День памяти – 7/20 июля:
Священномученик Павел ЧернышевПавел Иванович Чернышев родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда в семье потомственного священника Иоанна Никитича Чернышева и его супруги Александры Александровны (в девичестве — Смышляевой). У отца Иоанна было одиннадцать детей: четверо сыновей — Афанасий, Павел, Аркадий и Михаил и семь дочерей — Галина, Екатерина, Татьяна, Анна, Любовь, Елизавета и Мария. Всем своим сыновьям отец Иоанн постарался дать хорошее образование: старшие, Павел и Афанасий, окончили Уфимскую духовную семинарию, средний сын, Михаил, — Екатеринбургское духовное училище, а младший, Аркадий, — духовную семинарию в Тобольске. Все они впоследствии стали священнослужителями: известно, что отец Афанасий и отец Аркадий Чернышевы в течение многих лет служили в Петропавловском храме поселка Полевской завод, а отец Михаил Чернышев перед революцией был диаконом в Афанасие-Кирилловской церкви села Боевского. Почти все дочери отца Иоанна окончили Екатеринбургское епархиальное женское училище и стали учительницами, трое из них вышли замуж за будущих иереев.
Павел Иванович был самым старшим из братьев Чернышевых. После окончания Уфимской духовной семинарии он вступил в брак с девицей Еликонидой Петровной, происходившей из богатой купеческой семьи, проживавшей в Западной Сибири. Супруга его была интеллигентной и хорошо образованной: она преподавала немецкий и французский языки. К сожалению, у нее было серьезное заболевание, из-за которого она могла умереть во время родов, поэтому, по воспоминаниям родственников, перед появлением на свет каждого нового младенца она ездила в Сибирь прощаться с родными. Всего в семье Чернышевых было трое детей: дочери Наталья и Елизавета и сын Николай. Всем им родители постарались дать хорошее образование: Николай стал юристом, а обе дочери учились в Екатеринбургском епархиальном женском училище.
В 1886 году Павел Иванович был рукоположен во священника, а с 1895 года вплоть до мученической кончины совершал свое служение в поселке Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда. Служил он в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский храм
Отец Павел Чернышев исполнял свои священнические обязанности с большим усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград. Как сообщалось в печати, за бескорыстие его любили и глубоко уважали прихожане. По воспоминаниям родственников, он был строгим, благородным человеком, с любовью соблюдал все церковные установления.
В 1908 году батюшку постигло тяжелое горе: при родах четвертого ребенка скончалась его супруга, матушка Еликонида. Погребена она была на кладбище Ново-Уткинского завода. В том же году умер и его отец — иерей Иоанн Чернышев. Мать же его — Александра Александровна прожила гораздо дольше, она скончалась в 1934 году в возрасте 90 лет. Ее прах покоится на Ивановском кладбище г. Екатеринбурга.
Перед революцией отец Павел жил в Ново-Уткинском заводе один: сын Николай учился в Перми, старшая дочь Наталья вышла замуж за инженера, работавшего на строительстве железной дороги Москва—Владивосток, и уехала с ним в Новосибирск, а младшая, Елизавета, обучалась в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 1917 году она вышла замуж за молодого фельдшера Германа Николаевича Армишева. Молодожены собирались переехать в Екатеринбург, где Герман Николаевич уже строил свой дом и откуда он сам был родом. Однако этим планам не суждено было сбыться: спокойное течение жизни было прервано революцией и последовавшими за ней переменами.
Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Ново-Уткинский завод располагался на пути наступления чехословацких войск, стремившихся к Екатеринбургу. Естественно, что обстановка в поселке стала очень напряженной. Отношение красных к населению вообще было в то время крайне подозрительным; почти везде, где появлялись красноармейские части, производились аресты священнослужителей, сопровождавшиеся издевательствами и глумлением. Произнесение проповеди, совет на исповеди, беседа с прихожанами могли стать для людей, потерявших веру в Бога, поводом к тому, чтобы обвинить служителя Церкви в «контрреволюционности» и предать его мучительной смерти.
В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, однако, как и везде, мужчины не спешили вступать в ряды Красной армии. Тогда по указанию председателя местного Совдепа были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села, к которым красные отнесли и о. Павла Чернышева с сыном Николаем и зятем Г. Н. Армишевым. Узников увезли в Екатеринбург, где они были заключены в здании гостиницы «Американская». Пробыв неделю в заключении, все они получили освобождение: как отмечалось впоследствии в местной печати, члены Уральской областной ЧК, несмотря на всё желание привлечь их к ответственности, так и не смогли придумать состав преступления. Бывшие узники тотчас же возвратились в родной поселок, однако радость их была недолгой.
