Артоболевский Иоанн Алексеевич, протоиерей, священномученикПреследования
28.7.1922 привлечен в качестве обвиняемого Московским революционным трибуналом по второму этапу московского процесса об изъятии церковных ценностей. Дал подписку о невыезде из Москвы
16.8.1922 арестован ОГПУ
21.8.1922 осужден Коллегией ОГПУ на высылку, в дополнение дело было передано в московский Ревтрибунал
22.8.1922 арестован революционным трибуналом г. Москвы
22.8.1922 – 12.1.1923 находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
13.12.1922 осужден Московским революционным трибуналом на 3 года лишения свободы по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». По ходатайству родных постановлением Президиума ВЦИК был условно освобожден
28.1.1933 арестован ОГПУ за «антисоветскую пропаганду»
28.1.1933 – 4.4.1933 находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
15.3.1933 осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года, от высылки в Вологду был освобожден и выдан на поруки детям
22.1.1938 арестован УНКВД по Московской обл.
22.1.1938 – 17.2.1938 находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
14.2.1938 приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по обвинению в «контрреволюционной деятельности»
17.2.1938 расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
Иоанн родился
Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии. Дед его был крепостным, а после окончания церковно-приходской школы и служения пономарём в местной церкви принял сан священника и служил в родном селе Проказна. Интересно происхождение его фамилии. В то время в России вводились фамилии для всех сословий и при записи в школу у него спросили: «Как, мальчик, твоя фамилия?» Услышав ответ: «Семён, сын Семёнов», производивший приём сказал: «Сегодня у меня уже записались семь Семёновых, не будут тебя звать Семёнов восьмой, надо тебе дать другую фамилию. Будешь ты Булочников, а по-гречески Артоболевский, так как артос — это по-гречески хлеб, а Полея — квартал в Константинополе, где пекут хлеб».
Отец будущего священномученика Иоанна, Алексей Семёнович (1837−1909), также был священником, протоиереем пензенской Митрофановской церкви. Он был старейшим священнослужителем города, в течение многих лет исполнял различные ответственные обязанности в Пензенском епархиальном управлении. В семье протоиерея Алексея и его супруги Елизаветы Ивановны (1836−1901) дети воспитывались в труде и молитве, в духе веры и благочестия. У Ивана были братья ставшие священниками Владимир (1873−1940) и Сергей (1877−1920), а также сестра Елена (в замужестве Уранова). Протоиерей Алексей умер в 1909 году и похоронен в Пензе на Митрофаньевском кладбище, рядом с храмом, где был настоятелем.
Иван Алексеевич Артоболевский (1872-1938)Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году, как лучший ученик семинарии, он был послан для продолжения образования в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году.
Иван Алексеевич ещё в юности обнаружил талант проповедника, и одна из его проповедей привлекла особенное внимание студента академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея, который счёл нужным записать её содержание в своём дневнике: «Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании? Апостол Пётр, который был опытен в своём деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное своё бессилие. Мы при призвании слышим два голоса — голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других? Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание. Подобно апостолу Петру, мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца — развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание».
В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания в Вифанской Духовной семинарии и географии во втором классе Филаретовского училища при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевом Посаде. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В том же году постановлением педагогического собрания семинарского Правления он был избран на должность преподавателя еврейского языка в Московской Духовной академии.
Священник Иван Алексеевич Артоболевский (1872-1938)6 июля 1905 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил Ивана Алексеевича во священника. Отец Иоанн был назначен настоятелем храма святой равноапостольной Марии Магдалины при Императорском коммерческом училище в Москве и стал в нём законоучителем.
В 1911 году отец Иоанн получил звание профессора богословия и был назначен заведующим кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии, а также настоятелем домового академического храма во имя святых апостолов Петра и Павла.
В 1916—1917 годах он читал лекции по богословию студентам Рижского Политехнического института, эвакуированного в то время в Москву. На епархиальном съезде в 1917 году отец Иоанн был избран членом Поместного Собора от Московской епархии. На Соборе он принимал активное участие в работе отделов богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях.
После революции, в начале 1918 года, кафедра богословия в Петровской сельскохозяйственной академии была упразднена, но храм ещё не был закрыт, и отец Иоанн продолжал в нём служить. В 1919 году он был возведён в сан протоиерея.
В ночь с 16 на 17 августа 1922 года отец Иоанн был арестован и заключён во Внутреннюю тюрьму ГПУ. 18 августа состоялся допрос. Следователя интересовали сведения о возникавших тогда кружках христианской молодежи, а также обстоятельства, при которых священником было прочитано послание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей.
Отец Иоанн сказал: «В православном кружке христианской молодежи — студентов бывал около пяти раз в качестве гостя в конце 1921 года и начале 1922 года. Руководителем его я не был. В одно из воскресений Великого поста, перед изъятием ценностей, мною было без всяких комментариев прочитано послание Патриарха Тихона… Сознательно я никогда во время проповедей не касался политических тем, но возможно, что иногда приходилось указывать на тяжёлое положение страны, голод и прочее».
Следователь заметил ему, что за содеянное он может быть выслан за границу, и отец Иоанн написал заявление, что просит разрешить ему добровольный выезд в город Ригу за свой счет.
