Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. — Казань, 1913. — С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы — РИБ. Т. 12, № 233
Тальберг Н. История христианской церкви. — М., 1991. — С. 140, 306
Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной Академии. Т. 1. — Казань, 1910. — С. 80
Анна Комнина. Алексиада (http://fictionbook.ru/author/komnina_anna/aleksiada/read_online.html?page=34)
Булычев А. Между святыми и демонами. — М., 2005. — С. 46
Номоканон константинопольского патриарха Фотия. Ч. 2. — Казань, 1899. — С. 84, 308 — 309
ПСРЛ. Т. 10. — С. 94
Бенеманский М. И. Закон Градский. Значение его в русском праве. — М., 1917. — С. 101
Библиотека литературы древней Руси. Т. 5. — СПб.: Наука, 2000. — С. 42 — 44
Православное Обозрение. — 1876. — Кн. 3. — С. 88 — 89
Памятники древнерусского канонического права. — СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI — XV вв. — С. 145 — 146
Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. — М.: Терра, 1997. — С. 458
Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей. — М.: Мысль, 1991. — С. 230
Послание митрополита Ионы к литовским епископам о непризнавании лжемитрополита Григория (Болгарина) // Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1: История Русской церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240 — 1589). — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. — 1996. — С. 538
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. — С. 91; ПСРЛ. Т. 8. — С. 109
ПСРЛ. Т. 40. — С. 134
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. — С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. — С. 103, 306
Древнерусские княжеские уставы: XI — XV вв. — М.: Наука, 1979. — С. 15
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель. — М.,: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. — С. 29 — 30
ПСРЛ. Т. 28. — С. 337
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. — Смоленск: Русич, 1996. — C. 56, 224, 313, 418, 428
Зимин А. Россия на рубеже XV — XVI столетий: Очерки социально-политической истории. — М., 1982. — С. 227
Фроянов И. Драма русской истории: На пути к Опричнине. — СПб., 2007. — C. 102, 794
Известия англичан о России ХVI в. // ЧОИДР. — 1884. — № 4. — С. 23
Цит. по Дмитриев М. Православие и реформация: Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. — М., 1990. — С. 57; письмо Бурхера опубликовано Epistolae tigurinae de rebus potissimum ad Ecclesiae Anglicinae Reformationem pertinentibus conscriptae A. D. 1531 — 1558. — Cantabrigiae, 1848. — P. 448
Богданов А. Мятежное православие. — М., 2008. — С. 39
Шлихтинг А. Краткое сказание о характере и жёстоком правлении московского тирана Васильевича // Царь-палач. — Казань: Матбулат-Йорты, 1998. — С. 43; Гваньини А. Описание Московии. — М., 1997. — С. 151; Рейтенфельс Я. Сказание о Московии // Утверждение династии. — М., 1997. — С. 356; Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея // Россия XVI века: Воспоминания иностранцев. — Смоленск: Русич, 2003. — С. 326
Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. — Рязань, 2005. — С. 356
ПСРЛ. Т. 12. — С. 258
Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. — М.: Рита-Принт, 1997. — С. 269
ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. — С. 244
ПСРЛ. Т. 21. Книга степенная царского родословия. Ч. 2. — С. 662
О преставлении старца Феодосия, бывшего епископа Великого Новгорода и Пскова, и житии его вкратце // архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время: Сборник статей. — М., 1996. — С. 90
Скрынников Р. Иван Грозный. — М., 2001. — С. 397
Послание преподобного Иосифа Волоцкого к Митрофану, архимандриту Андрониковскому // ЧОИДР. — 1847. — Кн. 1. — Отд. 4. — С. 1 — 2
Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков / Сост. Ф. Буслаев. — М., 1861. — С. 878 — 882
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. — М., 1869. — С. 611, 627
Садиков П. Опричнина // Опричное братство. — М., 2005. — С. 254
ПСРЛ. Т. 14. — С. 9, 39, 58
Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. — М., 1990. — С. 586
Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
ПСРЛ. Т. 34. — С. 204
История Сибири. Первоисточники. IV вып. — Новосибирск, 1994. — С. 204, 255 — 256
Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. — М.: Пресса, 1993. — С. 299, 302, 303, 377; Новомбергский Н. Слово и дело государевы. Т. 2. Материалы. Приложение: Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. — М., 2004. — С. 63 — 73, 78 — 79, 94, 107 — 108
Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: Проспект, 2000. — С. 52, 143
Буганов В. Мир истории: Россия в XVII столетии. — М., 1989. — С. 112 — 113; Подписи православных архиереев сохранились, приведу полный перечень руководителей Православной Церкви, поддержавших огненное законодательство, (см.
