«БУДУ ТРУДИТЬСЯ ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА ВЕЗДЕ, ГДЕ ОКАЖУСЬ НУЖЕН»
Известному военному священнику и просветителю протоиерею Олегу Тэору — 75Сегодня, 1 ноября, исполняется 75 лет митрофорному протоиерею Олегу Тэору, настоятелю храма Святого благоверного князя Александра Невского, духовнику Псковского отделения Александро-Невского братства.
Накануне юбилея заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев побеседовал с батюшкой.
Ваша семья родом из Пскова. Во время Великой Отечественной войны Ваша матушка была эвакуирована из Пскова. В итоге Вы родились на Волге в эвакуации. Незадолго до Вашего рождения Псков был освобожден после трехлетней оккупации фашистами. После войны Ваша семья вернулась в Псков. Считаете ли Вы себя псковичом? Псков — Ваша малая родина?Моя мать до войны жила и работала в Пскове. Еще раньше она была учительницей в школе в деревне Рюхи Псковского района. Сейчас той школы уже нет, остались только фотографии. Многие на этих фотографиях узнавали себя, вспоминали, что они были учениками и ученицами моей матери. Также моя мать работала в Пскове нормировщицей на заводе «Шпагат». Позже она уехала с моим отцом в Рыбинск, оттуда отец поехал на фронт и погиб уже после Победы за границей.
Я родился и крестился в Рыбинске на реке Волге, откуда моя мать со мной, младенцем, приехала в Псковскую область, в бывший Гдовский уезд, и стала жить с дедушкой, бабушкой и больной тетей. Там я вырос и стал ходить в начальную школу. Роддом, в котором я родился, находится сейчас на том же месте.
В 1970 году Вы принимаете священный сан. Почему Вы решили посвятить себя служению Церкви?Посвятить себя служению Церкви я решил потому, что в то время закрывали храмы, делали все, чтобы религиозных организаций было меньше. Поэтому сектанты, протестанты активно, ничего не боясь, объединялись, лишь бы быть в религиозных организациях. А если религиозные организации существовали, то их должно было быть по советским меркам как можно меньше. Советские органы власти отчитывались о числе религиозных организаций. Они не смотрели, что это за организации — протестантские или православные.
Когда религиозных организаций протестантов или сектантов становилось больше — то закрывали какой-нибудь православный храм. Чтобы не закрыли православный храм, чтобы на церкви не висел замок, я и решил стать священником. Хотя у меня и не было необходимых способностей. У меня не было музыкального слуха, я плохо пел, а в те времена требовалось, чтобы священник, дьякон, церковные служители пели хорошо. Когда меня рукоположили, митрополит Иоанн сказал, что пошлет меня на приход Дновского района в село Белое и поставил такое условие — если я не поеду, то закроют эту церковь. И я поехал. Эта церковь сохранилась и действует до сих пор.
На Вашем духовном пути Вам встречались духоносные старцы. Вы были знакомы с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Кто повлиял на Ваше духовное становление? Кого Вы считаете своим духовным наставником?Духовных наставников у меня было много: отец Иоанн (Крестьянкин), старец Николай Гурьянов. Я ходил ко всем и все они были моими духовными отцами.
Почти полвека Вы несете пастырское служение во Пскове, сменили несколько приходов. Почти 30 лет являетесь настоятелем храма Александра Невского во Пскове. Ваш храм известен не только своей богослужебной жизнью, но и обширной просветительской деятельностью. Проводятся беседы, исторические встречи с людьми, ведется просветительская работа в средних и высших учебных заведениях, налажено молодежное служение. При храме действует воскресная школа, музей и уникальная библиотека. Проводятся экскурсии и совершаются паломничества. Силами прихожан возводятся памятники, проводится множество мероприятий. Батюшка, не могли бы Вы подробно рассказать о многоразличном служении, которая осуществляется Вашим приходом?Я служил на разных приходах: в селе Белом, в псковском Троицком соборе, в Варлаамовской церкви города Пскова. Митрополит Иоанн (Разумов) поставил меня служить в Троицкий собор, чтобы я был под особым наблюдением и не проявлял активность. Потому что тогда преследовались священники, которые направляли молодежь, а молодежи в церквах, считали власти, не должно было быть. Я прослужил в Троицком соборе около 20 лет.
Потом я увидел развалины храма, в котором в то время был склад. Это был храм св. Александра Невского. Я подумал, что этот храм очень нужен городу Пскову. Храм обширный, удобный, у него четыре выхода, цокольная часть, которая тогда была засыпана мусором. Я стал обхаживать разные государственные учреждения, чтобы они помогли мне открыть храм Александра Невского и вернуть ему первоначальный статус. Потому что наши предки строили его не для склада и не для клуба или дома офицеров, а для того, чтобы в нем молились Богу. Я хотел сдвинуть это дело с мертвой точки. Один депутат, который открывал Софийский собор в Новгороде и с которым я был связан, помог разрешить это дело.