21 августа 1922 года Коллегия ГПУ постановила выслать священника «из пределов РСФСР за границу… Освободить на семь дней с обязательством явки в ГПУ по истечении указанного срока». На основании этого постановления отец Иоанн был освобождён. Однако 22 августа следователь революционного трибунала составил другое заключение: «…как видно из заявления обвиняемого Артоболевского, он, Артоболевский, подлежит высылке из пределов РСФСР как являющийся опасным для общественного правопорядка и могущий причинить ущерб диктатуре рабочего класса… по настоящему делу Артоболевскому грозит тяжелое наказание… поэтому пребывание его на свободе является общеопасным — заключить Артоболевского, священника церкви Петра и Павла в Петровском-Разумовском, под стражу в Таганской тюрьме».
Священник Иван Алексеевич Артоболевский (1872-1938)На следующий день отец Иоанн снова был арестован. 7 октября было составлено окончательное заключение по делу, в котором написано, что священник «в период изъятия церковных ценностей оглашал в церкви с амвона во время богослужения послание бывшего Патриарха Тихона, призывающее к сопротивлению изъятию церковных ценностей, что с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России рабоче-крестьянской властью, но остался её врагом… Материал о священнике представить в Московский революционный трибунал на предмет приобщения к имеющемуся делу по обвинению Артоболевского в контрреволюционной деятельности».
На процессе, проходившем в Москве в ноябре-декабре 1922 года, отец Иоанн виновным себя не признал. 13 декабря 1922 года революционный трибунал приговорил отца Иоанна к трём годам тюремного заключения. 17 января 1923 года постановлением ВЦИК священник был освобожден.
В 1924 году отец Иоанн был награждён митрой и включён в состав Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне. В Москве он служил в Петропавловском храме при сельскохозяйственной академии до его закрытия в 1925 году, после чего был назначен настоятелем Введенского храма в Черкизове.
28 января 1933 года власти снова арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму. Вместе с ним было арестовано тринадцать человек. Всех ихобвиняли в том, что, собираясь для бесед на религиозные темы, вели антисоветскую пропаганду. Следователи, однако, не сумели выдвинуть против них никаких сколько-нибудь обоснованных обвинений.
Отец Иоанн на вопрос следователя ответил, что в 1922 году он участвовал в собраниях союза христианской молодежи, которые проходили в помещении Тимирязевской академии. «Беседы велись на церковно-философские темы», — написал следователь и предложил священнику подписать протокол. Отец Иоанн написал: «В христианском кружке молодежи никаких бесед на церковно-философские темы я не вёл, да там их и вообще не было. Всё дело там сводилось к истолкованию слова Божия (отдельных мест и отрывков), совокупному обмену мыслями по поводу прочитанного стиха или отрывка. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
15 марта 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Иоанна к трём годам ссылки в Северный край, которую он был отправлен отбывать в Вологодскую область. По окончании ссылки он вернулся в Москву.
////////////////////////
22 января 1938 года власти снова арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Во время следствия было поставлено в вину организация "академического дня" (так назывались собрания бывших воспитанников Московской Духовной Академии после ее окончания), участие в Соборе 1917-1918 гг.
На допросе следователь спросил отца Иоанна:
— Что такое академический день?
— Постановлением советского правительства была закрыта Московская Духовная академия; мы, воспитанники пятидесятого курса академии, живущие в Москве, в память о Духовной академии собирались на молитвенные собрания и товарищеские обеды, — ответил отец Иоанн.
— Какие обсуждались вопросы на ваших собраниях? — спросил следователь.
— На наших собраниях мы делились воспоминаниями из академической жизни и обменивались мнениями по вопросам церковной жизни, службы и так далее.
— Для какой цели вы хранили антиминс?
— Антиминс я хранил как память об отце-священнике, а, кроме того, возможно, и мне пришлось бы служить на нем литургию, — ответил священник.
На этом допрос был закончен.
14 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Иоанна по ст.58-10 УК РСФСР "контрреволюционная агитация" к расстрелу. По приговору: "Артоболевский Иван Алексеевич действительно являлся активным деятелем ИПЦ, членом Поместного Собора Православной Церкви... в узком кругу своих единомышленников проводил глубоко законспирированную церковную деятельность... Виновным себя не признал, но полностью уличен показаниями свидетелей..."
Протоиерей Иоанн Артоболевский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иоанн прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
===========================================================
И еще.
Протоиерей Иоанн Артоболевский: новомученик, воспитавший советского академикаЦитата:
сын-академик всю жизнь с большой теплотой и благодарностью вспоминал своего отца, расстрелянного как врага народа. Жизнь этого советского ученого была непростой, но он всегда стремился к Церкви, участвовал в богослужениях, даже когда почти не оставалось открытых храмов. И тогда, когда дети отрекались от своих отцов – врагов народа, дети отца Иоанна продолжали чтить и своего гонимого отца, и его веру…
Чупакабра писал(а):
Харченко...
Что эти придурки которых ты постишь сделали для мира?
(в ответ на возглас чуркобесия) - например, рожали и воспитывали советских академиков.