек Лондон. Неукротимый белый человек Пока чернокожий человек черный, а белый человек белый, они не поймут
друг друга, - так сказал капитан Вудворт.
Мы сидели в кабачке у Чарли Робертса и стаканами тянули "Абу-Хамед",
приготовленный хозяином, который пил с нами за компанию.
Чарли Робертс утверждал, что раздобыл рецепт этого напитка непосредственно у Стивенса, прославившегося изобретением "Абу-Хамеда" в то время, когда жажда гнала
его отведать воду Нила, у того самого Стивенса, который сочинил "С Китченером к Хартуму", а потом погиб при осаде Ледисмита.
Капитан Вудворт, крепкий, коренастый, с опаленным за сорок лет
пребывания в тропиках лицом, прекрасными лучистыми карими глазами, каких я
ни разу в жизни не встречал у мужчин, многое изведал в жизни.
Крестообразный шрам на его лысой макушке говорил о близком знакомстве с
боевым топором туземца; о том же свидетельствовали два рубца от стрелы на
правой стороне шеи: там, где стрела вошла и вышла из его тела. По его словам, он бежал, а стрела ему мешала, но он не имел времени отламывать
наконечник стрелы и потому протащил ее насквозь. Теперь он был капитаном
"Савайи", огромного парохода, который вербовал на островах Южных морей
рабочую силу для немецких плантаций в Самоа.
- Половина всех недоразумений происходит из-за нашей тупости, -
заявил Робертс, делая паузу, чтобы отхлебнуть из своего стакана и добродушно отчитать за что-то маленького слугу-самоанца. - Если бы белый человек хотя бы иногда задумывался над психологией чернокожих, можно было бы избежать большинства недоразумений.
- Я встречал таких, правда, их было немного, которые утверждали, что понимают негров, - ответил капитан Вудворт, - и я всегда замечал, что их в
первую очередь "кай-кай", то есть съедали.
Вспомните миссионеров в Новой
Гвинее и Новых Гебридах, на острове мучеников Эрроманге и на всех остальных островах.
Вспомните судьбу австрийской экспедиции: ее изрубили в куски на Соломоновых островах, в дебрях Гвадалканара.
Да и сами торговцы, умудренные многолетним опытом: они хвастались, что к ним не прикоснется ни один негр, а головы их по сей день красуются на балках плавучих жилищ.
Или вот старый Джонни Симонс.
Двадцать шесть лет провел в дебрях Меланезии и
клялся, что знает негров как свои пять пальцев, что они его не тронут. А погиб он у лагуны Марово, в Нью-Джорджии. Ему отрезали голову черная Мэри и старый одноногий негр. (Одну ногу у него отхватила акула, когда он нырял за оглушенной рыбой.) Был еще Билли Уотс, убийца негров, человек, которого испугался бы сам дьявол!
Помню, стояли мы у мыса Литл, это, знаете ли, в Новой Ирландии, когда негры утащили у него полтюка табаку, который он собирался продать, табак и стоил-то доллара три. Так он в отместку пристрелил шестерых негров, разбил их боевые каноэ и сжег две деревни.
Четыре года спустя, когда он с пятьюдесятью молодчиками из Буку там же, у мыса Литл, ловил трепангов, их подстерегли чернокожие.
Всех перебили за пять минут, кроме троих парней, которым удалось удрать в каноэ.
Словом, нечего болтать, будто мы понимаем негров.
Миссия белого человека - нести цивилизацию в мир, и это - нелегкое дело, выпавшее на его долю.
Где ж тут останется время, чтобы копаться в психологии негров?Продолжение -
http://lib.ru/LONDON/whiteman.txt