Однажды преподаватель задал студентам такой вопрос:
- Как вы считаете, всё, что есть вокруг нас, сотворено Богом?
Студент из аудитории воскликнул:
- Да, конечно!
- То есть, Вы утверждаете, что Бог – создатель всего, что нас окружает? – уточнил преподаватель.
- Да, согласен, - кивнул студент.
Тогда профессор начал рассуждать:
- Если всё, что существует вокруг нас, создал Бог, то это значит, зло - это тоже творение Бога. А если считать, что по тому, что мы делаем, можно судить о нас самих, то это означает, что Бог есть зло.
Студенту нечего было ответить на это. А профессор, довольный созданной логической цепочкой, в завершении сказал:
- Это доказывает, что идея, что Бог есть - не более чем миф.
Тут послышался голос:
- Я могу Вас спросить, профессор?
- Конечно.
Тот встал и заговорил:
- Скажите, учитель, есть ли в природе холод?
Преподаватель рассмеялся:
- Конечно! Что за глупый вопрос! Вы что, никогда не мерзли?
Аудитория засмеялась вместе с профессором. А студент продолжил:
- В действительности холода как такового не существует. Согласно законам физики, то, что принято называть холодом, в сущности есть просто отсутствие тепла. Вещь, предмет или живой организм можно исследовать, выясняя, проводят они энергию или накапливают ее в себе. А полное отсутствие тепла – это абсолютный ноль. Как все знают, это -460 градусов по шкале Фаренгейта. В таких условиях любая материя теряет способность реагировать и становится инертной. Таким образом, холода как такового просто не существует. Люди придумали слово «холод», чтобы было удобно описать ощущения, испытываемые при отсутствии достаточного тепла.
Все притихли. Профессор задумался. А студент снова задал вопрос:
- Скажите, учитель, есть ли в природе темнота?
- Естественно, есть, – ответил профессор.
- Темноты тоже нет. Потому что темнота – лишь отсутствие света. Наука не может изучить темноту, а свет может. Мы можем взять призму Ньютона и пропустить сквозь нее луч света, разложив его на множество радужных цветов и при этом исследовать длину волны каждого отдельно взятого цвета. Но невозможно таким же образом исследовать темноту. Обыкновенный луч света может осветить темноту, проникнув в неё. Как мы узнаём, насколько темным является конкретное пространство? Нужно измерить, сколько в этом пространстве света! И снова оказывается, что слово «темнота» люди придумали с целью описать, что происходит, когда отсутствует свет.
В завершении студент спросил:
- Учитель, зло существует?
- Конечно, мы можем видеть его ежедневно, везде, как я и говорил. Преступления, жестокость, насилие – все это проявления зла, - ответил профессор. Однако в его голосе уже чувствовалось сомнение.
И тогда студент ответил:
- Зло - это всего на всего отсутствие добра, отсутствие Бога. Это слово похоже на слова «темнота» и «холод», его придумали, чтобы описать отсутствие Бога. Всевышний не создавал зло. Такие явления, как вера и любовь существуют подобно свету и теплу, и они настоящие. А словом «зло» мы называем отсутствие в сердце человека добра и любви. Зло подобно холоду, который является отсутствием тепла, и подобно темноте, которая существует там, где нет света.
Преподавателю было нечего добавить.
Этим студентом оказался Альберт Эйнштейн.
|