Забытые русские 1. Локотская Русь.«Ах ты, сукин сын, комаринский мужик, не хотел ты свойму барину служить…» — старинные строки песни про измену местных жителей Борису Годунову.
Локотская Республика во время своего расцвета имела территорию, сравнимую с Бельгией и собственную дивизию, не считая полиции. Это сравнимо с тем, что было в Хорватии, Словении, и во множестве других колаборационистских государствах. Думаю, не стоит обьяснять, почему память о таком уникальном явлении оказалась вымарана из истории — советская власть, как и российская, конкурентов не терпит. Однако уникальный пример русского национального государства невероятно ценен для изучения даже несмотря на то, что это была оккупационная администрация (хотя это и спорный момент).
Константин Павлович Воскобойник.Следует сделать небольшую ремарку: после подписания Деулинского перемирия эти земли были дарованы некоторым дворянским родам, а потом стали частью земельной собственности Романовых. В административной центре этой территории, посёлке Локоть, находилось имение великого князя Михаила Александровича. Фактически не имея крепостного права, местные крестьяне жили спокойно и в ус не дули, пока революция, гражданская война и насильственная коллективизация не привели жителей к полнейшему разорению. Коллективизация для бывших государственных крестьян, дворцовой челяди стала первым крепостным правом, что стало причиной скрытого недовольства советской властью. Местный народ, в принципе, всегда был свободолюбивым.
Воскобойник был бывшим эсером, успел повоевать на стороне антоновцев, затем провёл 3 года в трудовом лагере. Так мало — потому что срок его преступления уже истёк, когда он сам пришёл с повинной. Переехав в 1938 году в Локоть, он быстро сдружился с Каминским — инженером спиртзавода. Доподлинно неизвестно, существовала ли на этой территории националистическая организация, но такая версия вполне жизнеспособна. Также есть версия, что сам Воскобойник разьезжал по Союзу именно с целью набрать новые кадры в свою организацию. Некоторые большевики, впрочем, отвергают эту теорию, говоря, что Воскобойник был агентом НКВД (чего?).
В последние дни накануне прихода немцев местные органы власти явно не контролировали ситуацию. Докладная записка Матвеева и Быстрова сообщала о том, что «эвакуируемые семьи партийного и советского актива провожались под свист и недвусмысленные угрозы со стороны распоясавшейся антисоветчины, а часть сотрудников учреждений упорно избегала, под различными предлогами эвакуации». В общем и целом, большевиков там не любили, а потому ожидать лояльности и «ни шага назад» от местных жителей было глупо. Пока СССР спасал свой партийный актив, даже не подумав о том, чтобы эвакуировать простых людей из-под немецкого танкового катка, собравшиеся сельские и деревенские старосты вместе с выбранными депутатами большинством голосов приняли решение назначить "губернатором Локтя и окрестной земли" Воскобойника, а его заместителем Бронислава Каминского. Те сделали ход конём и создали местный отряд самообороны.Когда передовые части Вермахта (2-я танковая армия Гудериана) 4 октября 1941 года вошли в Локоть, их там встретил русский бело-сине-красный флаг, в то время имевший четкий национально-освободительный смысл. В центре флага располагался Георгий Победоносец.
Воскобойник добился приема у командующего армии генерал-полковника Хайнца Гудериана с идеей создать Локотскую республику - самоуправляющееся, независимое, русское государственное образование, официальной идеологией которого должен стать, по примеру Германии, национал-социализм. Генерал развесил уши и слушал про то, как его армия сможет продвигаться вперёд и забыть о партизанах, тыловых проблемах и прочих неприятных мелочах, которые выливались в большие беды и под которые мозг военного просто не был заточен. Взамен Воскобойник рассказывал, как русская народная социалистическая партия будет сманивать всех на свою сторону и организовывать своими силами антипартизанскую борьбу на территориях и поставки для Вермахта. Язык у Воскобойника был явно подвешен и уже через месяц, 16 октября 1941 года, его полномочия были значительно расширены немецкими властями — отряд полиции увеличен до 200 человек, Воскобойнику подчинены прилегающие к Локтю населённые пункты, образована Локотская волость, повсеместно создавались сельские отряды самообороны.
