Расположенные на территории России заводы отечественных и зарубежных производителей способны ежегодно выпускать свыше трех миллионов автомобилей. Это полностью покрывало потребности рынка даже в самое благополучное время, а когда в 2016 году продажи упали ниже полутора миллионов машин — и подавно. Больше половины этого объема способен выдать один только АВТОВАЗ, работай он на полную мощность. Но пока столько машин внутреннему рынку не нужно, а сокращать персонал пропорционально просевшему выпуску — смерти подобно. Приходится выкручиваться.

Помочь по-соседски
Радикальным образом избавиться от проблем решило руководство концерна GM: п
родажи автомобилей Opel и недорогих Chevrolet свернуты, завод в Санкт-Петербурге остановлен и законсервирован до лучших времен. Chevrolet превратили в игрока премиального сегмента, и едва ли в обозримом будущем бренд вновь развернется в полную силу. А вот
шансы на возвращение «немцев» есть, поскольку Opel переходит в руки альянса PSA Peugeot-Citroen, который, несмотря на наш кризис и мизерные продажи, уходить из России не собирается.
Вокруг света: статистика продаж и модели-лидеры авторынков мира
Остальные продолжили борьбу, и одной из мер выживания стал
курс на увеличение экспорта собранных в России автомобилей, благо обвалившийся рубль сделал это направление бизнеса худо-бедно перспективным. Проблем, конечно, немало: необходимо довести автомобили до требований местных рынков, вложиться в развитие дилерских сетей, в обеспечение запчастями, потратиться на транспортировку и так далее. В последние месяцы рубль стал укрепляться и былые надежды на светлое экспортное будущее начали таять — но процесс всё равно идет.
_________________________________________________
Глобальные автоконцерны увеличили экспорт из России
В 2017 году российская «дочка» Renault продала за границу автокомплектующих на €75 млн, втрое больше, чем в 2016 году. Другие иностранные автопроизводители также наращивают экспорт на фоне слабого спроса в России«
Renault Россия» в 2017 году экспортировал
комплектующих на €75 млн, это в 3,3 раза превышает результаты 2016 года, говорится в сообщении компании. В страны дальнего и ближнего зарубежья было отправлено 185 наименований автокомпонентов (+13,5%). Это детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы. Основными экспортными рынками в прошлом году были Румыния и Турция (61%), другие страны Европы (6%) и Латинская Америка (25%).
Автомобили Renault в России производятся на московском заводе (бывший «Автофрамос») и на тольяттинской площадке АвтоВАЗа. Мощность только московской площадки составляет около 190 тыс. машин в год. При этом продажи Renault в 2017 году были на уровне 136,7 тыс. машин.
Г
отовые автомобили всего модельного ряда Renault поставляет в страны ближнего и дальнего зарубежья. В прошлом году в страны СНГ было экспортировано 1
3 тыс. автомобилей (+7,7%). С июня 2017 года с московского завода начались поставки
в страны Персидского залива — было отгружено более 3,6 тыс. Renault Duster. Всего за год экспорт превысил 16,6 тыс. машин (+21,2%).
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт легковых автомобилей из России за 11 месяцев 2017 года увеличился на 12,7% и составил 77,3 тыс. штук на общую сумму $1,205 млрд.Другие иностранные автопроизводители также нарастили экспорт машин и комплектующих со своих российских заводов. Калужский завод
Volkswagen (производятся автомобили Volkswagen Polo, Jetta, Skoda Rapid, Octavia и Yeti) в 2017 году
нарастил экспорт на 70%, до 25,1 тыс. машин, сообщили РБК в пресс-службе компании.
Ford Sollers, производство которого находится в Набережных Челнах, в 2017 году п
оставил на внешние рынки 1018 автомобилей, что на 21% выше 2016 года. Основным экспортным автомобилем стал Ford Focus (+59%), также завод поставляет EcoSport (+280%), Kuga (+74%). В октябре 2017 года Ford Sollers начал поставки комплектующих от российских поставщиков для производства модели EcoSport в Румынии.
Петербургский завод «
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», где локализовано производство моделей
Hyundai и Kia, за 2017 год
экспортировал 5,9 тыс. машин (–11,9%), из них
4,8 тыс. штук — Hyundai, 1,1 тыс. штук — Kia. Как уточнил представитель завода в разговоре с РБК, около 70% всех поставок пришлось на Казахстан, Белоруссию и Азербайджан, в страны дальнего зарубежья в 2017 году автомобили не поставлялись.
По итогам 2017 года
Nissan поставил
3832 автомобиля, из них 1976 машин (+21%), произведенных на петербургском заводе, и
285 машин Datsun. Основными экспортными странами для Nissan были Белоруссия, Казахстан, Азербайджан и Ливан. С сентября 2016 года с петербургской площадки за границу поставляются автокомпоненты (с июля 2016-го до конца 2017 года было отгружено 14 тыс. бамперов). По словам представителя Nissan, экспорт исключительно важен для российских производителей для обеспечения объемов производства и процессов локализации. «Поддержка правительства необходима для того, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке, и является одним из ключевых факторов при принятии компанией решения по экспорту автомобилей и компонентов», — сообщил он.
В пресс-службе
Toyota сообщили, что в 2017 году с петербургского завода на
экспорт произведено 6535 автомобилей, что на 74% больше результата 2016 года (3754 штук). Автомобили экспортируются в Казахстан и Белоруссию, добавили в пресс-службе компании.
Правительство поддерживает развитие экспорта, субсидируя часть расходов на транспортировку продукции, сертификацию и адаптацию автомобилей и автокомпонентов.
Продолжавшееся в течение четырех лет падение продаж новых автомобилей в России заставило российские предприятия иностранных автопроизводителей развивать экспорт. В 2016 году падение авторынка замедлилось до 11%, по итогам года российские заводы иностранных автопроизводителей, за исключением Nissan, смогли сократить убытки и вышли в прибыль.
В 2017 году продажи новых автомобилей выросли на 11,9%, до 1,59 млн машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, на локальную сборку пришлось 75% всех проданных за год в России автомобилей.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что российский авторынок до сих пор не достиг докризисного уровня. «Мощности автоконцернов рассчитаны на продажи 3 млн машин, а внутренний рынок — 1,59 млн. Поэтому экспорт является одним из вариантов заполнения этих мощностей», — считает он. По его словам, в связи с большой волатильностью российского рынка автопроизводители стараются максимально диверсифицировать бизнес по выручке в России.
«Некоторые рынки закрыты для поставки готовых автомобилей, поэтому автопроизводители, в том числе и Renault, предпочитают продавать за границей автокомпоненты и машинокомплекты», — добавляет Беспалов.
Автор: Валерия Комарова.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/06 ... c8d23