Мы даже брали интервью на складе, который незаконно размещался в храме Александра Невского. Там был двухэтажный склад, был лифт и на полу церкви до сих пор можно увидеть трещины, образовавшиеся из-за тяжести. Тогда мы стали храм освобождать.
Сначала мы служили на улице. Когда дул ветер с одной стороны, мы переходили на другую сторону храма. Так мы и служили с той стороны храма, где не было ветра, где было теплее. Протестанты же и сектанты, проходя мимо из Дома офицеров, смеялись над нами. Но вышло, как в известной поговорке: Смеется тот, кто смеется последний. Мы, православные люди, отвоевали храм. Даже ветераны Великой Отечественной войны, проходя мимо, говорили: «Вот, отец Олег на улице служит».
Мы служили литургию на улице даже в мороз. Один год мы служили литургию в день памяти Александра Невского — 6 декабря. Холодно было, но мы отслужили. Митрополит Владимир, в тот день совершавший Богослужение в Троицком соборе, в своей проповеди сказал: «Сегодня праздник, мы служим здесь, в соборе, а отец Олег служит на улице». Так что меня поддерживали.
Храм восстановлен. Известен ныне не только в Пскове, во всей России, но и за рубежом. Известен своей широкой общественной, просветительской деятельностью…
Сегодня наш храм занимаемся теми, кто к нам обращается за молитвами, за духовной помощью и поддержкой. У нас есть хор мальчиков-алтарников, есть детский и юношеский хоры, хор казачества и большой хор, который насчитывает около 20 человек. Многие воспитанники нашего хора поют в Москве. Наши хористы ездят заграницу. Ян Осин, заслуженный артист России, приходил ко мне еще школьником, проводил каникулы в моем домике, когда я еще служил в Троицком соборе. Потом он привлек иностранцев, которые тоже с благосклонностью относились к Православию. Сейчас у нас уже другой состав хора, но они также очень хорошо поют.
Каждый день в 9 часов утра и в 6 часов вечера идет прямая трансляция службы из нашего храма. Также трансляция ведется по воскресеньям в 6 утра. В храме бывают по воскресеньям две литургии. Кто находится в госпиталях, или в Москве, или на работе, включают трансляцию и слушают нашу службу и даже видят иконостас нашего храма.
При нашем храме организовано казачество. Главного казака на днях наградили нагрудным крестом «ПОМНИТЕ, ЧЬЁ ИМЯ НОСИТЕ».
Кроме того, у нас есть общество трезвости. По воскресеньям и средам в обществе проводятся беседы.
Служатся молебны.
По четвергам проводятся Александро-Невские беседы на разные научные темы. Есть воскресные школы для детей и для взрослых. Для тех, кто желает креститься, венчаться, кто хочет присутствовать на этих таинствах, мы проводим катехизацию.
При нашем храме есть библиотека, в фонде которой много редких книг, в том числе дореволюционных. У нас имеются все тома «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», множество других энциклопедических изданий, новые и старые книги. Есть и книги времен Петра I и даже более древние.
Мы организовали музей 6-ой роты, в котором находятся вещи погибших бойцов. В музее даже есть казачьи формы одного из погибших, потому что до гибели 6-ой роты он был казаком. Мы ведем архив, поминания, синодики по погибшим. Многие молятся и усопшие помогают живым.
В нашем храме есть памятные доски. Одна посвящена первой чеченской кампании. Другая — памяти 6-ой роты и тем, кто погиб в бою вместе с 6-й ротой, а их очень много. Имеются памятные доски, посвященные погибшим воинам в Афганистане. Их имена увековечены золотыми буквами на стенах храма.
Есть Аллея памяти, где в честь каждого погибшего солдата 6-й роты посажено деревце – туя. Перед каждым деревцем есть надпись, в честь кого оно посажено. Кроме того, мы собираемся создать Аллею славы героям, которые остались живы. Мы продолжаем наши славные вековые и современные традиции.
Хочу отметить, что у нашего храма установлен небольшой памятник — это единственный в мире памятник неродившимся младенцам, погибшим во чреве матери от абортов. Зураб Церетели и Патриарх хотели поставить такой же памятник в Москве.
Есть крест из камней от развалин закрытых церквей и монастырей, привезенных из Усть-Ижоры, с места, где произошла Невская битва. Эти камни достали из-под воды и передали нам под опись.
