Терней писал(а):
Не "при желании", а при условии изменения Конституции РФ. Что очень и очень сомнительно ради не пойми чего.
В Конституции РФ ничего уже менять не надо.
Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.
Торжественная церемония подписания Договора об образовании Союза России и Белоруссии во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца. Президент РФ Борис Ельцин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время подписания договора. Россия, Москва
После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.
После того, как в декабре 1995 года левые партии — в основном коммунисты и аграрии — получили в новой Государственной думе более сорока процентов мест, 14 марта 1996 года Совет Государственной думы внёс в повестку дня пленарного заседания подготовленный фракцией КПРФ, Аграрной группой и группой «Народовластие» проект постановления «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года о денонсации Договора об образовании СССР»[7]. На следующий день Государственная дума приняла данное постановление, а также постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»[8]. Реальных политических последствий данные решения не имели[9][10], но способствовали развитию интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. 2 апреля 1996 года между двумя государствами была достигнута договорённость об образовании Сообщества России и Белоруссии[11].
В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.
Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было предусмотрено создание представительного органа.
29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.
2 апреля 1997 года[12] в Москве президенты Белоруссии и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Белоруссии и России.
23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.
В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.
В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.
25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Республики Беларусь и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
Государственное устройство
В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.
В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Белоруссии и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.
По другим направлениям работа ведётся через совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
Высший Государственный Совет Союзного государства
На основании статьи 35 главы 1 раздела V Договора о создании Союзного государства[13] осуществляет следующие полномочия:
решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчёты о его исполнении;
утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
утверждает государственную символику Союзного государства;
определяет местопребывание органов Союзного государства;
заслушивает ежегодный отчёт Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.
Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издаёт декреты, постановления и директивы.
Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.
Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. В настоящее время им является Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, который занимает эту должность с 2000 года[14].
Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства:
организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
по поручению Высшего Государственного Совета ведёт международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
организует контроль за ходом реализации Договора о создании Союзного государства и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
в пределах своих полномочий даёт поручения Совету Министров Союзного государства;
по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.
Парламентское Собрание Союза
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Белоруссии и России было подписано 29 апреля 1996 года.
2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России, в котором определены компетенция и порядок функционирования Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, преобразованного из Парламентского Собрания Сообщества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Председателей Парламента Союзного государства Парламентское Собрание Союза Беларуси и России выполняет функции Парламентского Собрания Союзного государства.
Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения и дополнения в Регламент внесены 22 июня 2006 года.
Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации: по 36 от парламентов государств-участников.
Председателя Парламентского Собрания избирает на ротационной основе Парламентское Собрание из состава депутатов на срок, не превышающий срок его полномочий в палате Парламента своего государства.
Парламентское Собрание в соответствии с Регламентом для осуществления своих полномочий образовало из числа депутатов комиссии и рабочие группы, которые по вопросам своего ведения взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов Белоруссии и России по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Они формируются, как правило, на основе принципа равного представительства парламентов государств-участников.
В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:
по законодательству и Регламенту;
по экономической политике;
по бюджету и финансам;
по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;
по вопросам внешней политики;
по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;
по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии;
по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.
Совет Министров
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств Белоруссии и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства (на правах заместителя Председателя Совета Министров).
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определённой Договором о создании Союзного государства и решениями Высшего Государственного Совета:
разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
обеспечивает контроль за выполнением положений Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчёты об исполнении бюджета;
рассматривает отчёты и доклады Счётной палаты;
осуществляет управление собственностью Союзного государства;
обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
координирует процесс унификации законодательства государств-участников;
способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Договором о создании Союзного государства и Высшим Государственным Советом.
Совет Министров в пределах своей компетенции издаёт постановления, директивы и резолюции[15].
Председатель Совета Министров Союзного государства:
осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
подписывает акты Совета Министров;
по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.
Почтовая марка России, 1996 год (Sc #6348)
Постоянный Комитет Союзного государства
Совет Министров формирует Постоянный Комитет Союзного государства, являющийся рабочим органом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства.
Постоянный Комитет Союзного государства образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 13.
В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.
Его основные функции:
реализация положений Договора о создании Союзного государства;
разработка предложений по стратегии развития Союзного государства;
предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников;
координация работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;
контроль выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров;
подготовка проекта бюджета Союзного государства, организация его исполнения и подготовка проектов отчётов о его исполнении.
Постоянный Комитет Союзного государства обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства в соответствии с их регламентом и является ответственным за подготовку их заседаний, формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет Союзного государства постоянно предоставляет информацию Совету Министров о деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Он подотчётен Совету министров Союзного государства.
Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, в состав Постоянного Комитета входят также четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Государственным секретарем с декабря 2011 года является Григорий Алексеевич Рапота.
Судебная система
В Договоре о создании Союзного государства декларируется создание Суда Союзного государства. В соответствии со статьёй 50 Договора Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечивать единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда, который ещё не сформирован, войдут 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета. В составе Суда Союзного государства не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением Договора о создании Союзного государства, нормативных правовых актов Союзного государства[источник не указан 1208 дней].
Перспективы
В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.
Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…»[16].
Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать президент России В. В. Путин. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства[17][18].
Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить[19]. Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности[20][уточнить]. В то же время, белорусские политологи утверждают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику[21][22].
В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.
До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Белоруссия налаживает проект в основном из-за тяжёлого экономического положения[23].
Единая валюта
Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.
Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белоруссия настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Белоруссия, соответственно, не принимает российский рубль.
В 2019 году Лукашенко высказался о новом предложении по созданию единой валюты — ей должен стать рубль, но не российский и не белорусский[24].