Эра крылатого металла: в Госдуме прошла выставка алюминиевой отрасли
В Государственной думе РФ состоялась первая выставка, посвященная алюминиевой отрасли, - «Эра крылатого металла». Ее инициатором и организатором стала алюминиевая ассоциация (Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия), членами которой в том числе являются и петербургские предприятия. Кстати, первый в России цельносварной алюминиевый мост был построен именно в Петербурге. Речь идет о пешеходном мосте через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Он соединяет Коломенский и Покровский острова.Выставка эта состоялась для привлечения внимания государства к отрасли. Это своеобразный призыв к развитию высокотехнологичных направлений алюминиевой отрасли, к производству продукции с высокой долей добавленной стоимости. С одной стороны, алюминий сегодня востребован как никогда. С другой - в отрасли назрело некоторое недопонимание между промышленниками и чиновниками.
По словам председателя алюминиевой ассоциации Валентина Трищенко, возможности алюминия и появляющиеся новые сплавы на его основе позволяют все активнее применять металл в новых отраслях промышленности. К примеру, одно из перспективных направлений в сфере использования алюминия - мостостроение.
В России уже действуют несколько алюминиевых мостов, которые отличаются легкостью и более устойчивы к воздействию окружающей среды. Да и возводятся эти конструкции за достаточно короткий срок. Так, в Нижегородской области алюминиевый мост длиной 38 метров и весом 22 тонны был установлен всего за два часа.
Наиболее значимое место алюминий занимает в транспортной отрасли, где его используют в производстве велосипедов, автомобилей, плавсредств, самолетов и космических кораблей, - 27% всего мирового объема производства алюминия потребляется этой сферой.
Активно используется алюминий в производстве вагонов для железной дороги и метро. Срок службы алюминиевых вагонов в два раз больше стальных, а их большая грузоподъемность значительно уменьшает стоимость перевозки. Кроме того, алюминий может быть востребован и в обновлении парка легких судов нового поколения.
Есть ряд идей по расширению применения алюминия и в авиации. В частности, в использовании мобильных сборно-разборных алюминиевых взлетно-посадочных полос и площадок на отдаленных и малонаселенных территориях. Эта тема сегодня актуальна, так как с 1990-х количество аэродромов в России сократилось в четыре раза.
В чем же проблемы? Несмотря на рост потребления алюминия, отрасль все-таки отстает от уровня производства развитых стран. «К сожалению, потребление алюминия внутри страны на недостаточном уровне. У нас потребляется на человека 6 кг, а в Германии 25 кг. Есть над чем работать. Мы надеемся, что выставка будет способствовать дальнейшему практическому внедрению инновационных технологий на основе алюминия и его сплавов в разных отраслях», - отметил Валентин Трищенко.
В списке основных проблем отрасли - нехватка профессиональных кадров, дефицит современных перерабатывающих мощностей по производству продукции высоких переделов, а также необходимость совершенствования нормативной базы.
На сегодня для поддержки российских производств алюминиевая ассоциация разработала более 90 документов по стандартизации в строительной отрасли, энергетике, машиностроении и др. Реализованы пилотные проекты по установке алюминиевых мостов в регионах. Ведется активная работа против контрафактной продукции на рынках автомобильных дисков и посуды из алюминия.
Госпрограмма мероприятий на 2018 - 2023 гг. направлена на стимулирование современных перерабатывающих мощностей в алюминиевой промышленности. Она должна стимулировать рост рынка в два раза, создать более 150 тыс. новых рабочих мест, а также увеличить экспорт алюминиевых продуктов с добавленной стоимостью в три раза.
МЕЖДУ ТЕМ
В первом квартале 2019-го глобальный спрос на алюминий вырос на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом дефицит алюминия увеличился в 1,7 раза и составил 500 тыс. тонн по сравнению с четвертым кварталом 2018 года. По прогнозам аналитиков, глобальный спрос на алюминий в 2019 году вырастет на 3% (до 68 млн тонн) против роста в 2018 году на 3,6% (до 65,6 млн тонн).
Внутренний спрос на первичный алюминий в первом квартале в России и странах СНГ был низким по сравнению с показателями прошлого года по причине высокой базы и адаптации экономики к повышению НДС в России, что повлияло на покупательскую способность потребителей.