http://newparadigma.ru/prcv/al ... ).
«Имена лиц, приложивших руку к подлинному уложению:
К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил
К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил.
Митрополит Крутицкой Серапион р.п.
Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.
Архиепископ Моисей Рязанский р.п.
Архиепископ Ioна Тверский р.п.
Епископ Рофаил Коломенской р.п.
Троицы Сергиева монастыря архимарит Андреян р.п.
Чудова монастыря архимарит Кирил р.п.
Спаса Новаго монастыря архимарит Никон р.п.
Андронникова монастыря архимарит Селиверст р.п.
Казанского Преображенского монастыря архимарит Никон р.п.
Соловецкаго монастыря игумен Илья р.п.»
Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. — М.: Терра, 1999. — С. 417 — 418; Т. 2. — М., 2001. — С. 36, 380 — 381; Каптерев Н. Патриарх Никон и его противники…. — М., 2003. — С. 149
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000. — С. 140, 141, 146 — 147
Мейерберг А. Путешествие в Московию России // Утверждение династии. — М., 1997. — С. 75
Коллинс С. Нынешнее состояние России. // Утверждение династии. — М., 1997. — С. 196; автор жил в России в 1659 — 1666 гг.
Рейтенфельс Я. Сказания о Московии. // Утверждение династии. — М., 1997. — С. 327, 370; автор жил в России в 1671 — 1673 гг.
Опарина Т. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. — 2002. — № 3. — С. 88 — 91
Документы об освободительной войне украинского народа 1648 — 1654 гг. — Киев: Наукова Думка, 1965. — С. 14
Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. — М., 2005. — С. 244
Деяния Великого Московского Собора 1666 года. Стр. 48; Деяния Великого Московского Собора 1667 года. Стр. 82 — 83 (http://holyrussia.narod.ru/Sobor_1666_67.html)
Зеньковский С. Русское старообрядчество. — М.: Церковь, 1995. — С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 35
Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — С. 611
Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 291 — 292; 317
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654 — 1684 гг. — М., 1990. — С. 77, 83 (со ссылкой на РГАДА. Ф 210. Приказной стол. Д. 433. Л. 209 — 212, 231 — 232)
Повесть о боярыне Морозовой. — М., 1991. — С. 48
Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. — Свердловск, 1990. — С. 78 — 82 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 450. Л. 144 — 148 об.
Елеонская Е. Заговор и колдовство на Руси в XVII — XVIII столетиях // Русский архив. — 1912. — № 4. — С. 622, 624; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства Юстиции. Т. 16. — М., 1910. — С. 58
ПСРЛ. Т. 36. — С. 211, 219
Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676 — 1700. — Спб., 1842. — № 75
Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. — М., 1997. — С. 391
Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб.: Гранд, 2001. — С. 161, 162
Иловайский Д. Отец Петра Великого. — М., 1996. - С. 478. (История России. Т. 5. — М., 1905)
The new Encyclopedia Britannica. V. 1. — Chicago, 1994. — P. 744
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. — М., 2001. — С. 153
Пыпин А. Сводный старообрядческий синодик. — СПб., 1883. — С. 22
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV — XVII вв. — М., 1985. — С. 239 — 240
Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. — 1861. — № 8. — С. 4
Румянцева В. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. — М., 1986. — С. 231 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 235), С. 237 — 238 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1947. Л. 3 — 29 об.)