Будучи грамотным управленцем, новоиспечённый обер-бургомистр реально занялся реформами: новые налоги были меньше, чем в совке, колхозы были ликвидированы, отобранное большевиками имущество выдавалось обратно, с оглядкой на количество ртов в семье и насущные нужны администрации. Немудрено, что в Локоть потянулся поток из желающих вступить в народную милицию и надавать поганым комунякам по щщам - тем более, те в спешке решили, что бросить на произвол судьбы несколько танков, артиллерию и оружие, убегая от линии фронта, это хорошая идея. Закономерным итогом стали боестолкновения, и с партизанщиной на этом участке было бы и вовсе покончено, если бы партизанское движение в СССР реально было народным, а не курировалось армией.На землях "Локотьщины" не было немцев в органах власти, германских судов, полиции, тюрем, не действовали законы Германии. За порядком здесь следили местные силы правопорядка. Локотская республика имела собственный Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы, разработанные бывшим студентом-юристом Тиминским. Конечно, немцы просунули в местную админку своих агентов, чтобы хоть какое-то представление о ситуации иметь — но по большому счёту, командующих реально устраивало такое положение дел. Дошло даже до того, что два немецких солдата были пойманы на мародёрке и убийствах, а затем предстали перед русским судом. Немцы сначала начали бурогозить, но затем махнули рукой — молодое государство твёрдо стояло на своём в принципиальных вопросах и о бреднях Гитлера про расовые политические координаты забыли.В ночь на 8 января 1942 года советские партизаны под командованием Александра Сабурова (да, кадровый военный — партизан, всё как обычно. Ничего с тех пор в нашей стране не поменялось.) совершили вылазку на санях, с целью ликвидировать Воскобойника. Затея удалась — несмотря на жёсткое сопротивление, партизанам удалось закрепиться в здании театра. Воскобойник приказал не использовать гранаты, дабы не устроить пожар — и это стало фатальной ошибкой. Он предложил партизанам сдаться, начался диалог. Притворившись, что не верят, будто перед ними сам обер-бургомистр, большевики хитростью заставили его выйти на освещённый участок. Там его и убили. После этого «партизаны» сразу же отступили, не оставив современной историографии шанса придумать для них более благородную «настоящую» причину этой военной операции. Немцы спешно прислали врачей, но спасти Константина Павловича не удалось. Его место занял Бронислав Каминский.
Его приказом с октября 1942 года Локоть был переименован в город Воскобойник.
Каминский
Русская партия к тому времени уже вовсю претворяла в жизнь собственный манифест:
1) бесплатная передача крестьянству в вечное, наследственное пользование всей пахотной земли с правом аренды и обмена участков, но без права их продажи. (В руках одного гражданина может быть только один участок). Размер участка около 10 гектар в средней полосе России.
2) бесплатное наделение в вечное, наследственное пользование каждого гражданина России усадебным участком, с правом обмена, но без права продажи. Размер участка в средней полосе России определяется приблизительно в 1 гектар.
3) вободное развертывание частной инициативы, в соответствии с чем разрешается частным лицам свободное занятие всеми ремеслами, промыслами, постройка фабрик и заводов. Размер капитала в частном владении ограничивается пятью миллионами золотых рублей на каждого совершеннолетнего гражданина.
4) становление на всех видах производств 2-х месячного годового отпуска в целях использования его для работы на собственных усадебных участках.
ПРИМЕЧАНИЕ: На вредных производствах продолжительность отпуска увеличивается до 4-х месяцев.
5) наделение всех граждан бесплатно лесом из государственных дач для постройки жилищ.
6) закрепление в собственность Государства лесов, железных дорог, содержимого недр земли и всех основных фабрик и заводов.
Также были амнистированы многие заключённые, а евреи и коммунисты выпилены подчистую (ну… евреев в тех краях особо и не водилось).
Русская Освободительная Народная Армия Локотской республики насчитывала к 43 году уже от 12 до 15 тысяч человек личного состава. Немцы, в обмен на хавку и прочие необходимые ништяки, не скупились и платили оружием, орудиями и прочей складской мелочёвкой, которую всё равно разворовали бы прапорщики (если я не путаю с армией другой страны…).
