Россия заняла второе место на Международной математической олимпиаде школьников Во времена «новой России» мы бывали первыми – в 1999-м и 2007-м, но советские команды лидировали 14 раз. Тогда тоже случались падения: в 1981-м – до девятого места, но самое сокрушительное было недавно, в 2017-м, 11-е место. Второй год подряд 2-е место в командном зачете – это рост: год назад у российской сборной было два золота и четыре серебра, в этом году – пять золотых наград (две из них – у петербуржцев) и одна серебряная. Ученик Президентского физматлицея № 239 Максим Туревский по личному результату и вовсе второй в мире.
На первом месте в командном зачете Китай. Не будем успокаивать себя, дескать, «там народищу столько, что есть из кого выбирать юные таланты». Будем уважать способность китайцев концентрироваться: в 1985-м в командном зачете они были на 32-м месте, а уже на следующий год заняли 4-е. С 1997 года не выпадают из тройки лидеров. 17 раз были первыми.
Задачи на ММО несопоставимы, пожалуй, ни с чем, кроме задач самой ММО, говорит председатель жюри Назар Агаханов, причастный к проведению этой олимпиады на протяжении почти четверти века:
– Задания международных олимпиад не технические, а творческие, на построение логической модели.
Решить задачи для поступления даже в самый «сложный» университет по силам нескольким десяткам школьников страны. На Международной олимпиаде в условии задачи могут фигурировать потешные Чип и Дейл, которые собрали на зиму 2021 орешек, зарыли их в ямки, а потом что-то напутали... Но из 600 сильнейших юных математиков со всего мира с самыми сложными задачами ММО могут справиться меньше 20 человек.
– Если рассматривать задачи, которые были на Олимпиаде сорок – пятьдесят лет назад, они чуть легче нынешних, – говорит председатель совета Международной математической олимпиады британец Джефф Смит. – А задачи, которые были на самых первых олимпиадах, сейчас кажутся совсем простыми. Но, честно говоря, легко придумать трудный вопрос. Сложнее найти что-то оригинальное и новое для вопроса «попроще». Но мы стараемся.
В целом олимпиадная задача – это поиск того, как справиться с проблемой, у которой еще нет алгоритма решения. «Именно это нужно в жизни», – констатирует Джефф Смит. Не случайно среди финансовых аналитиков в Нью-Йорке и Лондоне «немало русских ребят, которые побеждали на олимпиаде».
Нынешняя Международная математическая – 62-я по счету. Россия и Советский Союза принимали ее шесть раз, из них четыре раза – Москва. Петербург до прошлого года не принимал никогда, зато как начал, так и не смог остановиться: впервые в истории ММО ее два раза подряд провели в одном городе.
Правда, в прошлом году все надеялись, что в 2021-м наверстают упущенное из-за дистанционного формата. У пандемии оказались другие планы. Участники, как и в прошлом году, сидели в своих странах и решали задачи удаленно, а члены жюри проверяли присланные сканы работ.
– Есть некоторые сложности, потому что школьники находятся в разных часовых поясах, – комментировал а пресс-конференции в ТАСС Джефф Смит. – Мы должны были проводить олимпиаду так, чтобы не получилось, что один участник начинал, когда другой уже закончил. Поэтому в некоторых странах ребята решали задачи в очень позднее время, а, к примеру, в Америке – очень рано.
Еще одна особенность дистанционных олимпиад такого уровня: сложнее утрясти вопросы относительно справедливости оценки. Как поясняет Назар Агаханов, одно дело, когда два математика, от жюри и от национальной сборной, профессионально беседуют, глядя в глаза друг другу. Другое – когда все происходит в переписке, «так сложнее находить общий язык».
Общекомандный зачет – штука неофициальная, хотя и показательная. Состязание все равно «личное», и тут у российской сборной отличный результат. Оба представителя Петербурга из Президентского физмат-лицея № 239. Иван Бахарев и Максим Туревский перешли из десятого класса в одиннадцатый, а значит, как отмечает директор лицея Максим Пратусевич, смогут участвовать в ММО в следующем году. Их педагог – создатель математического центра при лицее Сергей Рукшин, на счету которого уже более 100 победителей международных олимпиад еще с советских времен, а руководитель всего тренерского состава – учитель математики этого же лицея Кирилл Сухов.
Джефф Смит определил некоторые тенденции в математическом олимпийском движении: в 1980-е и 1990-е годы очень хорошо выступали страны Центральной и Восточной Европы. В последние годы вперед вырвались Китай, Вьетнам, Южная Корея:
– Центр математики сместился в Азию. Но не волнуйтесь: Россия хорошо выступает. И Великобритания, кстати, тоже.
Команда из страны Джеффа Смита два года подряд на девятом месте, а перед этим была на 20-м и 12-м. США — на четвертом. Из бывшего Союза выше всех помимо России поднялась Украина: 6-е место – с прошлогоднего 11-го. Казахстан – 20-е место (был на 21-м). Белоруссия в этом году 24-я, но это успех по сравнению с прошлогодним 45-м местом.
Еще одна тенденция – в ММО участвует все больше стран арабского мира: Саудовская Аравия и Египет стали выступать каждый год.
Вот процентное соотношение девчонок в ММО держится пока на планке 10% – хотя, по словам Джеффа Смита, бывают годы, когда барышни оказываются лучшими юными математиками по результатам. Чтобы нарастить представительство девчонок, с 2012 года проводится Европейская математическая олимпиада для девушек – в европейской, впрочем, участвуют школьницы со всего мира. Как говорит Джефф Смит, эффект «девчачьей» олимпиады оценить пока трудно – времени прошло мало, «но впервые за очень долгое время в британскую команду на Международной математической олимпиаде вошли две девочки. Возможно, это результат той работы».
Как говорит Назар Агаханов, для любого государства важно, чтобы наука пополнялась кадрами. Прекрасная половина человечества в этом смысле еще не раскрытый потенциал. Максим Пратусевич отметил: во время Международной матолимпиады 2017 года, которая проходила в Бразилии, пришла горестная весть – после тяжелой болезни умерла 40-летняя Мариам Мирзахани, первая женщина – обладатель математической Филдсовской медали. В память о Мариам была учреждена премия специально для девушек, отличившихся на ММО.
Но в целом, говорит Максим Пратусевич, математику надо развивать и вне олимпийского движения:
– Если мы говорим про цифровую трансформацию нашей жизни, то любой человек, который претендует на что-то большее, чем быть потребителем, без математики не сможет.
Сейчас, по словам директора лицея, если человек в шестом-седьмом классе проседает по математике, для него закрывается примерно половина всех профессиональных возможностей – тех, что связаны с современными технологиями: биоинформатика, химинформатика и все, что на стыке с цифрой.
Следующая ММО пройдет в Норвегии, в Осло. Джефф Смит очень надеется, что она будет «обычная». По нынешним временам это означает – «очная».
Но из Петербурга математика не уходит: в 2022-м город и страна принимут Математический конгресс, главное событие года для математического мира – на нем, в частности, определяют и филдсовских лауреатов.
|