Взяли многое из СССР. Как в школах Китая готовят будущих победителей Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Петербург 04/08/2021
Успехом российской сборной завершилась Международная математическая олимпиада среди старшеклассников (ММОО-2021), которая проходила в Петербурге. Наши школьники завоевали пять золотых и одну серебряную медаль, в очередной раз подтвердив лидерские позиции отечественного образования. Однако при этом самым титулованным участником математических олимпиад по-прежнему остается Китай. В чем особенность азиатского подхода к образованию, зачем в век интернета нужно изучать математику, и не чрезмерно ли загружают детей в школах, «АиФ-Петербург» рассказал директор президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель РФ Максим Пратусевич.
Надо «пахать»!
Елена Данилевич: Максим Яковлевич, международная олимпиада по математике впервые два года подряд проходила в одном городе – Петербурге и одном университете – РГПУ им. А. И. Герцена. Говорят, этому предшествовал большой скандал. Неужели правда? – До скандала не дошло, но напряжение возникло. Дело в том, что эти соревнования должны были проходить в Вашингтоне. Однако американские коллеги еще в 2020-м заявили, что не в силах их организовать. А затем отказались официально. Тогда президент Совета ММОО Джефф Смит обратился к России с просьбой провести такой турнир. Учитывался опыт нашей страны в подготовке масштабных состязаний, в том числе в дистанционном режиме. Мы оценили возможности и согласились. Итоги показали, что олимпиада прошла на высоком уровне – как с точки зрения организации, так и полученных результатов.
– В интеллектуальном марафоне участвовали 109 стран. Все наши ребята завоевали медали, а сборная заняла общекомандное второе место. Какие качества нужны, чтобы побеждать на соревнованиях такого уровня? – Главное – много трудиться, буквально «пахать». Кстати, ребята из Петербурга в сборной, да и на олимпиаде, были одними из самых младших по возрасту. Ведь во многих странах выпускники выходят из школы и в 20. Наши же Максим Туревский и Ваня Бахарев закончили десятый класс, причем Максиму как раз на олимпиаде исполнилось 16 лет. Серьезно математикой занимаются с четвертого класса. Это значит, что помимо уроков они дополнительно посещают профильные кружки и самостоятельно работают дома. Например, уже в течение семи лет оба каждый август ездят в математический лагерь нашего лицея. Для сравнения: на международной олимпиаде на три задачи отводится 4,5 часа. В нашем лагере в день им предстоит решать не менее 10-15 сложных задач. Смена – 21 день, но по интенсивности, как учебный год. Это дает большой запас прочности.
– Первое место уже неоднократно занимает сборная Китая. В чем сила школьников из Поднебесной? – Я бы выделил две основные позиции. В плане содержания они много взяли из советской системы образования. При этом сохранили жесткие требования. Там никто не уговаривает учиться. У нас часто говорят: «Вы должны заинтересовать, мотивировать ребенка». В китайской педагогической литературе такого выражения не встретишь. Не хочешь? Твое место немедленно займут другие. Я был в Китае, посещал местные школы. По нашим меркам условия обучения там запредельные. В классе 50 человек, дышать нечем, в неделю 43-45 уроков (у нас максимум 37), перерывы 5 минут. В общежитии тоже обстановка спартанская, но в знания все буквально вгрызаются. Спрашиваю: как поступают с неуспевающими? Меня не поняли – кто это? Работают все без поблажек, но не потому, что им поставят «двойку», а потому, что борются за будущее. При населении в полтора миллиарда и огромной конкуренции высшее образование – пропуск в лучшую жизнь, счастливый билет. А кто этого не понял, будет мотыжить рис на чеках по колено в воде. Пусть не столь радикально, но хотелось бы, чтобы и у нас в стране к знаниям относились так же ответственно.
– А правда, что сейчас школьникам – победителям международной олимпиады выплачивается по миллиону рублей? Достойные суммы полагаются также призерам и тренерам. – Правда. Это премия президента России, которая вручается с 2018 года. Так, за серебряную медаль полагается 500 тысяч. Поощряются и преподаватели. Так, Максим и Ваня, о которых мы говорили выше, готовились под руководством народного учителя России Сергея Рукшина, не раз высказывавшего свою точку зрения на проблемы образования и со страниц «АиФ». Поэтому абсолютно правильно, что вручается медаль не только ученику, но и наставнику, который привел ребенка к успеху.
– Легендарный «два-три-девять» называют «кузницей гениев». Из стен школы вышли десятки известных всему миру людей, и сегодня ваши ученики неизменно показывают высокие результаты. Но как разглядеть в 10-11-летнем подростке математический талант?
