Ромашки спрятались
было окончено. 150-тысячная армия Ивана Грозного разгромила 30-тысячное татарское войско и захватила город. Началась страшная резня, которая хорошо показана на фрагменте картины художника В.И.Венига. «Все мужское население громадного города было истреблено, - пишет историк М. Аудяков. - Немало было убито и женщин... С женщинами было поступлено так же жестоко: царь отдал их в полное распоряжение солдатам» («Очерки по истории Казанского ханства»). Жестокость русского царя поразила немца Альберта Шлихтинга, который писал: «После взятия Казани в 1552 году город был разграблен, жителей убивали, выволакивали и обнаженные трупы складывали в большие кучи. Затем убитым связывали вместе ноги внизу у щиколоток, брали длинное бревно, насаживали на него трупы ногами и бросали в Волгу по 20, 30, 40 или 50 трупов на одном бревне.
Так и спускались вниз по реке эти бревна с трупами». По мнению Шлихтинга, это делалось с целью запугать жителей Астраханского ханства и сломить их волю к сопротивлению.
Вот почему день падения Казани (12 октября) ежегодно отмечается в Казани как День Памяти. В этот день проходят траурные митинги у башни Сююмбике в Казани, шествия и поминовение усопших молитвами в мечетях и на площадях. Президент РТ М.Шаймиев заявил: «Пусть построенная в Кремле мечеть Кул-Шариф будет памятником павшим при взятии Казани».[/quote]
На самом же деле битва за Казань шла, главным образом, не между русскими и "свободным народом", а между войсками Ивана Грозного и армией, приведенной из Астрахани чингизидом ханом Едигером. При этом под русскими знаменами из 150 тысяч воинов было около 60 тысяч московских и касимовских (Шагалиевских) татар, в том числе подавляющая часть конницы. Хана же Едигера во время решающей схватки окружало около 10 тысяч воинов.
Но даже если считать войско Едигера благородными защитниками Казанского ханства, то как быть с московским войском, в котором татар было больше, чем в армии Едигера. Согласно "Казанскому летописцу", Иван Грозный следующим образом "учинял началники воев": "В переднем же полку началных воевод устави над своей силою: татарского крымскаго царевича Тактамыша и царевича шибанского Кудаита... В правой руце началных воевод устави: касимовского царя Шигалея... В левой же руце началные воеводы: астороханский царевич Кайбула... В сторожевом же полце началныя воеводы: царевич Дербыш-Алей...".
Ранее в том же "Летописце" сообщено следующее: "прииде в Муром-град царь Шигалей ис предела своего, ис Касимова, с ним же силы его варвар 30000; и два царевича Астроханской Орды... Кайбула именем, другой же - Дербыш-Алей.., дающиеся волею своею в послужение царю великому князю, а с ними татар их дватцать тысящ".
Красноречивые тексты, не правда ли?
Кстати именно татары первыми пошли в прорыв - в пролом стены после ее подрыва, и именно они отличились особой жестокостью, когда город был взят. Русские же поддержали их в полной мере, когда наткнулись на десятки тысяч русских рабов.
Интересно, что столь яростно сопротивлявшийся московскому владычеству хан Едигер, оказавшись в плену, через какое-то время был крещен и получил новое имя Симеон Касаевич. Он не только сохранил титул "царь Казанский", но и занял высочайшее положение в Московском государстве. В источниках, описывающих различные церемонии, царь Казанский стоит на втором месте после самого Ивана Грозного.