собственностью церковь не владела...
В момент своего появления в конце X века при князе Владимире церковь земельной собственностью не обладала - была на содержании у государства. Она и сейчас-то чем владеет – владеет незаконно. Пусть покажет хоть один современный или дореволюционный финансовый или любой другой документ на право своей собственности. ... Но не передавать верующим храмов, давно и за большие деньги переделанных в культурные учреждения, а также имеющих большую культурную (например, в нём музей или училище), историческую или художественную ценность. А зачем этим конфессиям переводить религиозное имущество в свою собственность из традиционной коллективной собственности – непонятно.
Новое положение православной церкви в государстве, данное ей Петром Великим, сопровождалось также изменением ее имущественного положения. В Московском государстве церковь располагала громадными имуществами, главную часть которых составляли земли. Это имущество накоплялось веками и составилось из богатых пожертвований (вкладов) и отказов на помин души. (ОТЖИМАЛИ КОРОЧЕ ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЛЮ ПОПЫ) Московские государи еще в XVI в., когда потребовалось много земель, которые обыкновенно давались тогда вместо денежного жалованья служилым людям, обратили внимание на массу церковных земель с мыслью воспользоваться ими для нужд государства, что стяжателями и ворами было принято возмущенно. Государственной власти тогда пришлось ограничиться лишь мерами, направленными против дальнейшего увеличения земельных имуществ Церкви: воспрещалось, хотя не без исключений, монастырям приобретать вновь недвижимые имущества в виде вкладов и отказов. Более решительные меры были предприняты в самом конце московского периода, в царствование отца Петра Великого. В Уложении Алексея Михайловича было безусловно воспрещено всякое новое увеличение церковных вотчин. Некоторая часть церковных имуществ была даже отписана в казну, взята бесплатно за государя. Тогда же был учрежден монастырский приказ для распоряжений относительно сбора доходов с церковных вотчин, а также относительно составления описей церковного имущества.
Соответственно, церковь – имеется в виду как институт – собственности не имела вообще. Встает, разумеется, вопрос: а кому же принадлежали до революции храмовые здания? Начнем с понятия «храмоздатель». То есть тот, кто принимает решение о строительстве храма и финансирует его. ... И церковь тогда, между прочим, просила передать ей храм не в собственность, а «в управление» (в чем также было отказано: «истрачено казною свыше двадцати трёх миллионов народных денег и сорок лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства…»).
Царь Иоанн Грозный относился резко отрицательно к влиянию духовенства на государственные дела. Он писал Курбскому: — «Ты считаешь светлостью благочестивою, когда государство обладается попом невеждою? Но царство, обладаемое попом, разоряется». Учреждение патриаршества при его сыне в России не внесло существенных перемен в церковно-государственные отношения: государственная власть не только сохранила преобладание над церковной, но даже усилила его. При патриархе Филарете (который был отцом государя Михаила Феодоровича) в России наступило двоевластие. При сыне Михаила Федоровича царе Алексее Никон тоже со временем получил под зад, преувеличив свою значимость и действуя в светских делах от имени царя.Тянувшаяся несколько лет распря царя и патриарха разрешена в 1667 г. Было постановлено, что во всех государственных делах единым владыкою является царь и патриарх должен подчиняться всем государевым решениям; что же касается самостоятельности патриарха в церковных делах, то этот вопрос был обойден. Коренная реформа русской Церкви, совершенная Петром Великим, находилась в связи с реформой государственной. Отсюда выходило, что государственная власть обязана издавать предписания по всем сторонам жизни граждан: как и что работать, как одеваться, как воспитывать детей и т. д. Государственные чиновники должны наблюдать, чтобы все делалось согласно распоряжениям власти. Главная добродетель граждан — это послушное исполнение предписаний государственной власти; таким только путем подданные могут достигать своего благополучия. Петр Великий совершенно подчинил церковь государству и превратил ее в одно из государственных учреждений — духовное ведомство. Свое нерасположение к современному ему духовенству Петр выразил раз так: «Многому злу корень старцы и попы; отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами».Отношение государства к Церкви, установленное Петром Великим, в существенном не изменилось и до наших дней. За этот почти двухвековой период высшая государственная власть в лице императоров и императриц неоднократно выступала в качестве высшей власти в делах чисто церковных.
Петр Великий главное внимание в своих реформах обратил на то, чтобы увеличить материальные силы России: он создал большое постоянное войско, флот, основывал фабрики и заводы, строил крепости и города, заводил новые пути сообщения. Он восстановил упраздненный монастырский приказ. Монастыри и архиереи были устранены как от самостоятельного управления, так и от пользования доходами со своих вотчин. Всем этим распоряжался монастырский приказ. Он выдавал по особым расписаниям (штатам) жалованье, очень незначительное, без чего пробыть (т.е. прожить) невозможно, а весь остаток должен был идти на государственные нужды. Такое положение прямо вытекало из взгляда на Церковь, как на установление государственное: если одно государственное установление имеет избыток в средствах, а другие в них нуждаются, то высшая государственная власть покрывает недостаток одних избытком других.
При Екатерине II произошла важная перемена и в этом отношении: церковные вотчины были отобраны в казну (1784 г.), перечислены в собственность казны — (секуляризация церковных имуществ). На содержание архиереев и монастырей назначено было по особым расписаниям (штатам) жалованье, а вдобавок к нему небольшое количество земли и угодий. На все церковные учреждения было назначено расходовать в год 403.000 руб., тогда как с крестьян отобранных вотчин (всего 910.000 душ) одного оброка получалось более 3.300.000 рублей, не считая доходов с разных хозяйственных статей в вотчинах. Понятно, отжимателям чужого это не понравилось. С открытым протестом против мер правительства, относящимся к Церкви, выступил митрополит ростовский Арсений Мацеевич при Екатерине II. Когда была созвана комиссия для решения вопроса об отобрании церковных вотчин в казну, он в двух письмах в Синод резко отозвался об этой мере, но был предан суду и как оскорбивший государыню должен был бы подвергнуться смертной казни; государыня оказала ему милость: он был лишен сана, монашеского чина, и послан в Ревельскую крепость в самое строгое заключение. Императрица, однако, напомнила, что таким архиереям прежде головы ссекали.В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, могометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству. Он докладывал государю о делах, производившихся в Синоде, чрез него объявлялась Синоду воля государя. Это министерство просуществовало всего 7 лет
ТО есть можно сказать, церковную гадину даже государи старались придушить, чтобы раковая опухоль жадности и стяжательства не вредили государству. Только николай ! подкачал, прогнулся таки... Ну и второй ... Как пошла смута 1905 года и война и голод, церковные выродки как то самоустранились от решения проблем и улучшения жизни населения. Получили свое и затихли падлы... Кризис и все эти игры с религией и показные собрания, манифесты и заседания думы ничего не решали и религия также ничего не могла - только держали руками и ногами несправедливо нажитое добро... --------------------------- Не дело императора вмешиваться в дела церкви, и не дело церкви вникать в дела государственные, а поэтому епископам нечего делать в царских палатах” -- говорили донатисты, участники религиозного движения IV-V веков, считавшие, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей и готовности претерпеть мученичество за веру. ... Вмешиваться в дела государства церковь не имеет права. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Светские государи в средневековом Риме считались вассалами пап, которые наделили себя правом не только короновать императоров и королей, но и лишать их престолов. Развитию католической доктрины об абсолютной церковной и светской власти пап способствовало то обстоятельство, что первый средневековый император Запада Карл Великий, в отличие от византийских василевсов, не был прямым преемником римских императоров и свою императорскую корону получил от папы.
|