о.Павел, перед арестом
Вскоре состоялся повторный арест священника и других жителей Ново-Уткинского завода. По рассказам родственников, перед арестом батюшка, его дочь Елизавета с мужем, сын Николай, ничего не подозревая, ужинали у себя дома. В это время на пороге появились представители местного совдепа, пришедшие за отцом Павлом. «А за что?! За что вы хотите арестовать невинного священника?» — вступился за него Герман Николаевич. «Ах, вам надо знать?!» — закричали те — и забрали снова всех троих: отца Павла, Германа Армишева и Николая. Всех их, вместе с другими арестованными, отвезли в Екатеринбург, передав в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Заключены узники были, вероятно, в арестный дом на Ночлежной площади. Елизавета в те дни часто навещала своего отца и мужа, а однажды, приехав, уже не застала их в арестном доме: 20 июля (н.ст.) узники были вызваны в совдеп и затем расстреляны.
Как рассказывалось позднее в газете «Уральская жизнь», председатель совдепа Мухин и член его Старков «набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником». Затем они вызвали отряд красноармейцев, которым было приказано вести арестованных на окопные работы под село Арамильское; однако при этом красноармейцам было дано и некое тайное распоряжение. Арестованные шли бодро, ничего не подозревая. Не доходя километров пяти до села Арамильского, около реки Сулимовки, из толпы красноармейцев, шедших на расстоянии пяти-шести шагов позади арестованных, послышался внезапный окрик: «Не разговаривать и не оглядываться!» Вслед за этим грянули выстрелы. Отец Павел и трое из его спутников были убиты сразу же. Герман Николаевич Армишев, сильно раненный в руку, побежал, но от потери крови вскоре потерял сознание и был добит нагнавшими его красноармейцами. Николай Павлович Чернышев и еще один узник бросились бежать в разные стороны и, несмотря на то, что по ним был открыт сильный огонь, спаслись.
окрестности Арамили (где-то здесь был расстрелян о.Павел)
Через несколько дней после этих трагических событий, 25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского. Власть перешла в руки белых.
Останки отца Павла Чернышева и других убитых из Ново-Уткинского завода были обнаружены лишь в конце августа, и через месяц после расстрела, 11/24 августа состоялось их погребение.
О нахождении останков отца Павла и погибших вместе с ним узников сохранились воспоминания дьякона села Арамильское Всеволода Бабина. С приходом армии Колчака в Арамиль в августе 1918 года, он помогал выкапывать расстрелянных красными у р. Сулимовки невинно пострадавших людей. «Когда их выкопали в количестве семи человек, мы их с церковным обрядом, с пением проводили до Н.-Исетска, потом я вернулся обратно в Арамиль и служил в Арамильской церкви дьяконом».
В периодике того времени сообщалось о том, что тела невинно убиенных были погребены в монастырской ограде Екатеринбургского женского монастыря, что в Зеленой роще. Около одиннадцати часов дня за городом, на Уктуском тракте, гробы с телами убиенных были торжественно встречены населением.
Многочисленная процессия во главе с духовенством и в сопровождении военных частей медленно двинулась к Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Здесь отца Павла и остальных погибших торжественно отпели в главном Александро-Невском соборе обители и похоронили на кладбище монастыря.
Останки священномученика Павла до сих пор не обнаружены, но на протяжении уже нескольких лет на территории монастыря проводятся археологические раскопки и вполне возможно, что в скором времени мощи единственного погребенного в Екатеринбурге новомученика, Павла Ново-Уткинского, будут в скором времени обретены.
Отец Павел, был носителем священного сана, он пострадал как истинный мученик и страстотерпец, за свое безкорыстное служение Церкви Божией, за то, что был любим и уважаем народом. Гонители церкви боялись всякого русского человека, обладающего духовным авторитетом, поэтому после первой волны убийств верных служителей церкви, они будут пытаться подтачивать ее изнутри, насаждая в ней ереси и расколы, направляя особый удар на истинных служителей Русской Православной церкви, имеющих духовный авторитет, и могущих повести народ по пути следования за Христом.
Священник Павел Чернышев причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.