Несмотря на относительно разношёрстную форму, бригада Каминского была вполне боеспособной, имела модную нашивочку, определяющую государственную принадлежность и могла себе позволить бороться с партизанами по методу СССР в Афгане — накрывая целые районы артиллерийскими ударами.Впрочем, так делали редко: так как ограблять лояльный народ в Локотской Республике было не принято, бюджет пополняли, в основном, экспроприируя обратно всё, что спи..или коммунисты, а также реквизируя имущество репрессированных пособников партизан.
Всего РОНА уничтожила, по российским источникам, около 10 000 человек. Забавным фактом является то, что сами РОНАвцы, которые потом будут уничтожены советским катком, теперь вписаны именно в советские потери, как и все русские колаборационисты — не в немецкие же потери их пихать, верно? Население же самой Республики насчитывало при Каминском около 581 000 человек. Партизаны, кстати, не оставались в долгу и обстреливали территорию Республики артиллерией по возможности. Да и вообще, в районе 2-й танковой армии, где располагался Локоть, был зафиксирован ряд случаев массового уничтожения партизанами мирного населения.
Но не всё так было радужно. К 43 году участились случаи дезертирства. Местные жители реально были запуганы террором партизан и многие предпочитали переходить на сторону советов, пока не поздно. В сентябре 43 года территорию Республики занял 2-ой танковый батальон 197 танковой бригады 30 Уральского добровольческого танкового корпуса совместно с частями 250 стрелковой дивизии. Вермахт спешно отступил с территории республики. Военные формирования Локотского округа вместе с семьями военнослужащих последовали за ним.
К августу 1943 года отступающая коалиция дошла до города Лепель Витебской области, где на какое-то время установилась автономная Лепельская республика, сумевшая до 1944 года отбиваться от советских партизан. Всего из Локтя ушло 30 000 человек, не пожелавших возвращения в совок. Военными из них были только 6 000. так закончилась история Русской Республики. Армия Каминского была переименована в 29 ваффен-гренадерскую дивизию СС (1 русскую). Её кидали на подавление восстания в Варшаве. А со временем Каминский стал не нужен — дивизия не хотела подчиняться немцам. После убийства лидера, якобы, совершённого поляками, всё стало ещё хуже, и немцы окрестили колаборационистов, как «сброд». После войны большинство выживших растворилось в Европе, убегая от советского возмездия.
А что Локоть? После ухода армии на территории бывшей Локотской республики начались вооруженные столкновения с силами НКВД, продолжавшиеся вплоть до 1951 года. Массовые репрессиии, конечно же, шли в комплекте, а потому, подпольная деятельность преданных идеалам самоуправления жителей бывшей автономной республики продолжалась вплоть до 1980-х годов.Основным предметом срача Республика является вполне закономерно. Гитлерасты орут, что это был наглядный пример того, что Гитлюшка — освободитель. Но, зато они вполне изучают сабж, и конкретно по этой теме могут рассказать много интересного. Совки и ватники либо впервые слышат о таком явлении, либо говорят, что это всё х..йня. Для поклонников Сталина 581 000 человек — это вообще не цифра, миллионом больше, миллионом меньше — по..уй, хоть полстраны расстреляйте. Поэтому они принципиально не хотят вдаваться в эту тему.На самом деле, конечно же, Локоть являлся приспособленческим государством. Но таки государством! Демократические ценности там не проповедовались по понятным причинам — немцы хотели видеть там именно национал-социалистическую партию и им её дали. Жестокость и террор солдат РОНА является неспоримым фактом. Как, впрочем, жестокость и террор РККА, красных партизан, бомбардировка Дрездена и прочие военные преступления союзников. Но, в отличие от совка, каминцы хотя бы имели моральное право на жестокость — им повесили на шею ярмо и думали, что так и надо. Любая тоталитарная политика всегда будет порождать подобных людей. Пусть Локоть и не является хорошим примером демократического государства, но пусть каждый статист с синдромом Наполеона знает — и на него найдётся отряд «викингов». А забывать свою историю только потому, что кому-то эта страница не нравится — не следует.