Идут работы по восстановлению исторических домов храма. Как обстоит дело? Какая помощь требуется?Нам нужны здания, чтобы разместить там музей 6-й роты, музей погибших, а также музей редкостей. У нас есть много реликвий, к примеру, есть Чаша, которая пережила Наполеона. Она датируется примерно 1804 годом. Эту Чашу подарил мне старец отец Иоанн (Крестьянкин). У нас есть и многие другие реликвии. Вообще я мог бы создать музей протяженностью 2 километра, но моя идея не находит поддержки. Поэтому надеюсь на создание хотя бы маленького музея, расположенного в домах № 4 и 9 по улице Мирной.
Вы стояли у истоков Международных Александро-Невских чтений. В этом году прошли X юбилейные Чтения…Сначала мы проводили Александро-Невские беседы один раз в неделю, по четвергам. Потом мы стали проводить Александро-Невские чтения. Согласно пожеланию митрополита Евсевия чтения проводятся один раз в год. На Чтениях мы собираем научные доклады, начиная со школьных, детских и кончая докладами ученых. Люди присылают нам доклады, а мы публикуем и выпускаем их в сборниках.
Александро-Невские чтения — это площадка, где собираются ученые и все, кому дорог наш святой Александр Невский. Святой благоверный Александр Невский был не только замечательным дипломатом, но и прекрасным семьянином, и верующим человеком. У него в семье все было хорошо, а его родственники и потомство были святыми людьми.
Александр Невский после Невской битвы еще победил наших врагов на Чудском озере. Теперь здесь собираются создать Поле русской ратной славы. Есть Куликово поле, есть Бородинское, и еще будет третье поле, из значимых в русской истории. Оно будет связано с именем Александра Невского. В Америке, в истории которой было меньше значительных боев, гораздо больше полей славы, чем в России. Вот и у нас тоже должно быть ратное поле славы.
Особое место в Вашем служении занимает окормление военнослужащих. Долгие годы Вы являетесь руководителем отдела Псковской митрополии по работе с военнослужащими. Бывали в горячих точках. В чем состоит важнейшая задача воспитания российских воинов? Справляется ли возрожденный институт военного духовенства с стоящими перед ним задачами? С какими проблемами приходится сталкиваться священнослужителям, окормляющим воинство?Всегда, когда это было необходимо, командующие или командиры просили меня провожать их или быть вместе с ними в горячих точках, там, где шла война. Так мне довелось побывать в Чечне, Югославии, Сирии… И везде я слышал рядом взрывы и видел погибших. Я был в Приштине после того, как аэродром взяли наши десантники, сделав знаменитый марш-бросок около двухсот километров пешком.
Как Вы оцениваете нынешнее состояние восстановленного института военного священства?Десять лет назад в России официально был организован институт военного духовенства. Это было оправдано. По прошествии 10 лет заместитель министра обороны подтвердил это и подчеркнул, что институт военного духовенства необходим. Вспоминаю, как первый раз мы собрались в Калининграде с целью создания института военного духовенства и освятили там церковь святого адмирала Феодора Ушакова — непобедимого воина. Мы равняемся на таких людей, как Александр Невский, Ушаков, Суворов, Кутузов, которые не знали поражений, а с пленными обращались по-человечески.
Адмирал Ушаков при своей жизни писал Императору, что из его подчиненных ни один не попал в плен. Вот такие были наши предки! Наш народ, которой в течение сотен лет был воспитан в преданности к Отечеству, победил и в Великую Отечественную войну.
В России также возрождается казачество.
Большая работа ведется Псковским отделением Александро-Невского братства. Вы являетесь духовником Отделения. Расскажите пожалуйста о деятельности Псковского отделения? Какие проекты сейчас реализуются?Псковское отделение сотрудничает с Санкт-Петербургским отделением. В рамках этого сотрудничества по моему благословению был совершен крестный ход в Финляндию по воде. Это тоже одно из направлений нашего храма святого благоверного Великого князя Александра Невского в Пскове.
75 лет — солидный возраст. Но Вы, как я понимаю, вовсе не собираетесь уходить на покой…Буду трудиться во славу Отечества везде, где окажусь нужен.
Батюшка, позвольте от имени редакции «Русской народной линии» поздравить Вас с 75-летием, пожелать крепкого здоровья и помощи Божией в Вашем многообразном служении. В заключение нашей беседы хотел бы попросить Вас обратиться с напутственным словом к нашим читателям.Самое главное, я желаю, чтобы люди читали Новый Завет, жили по закону Божиему и творили добрые дела. Да поможет всем нам Господь!
С протоиереем Олегом Тэором
беседовал Александр Тимофеев
Источник: Русская народная линия
1 ноября 2019 г.