Руководство Росптицесоюза рекомендовало производить яйца категории «С2» Как заставить курицу нести яйца второй категории (с маркировкой «С2») вместо яиц отборных («СО») – мне, городскому обывателю, неведомо. Но, видимо, есть какие-то «технологии», если руководство самого Росптицесоюза настоятельно рекомендовало производителям переориентироваться именно на «С2».
Вдогонку за спросом Впрочем, не только куриные яйца попали в зону пристального внимания союза птицеводов, а еще и курятина премиальных сортов – грудка и бедрышки. Вместо продукции класса премиум, которая требует глубокой переработки, производителям посоветовали увеличить производство бюджетных тушек цыплят-бройлеров.
Гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева пояснила: «Если птицефабрики откажутся от производства дорогой продукции, то смогут сократить свои затраты на изготовление прочих товаров. Потребители в свою очередь получат возможность покупать их по стабильной и приемлемой цене».
Себестоимость производства и яиц, и курятины начала расти еще в прошлом году – на фоне роста валюты. Дело в том, что отечественное птицеводство зависимо от импортных составляющих. В прошлом году подорожало инкубационное яйцо, которое Россия закупает за рубежом, дороже стали импортные вакцины и витаминные добавки, без которых наше птицеводство обходиться пока не может.
В итоге себестоимость мяса птицы и яиц за прошлый год увеличилась, по данным Росптицесоюза, на 20 – 25%. При этом производители почти не меняли отпускную цену продукции. В розничной же торговле, если цену на курятину еще как-то удавалось сдержать, то стоимость яиц неслась вверх неудержимо. Так, за прошлый год курятина в Петербурге подорожала на 5,1%, а куриные яйца – на 12,7% (данные Петростата). А за два месяца нынешнего года кура стала еще дороже на 6,4%. Яйца, достигнув среднеценового максимума 78 рублей 43 копейки, стоимостной полет слегка притормозили (+2,5% к началу года).
Между тем неожиданное признание сделал Минсельхоз: на российском рынке птицеводческой продукции очевиден дисбаланс спроса и предложения. Потребление куриного мяса и яиц как наиболее доступных источников белка увеличилось, а производство сократилось – «на фоне пандемии коронавируса», – как утверждают в главном аграрном ведомстве страны.
В реальности же причиной сокращения стал не только коронавирус. В Россию вернулся куриный грипп. В прошлом году из-за него были уничтожены около 4 миллионов птиц. Специалисты Всероссийского НИИ защиты животных, отслеживающие ситуацию, сообщают, что болезнь отметилась в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии и Ростовской области. Были вспышки заболевания в Сибирском федеральном округе. И хотя очаги удалось локализовать, убытки оказались ощутимыми.
Гуляет куриный грипп и по странам Европы, и по странам Азии. На этом фоне Россия вынуждена была ввести ограничения на ввоз живой птицы и птицеводческой продукции из дальнего зарубежья.
Минсельхоз прогнозирует: полное восстановление производства в птицеводческой отрасли ожидается к маю. Тогда же, по всей вероятности, стабилизируются и цены.
Курица тут, курица там... Еще лет десять назад эксперты-аграрии чуть ли не хором твердили: «При полной обеспеченности внутреннего рынка курица вполне может выступить в качестве замены свинины и говядины». Так оно и случилось! Фактор замены не только в полной обеспеченности рынка, но и в ценовой доступности куриного мяса. Для сравнения: килограмм говядины в торговой рознице Петербурга сегодня, по данным Петростата, стоит в среднем 395 рублей, свинины – 265 рублей. Килограмм курятины – 160 рублей.
По данным агентства «Маркетинг+», 48% потребителей охлажденного мяса птицы совершают покупки этой продукции один раз в неделю. Два-три раза в неделю птицу покупают 24% опрошенных; 28% респондентов раскошеливаются на покупку два-три раза в месяц.
Любопытно, что покупателям-москвичам абсолютно без разницы, курятину какого производителя приобретать. Маркетологи списывают это на широкий выбор продукции, представленной на столичных прилавках («везут со всей страны»). В регионах голосуют «за своих». Петербуржцы лучше знают и чаще ориентируются на продукцию ведущих птицефабрик Ленинградской области.
Обещая когда-то замену свинины и говядины курицей, мало кто из экспертов подозревал, что птичка будет такой... вездесущей.