– Для этого в нашем лицее каждый год проводится открытая олимпиада школьников 5-го класса. Очередная состоится в конце сентября. К нам может прийти любой ученик и решить задачи, которые не требуют предварительной подготовки. Чтобы детям было комфортно, ответы они дают устно. Затем, как я уже говорил, много значит работа в кружках. Именно во время таких внеурочных занятий проявился талант Григория Перельмана, тоже закончившего 239-й. Хотя до восьмого класса особых способностей он не проявлял. Конечно, школьникам Петербурга повезло, ведь в городе сформирована уникальная система дополнительного образования. В том числе технического. Дети могут заниматься в домах и дворцах науки и техники, открытых практически в каждом районе. Их ждут и Академия цифровых технологий, Академия талантов, сейчас активно организуют кванториумы. У нас в лицее учатся 900 человек, а отделение дополнительного образования посещают свыше двух с половиной тысяч ребят со всего города. Открыты центры математики, химии, физики, робототехники. Все бесплатно. Только приходи.
– Хорошо, если живешь в столице. А как пробиться одаренному ребенку из провинции? – Там тоже есть сильные школы, прекрасные педагоги. В этом году в сборной команде России золотую медаль завоевал Матвей Исупов из 41-го лицея Ижевска. Он готовился у себя дома, и результат налицо. Ранее награды высшей пробы на олимпиаде получили школьники из Новосибирска, Сочи. В нашем лицее также есть интернат, где учатся 67 юношей и девушек со всей России, преимущественно из глубинки. Цель – дать детям, у которых пока нет такой возможности, шанс получить хорошее образование и развить их способности.
– Сегодня родители часто жалуются, что детей слишком «грузят» на уроках, что в жизни им не понадобится столько физики и математики. Зачем напрягаться? Достаточно спросить у «Гугла». Что можно ответить? – Избытка знаний не бывает именно потому, что никто не знает, что потребуется человеку в жизни. Не сегодня, так завтра. Сейчас экономике, обществу нужны специалисты, которые смогут легко переключиться с одной технологии на другую. А для этого необходимо развивать ум и кругозор, которые даются только знаниями – они учат мыслить, помогают обрести свободу. Ведь чем разнообразнее жизнь, тем больше надо знать. «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Сегодня это высказывание слышится все чаще. Можно добавить: и теми, кто живет в интернете. Даже чтобы получить нужный ответ от «Гугла», надо сначала грамотно сформулировать вопрос, а это требует информированности, навыка. Что касается математики, еще Ломоносов говорил: ее надо изучать, потому что она «ум в порядок приводит». Точные науки учат думать, анализировать. Если у тебя есть внешняя память, ты не будешь напрягать внутреннюю. Может быть, школьные знания забудутся, но нейронные связи, наработанные мозгом, останутся и помогут в дальнейшем принимать правильные решения.
– И все же, в каких областях сегодня применяется математика, как она влияет на повседневную жизнь? – Применяется – везде! Хотя часто мы этого не замечаем. Например, вы разговариваете по мобильному. Как сделать так, чтобы сигнал из вашего телефона попал в аппарат собеседника? Это математика, и очень серьезная. Изгиб трамвайного рельса на повороте, форма бумажного стаканчика – высшая математика. Кажется, мелочь, но сложные расчеты показали: именно «воротничок» наверху сделает стаканчик прочным и немнущимся. До сих пор продолжается пандемия, и в двух университетах Петербурга – СПбГУ и Политехническом Петра Великого – анализом ситуации, прогнозами занимаются группы математиков. Знаю точно, что к их выводам прислушиваются на самом высоком уровне. А современные лекарства? Сегодня сначала их рассчитывают и уже потом по эффективной молекуле синтезируют и получают действующий препарат. В нашем лицее год назад мы открыли биолого-химический класс, который попросили создать руководители компании «Биокад». Это предприятие под Петербургом выпускает вакцину от коронавируса, и им нужны математики, которые разбираются в биологии и химии. В 2022-м состоится первый выпуск, и я уверен, что молодые люди поступят в профильные вузы и в дальнейшем скажут свое слово и в науке, и на производстве.
Досье Максим Пратусевич родился в декабре 1972 года в Ленинграде. Педагог, математик, заслуженный учитель РФ. Кандидат физико-математических наук. В 1989 г. закончил физ-мат. школу № 239. Работает в лицее 30 лет, в том числе с 2009-го в должности директора. Сегодня лицей входит в ТОП-10 лучших школ России. Член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию. В 2012-м стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Директор школы». Женат, имеет троих детей.
|