ЧОИДР. — 1882. — кн. 3. — С. 15 — 18
Викторовский С. История смертной казни в России и современное её состояние. — М., 1912. — С. 202; ПСЗ. Т. 2. — Спб., 1830. — С. 647 — 650
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654 — 1684 гг. — М., 1990. — С. 90, 91, 93, 95
Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683 — 1684 гг. // Старообрядчество в России (XVII — XVIII вв.). — М., 1994 (http://txt.trans-komplekt.ru/index.php?p=text:kargapolskie_gari-1683-1684)
Дополнения к актам историческим. Т. 10. — СПб., 1867. — С. 13
Старообрядчество в России (XVII — XX века). Вып. 3. - М., 2004. — С. 108 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 384
Акты исторические. Т. 5. 1676 — 1700. — С. 191
ЧОИДР. — 1847. — № 4. — С. 77
ААЭ. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 420 — 421
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII — XVIII вв. — Казань, 1895. — С. 48 (http://by.ethnology.ru/by_lib/lileev_01/graf/lileev_01.html?61)
Перевалов В., Безгородов А. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. — М., 2000. — С. 70 — 75
ПСРЛ. — Т. 37. — С. 186
Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 356 — 357. — (написано в 1733 г.)
Покровский Н. Н. Сто лет на двоих // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 31. — С. 303 — 310
Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. — М., 1999. — С. 309, 313
Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. — 1883. — Кн. 3. — С. 144, 149
Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Русский вестник. — 1867. — № 12. — С. 592 — 593
Гаврилов А. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима // Странник. 1873. Т. 1. — С. 140
Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. — М., 2001. — С. 348, 674. (автор — профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
Тихонравов А. Квирин Кульман // Русский вестник. — 1867. — № 11. — С. 183;
ЧОИДР. — 1871. — кн. 3. — С. 187
ПСЗ. Т. 3. — СПб., 1830. — № 1362
Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5: 1676 — 1700. — СПб., 1842. — С. 341
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. — М., 1991. — С. 453, 454
Православное обозрение. — 1863. — № 5. — С. 132, 335, 336
Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. — 1867. — № 12. — С. 1708 — 1720
Семевский М. Слово и дело: 1700 — 1725. — М., 1991. — С. 86
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. — М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. — С. 457 — 458, 509 — 511
Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. — М.: Индрик, 2003. — С. 207, 218, 221
Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». — (автор — доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм. ГУ) (http://xoy.lenin.ru/teoriya/bogomyakov/t4-71.html)
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725. — СПб., 1897. — С. 389 — 394
ПСЗ. Т. 8. № 5761. — С. 446
Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА — ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
ПСЗ. Т. 10. — № 7612
Пыляев М. Старый Петербург. — СПб., 1889. — С. 155
Русская старина. — 1878. — Т. 23. — С. 309
Старостин А. Ислам в Свердловской области. — М., 2007. — С. 28; Со ссылкой на ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 818, с. 243
Костомаров Н. Анна Иоанновна (http://www.sedmitza.ru/text/42831.html)
В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. — М.: Мысль, 1988. — С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
Павленко Н. Анна Иоанновна. — М., 2002. — С. 225
Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА — ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
Журналы Сената, 19 декабря; РГАДА, ф. 248, Сенат, кн. 2222, л. 477 — 480; РГАДА, ф. 18, Духовное Ведомство, д. 115, л. 1 — 35
Гернет Н. Смертная казнь. — М., 1913. — С. 1
Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI — XIX вв.: Исторический очерк // С пред. А. С. Пругавина. — М., 1908. — С. 77
Ломоносов М. Гимн о бороде // Жажда познания. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 406
Лебедев А. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). — Харьков, 1902. — С. 98
Левенстим А. Суеверие и уголовное право // Вестник права. — 1906. — № 2. — С. 191
Беляев И. Бытовые очерки прошлого: Волшебство и колдовство // Исторический Вестник. — 1905. — С. 9; Дело о чародействе во II половине XVIII века // Русская старина. — 1894. — Т. 81
Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. — Спб., 1905
Русский архив. — 1865. — С. 818