Курица оккупировала весь колбасный рынок. Найти вареную колбасу без куриной составляющей нынче весьма проблематично. Как правило, в ее ингредиентном раскладе мясо птицы составляет 30%. Причем не белое же и не диетическое... Используется в основном дешевое мясо второго сорта, известное в обиходе как «суповая курица». Другими словами, отслужившие свой век куры-несушки.
Наличие в колбасе птичьего мяса, конечно же, удешевляет продукт. Но далеко не всегда. Колбасы «с курой», прихватившие названия известных марок – «Любительская», «Молочная», «Русская» и даже... «Докторская» (!), – продаются по цене, превышающей стоимость натуральных ГОСТовских колбас тех же марок.
Когда-то наличие в колбасе мяса птицы производители предпочитали не афишировать. Но на них насела антимонопольная служба, пригрозив серьезными штрафами за утаивание сей информации.
Куриное мясо активно востребовано на рынке фастфуда – быстрого питания. На производство продуктов из курицы переориентировались многие производители замороженных полуфабрикатов. Более того, появились новые производства, изначально ориентированные на куриное царство. Так на рынке обозначился «Золотой петушок», заваливший прилавки до поры до времени неизвестными наггетсами.
Ничего особенного в них не было – куриное мясо в панировке. Но таинственное слово, тысячекратно повторенное в рекламах, завораживало. Кстати, переводится оно на русский язык как «золотой самородок». Блюдо впервые появилось во время калифорнийской золотой лихорадки в 1850 году.
Потом на рынке появилась «Горячая штучка», фантазиями улетевшая еще дальше – предложила едокам чебупиццу, бельмеши, чебупели и прочие изыски, напоминающие то ли пельмени, то ли чебуреки, но ингредиентный состав и этой продукции тоже не обходится без куриного мяса.
ГОСТ для охлажденки Даже при нынешнем сокращении предложения куриного дефицита на магазинных прилавках нет. Хочешь – цельную тушку покупай, хочешь – частями. Желаешь охлажденный товар – бери. Предпочитаешь заморозку – пожалуйста. Впрочем, потребительские предпочтения склоняются к охлажденке.
Покупатель – товарищ просвещенный, знает уже, что в охлажденном мясе почти в полном объеме сохраняются все витамины, микро- и макроэлементы. А что происходит с замороженным мясом? В нем образуются кристаллы, которые разрушают волокна и все полезные вещества. Но и у мясной заморозки есть свой покупатель. К тому же, чего таить, частенько купленную охлажденную курицу по той или иной причине приходится замораживать в домашнем холодильнике.
Охлажденное мясо, строго говоря, это продукт, который хранится при температуре от минус 2 до плюс 4 градусов. Да, при небольшом минусе мясо подмерзает, но по товарному раскладу к категории замороженного его не относят, потому как образование кристаллов в курятине начинается с температуры ниже минус 2 градусов.
Для особо интересующихся: по термическому состоянию, в зависимости от температуры в толще мышц, мясо кур подразделяют на:
* остывшее – полученное непосредственно после забоя птицы, с температурой не выше 25 градусов;
* охлажденное – минус 2 – плюс 4;
* замороженное – температура не выше минус 12 градусов;
* глубокозамороженное – не выше минус 18 градусов.
Эксперты контролирующих организаций подмечают: для производителей и продавцов большой соблазн – хранить, к примеру, куриное филе в глубокой заморозке, при необходимости оттаивать, выдавая за свежайшее. Кстати, так же и старая жесткая курица может быть выдана за цыпленка.
Существует ГОСТ 31962-2013 на мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Но! Найти в обычных супермаркетах куриную охлажденку, произведенную по ГОСТу, практически невозможно.
Дело в том, что ГОСТ устанавливает очень жесткий срок годности – не более двух суток со дня выработки. Реализовать продукцию за такое короткое время способна далеко не всякая торговая точка. Для продукции, произведенной по ТУ (техническим условиям) самих производителей, срок годности товара более продолжительный – до пяти суток. В зависимости от технологического процесса производитель может устанавливать и другие сроки годности. Но если они подозрительно большие, то знайте: при производстве использовались консерванты.
Замороженную птичку в упаковке можно хранить при температуре минус 18 градусов (температура в морозильной камере) до года.
|