infoBRICS Китай 13 декабря 2023 06:29
Китай и вся Азия рассчитывают на российский Северный морской путь
В Азии растет интерес к российскому Северному морскому пути, пишет infoBRICS. Это связано с конфликтом в секторе Газа, который угрожает безопасности морских торговых путей из Азии в Европу. Кроме того, время навигации от портов России и Шанхая сократится в два раза.
Поскольку геополитическая напряженность и связанные с ней конфликты обостряются практически еженедельно, многие начинают заново знакомиться с географией глобальных цепочек поставок. Неудивительно, что многое до сих пор воспринимается как должное. Старая поговорка "Если что-то не сломано, не чини" не учитывает реальную угрозу возникновения "горячих" конфликтов, которые могут привести к закрытию торговых путей и связанных с ними цепочек поставок. Это называется прагматичный подход к управлению рисками. Одной из потенциально "горячих" точек является конфликт в секторе Газа, имеющий все шансы распространиться на весь Ближний Восток. Если оставить в стороне гуманитарные аспекты, он угрожает безопасности морских торговых путей из Азии в Европу. Сюда входят Суэцкий канал, Ормузский пролив и Персидский залив. Путь между Европой и Азией через Суэцкий канал составляет 21 тысячу километров, а через Северный морской путь (СМП) – 13 тысяч километров (меньше на восемь тысяч километров). Время навигации с пяти-шести недель [Суэцкий канал] сокращается до трех недель [СМП] – от европейских портов России и азиатского Шанхая. Проблемы в Суэцком канале влияют на Европу и Азию и приводят к значительным задержкам и потерям. В 2021 году контейнеровоз Ever Given заблокировал движение в Суэцком канале из-за человеческой ошибки, а не из-за конфликта. Судоходная компания Lloyd’s List подсчитала, что блокировка судов в Суэцком канале севшим на мель контейнеровозом Ever Given задержала 12% глобальных поставок (некоторые из них скоропортящиеся) и обходилась мировой торговле в более чем девять миллиардов долларов в сутки (400 миллионов долларов в час или 6,7 миллионов долларов в минуту). Теперь представьте, что произойдет, если ли Суэцкий канал "закроется" не на несколько недель, а на месяцы или даже годы. Китай рассчитывает на развитие Северного морского пути (СМП) с Россией не только из-за текущего конфликта в секторе Газа, который угрожает безопасности других морских путей из Азии в Европу, особенно транзитных через Персидский залив и Суэцкий канал, но и чтобы гарантировать свободное передвижение товаров во что бы то ни стало. То же самое можно сказать об Индии и всех странах АСЕАН и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Цзинь Цаньжун, директор Института международных отношений при Китайском народном университете, заявил: "Что касается Северного морского пути, то мы, конечно, надеемся, что появится новое сообщение между Европой, Россией и Восточной Азией. Мы надеемся, что у нас появится новый канал. Потому что сейчас у нас есть только путь из Малайзии в Суэцкий канал, но это очень опасно, особенно на фоне продолжающегося кризиса в Газе. Если конфликт там расширится, это станет большой опасностью для Суэцкого канала. Поэтому, конечно, мы надеемся, что Северный морской путь заработает". Минвостокразвития России совместно с коммерческими партнерами подготовило модели развития морских коммерческих перевозок и инфраструктуры в Арктической зоне (от Мурманска и Западной Арктики) и СМП (от пролива Карские ворота до Берингова пролива), учитывающие текущие и, возможно, будущие санкционные меры и другие потенциальные геополитические ограничения в отношении ключевых разработок в Арктике. Россия заранее анализирует риски санкций и готовится к ним. Одним из главных возражений против СМП является его сезонность: арктический морской лед ограничивает круглогодичную навигацию, но ситуация изменилась. Круглогодичная морская навигация по Северному морскому пути заработает с 2024 года, сообщил вице-премьер России Александр Новак, выступая на заседании Совета Федерации. Для обеспечения регулярного круглогодичного судоходства по СМП потребуется ледокольное обеспечение. Весь атомный ледокольный флот находится в ведении ФГУП "Атомфлот" (госкорпорация "Росатом"). Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Также строится вспомогательная инфраструктура. По словам Новака, для развития отрасли был создан центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который может серийно выпускать линии сжиженного природного газа (СПГ) в Мурманске. Россия активно наращивает добычу переохлажденного газа по морю, поскольку экспорт трубопроводного газа из России в Европу, который когда-то был основным источником дохода для Москвы, резко упал на фоне западных санкций, введенных из-за конфликта на Украине. Москва перенаправляет эти ресурсы на Восток, где отмечается высокий спрос. Одним из крупных проектов, попавшим под западные санкции, является "Арктик СПГ-2". Это третий крупномасштабный проект России по СПГ, призванный помочь ей достичь своей цели – занять 20% мирового рынка СПГ к 2035 году по сравнению с 8% в настоящее время. Северный морской путь играет ключевую роль в эффективном обеспечении потребностей Китая и других азиатских партнеров в СПГ. Северный морской путь – это главный судоходный маршрут в арктической зоне России. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово), соединяя в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных рек Сибири. Длина СМП от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5 600 километров (примерно 12 дней навигации). От бухты Провидения до Владивостока ещё 4 106 километров (девять дней), от Провидения до китайского Даляня 4 984 километров (11 дней) и от Провидения до Шанхая 5 716 километров (13 дней). Помимо этих маршрутов, в Арктической Сибири также есть три крупные судоходные реки, впадающие в бассейн Северного Ледовитого океана, – Обь, Енисей и Лена. Они также будут играть важную роль в доставке сибирских ресурсов на "голодные" азиатские рынки. Сибирь – это кладовая природных ресурсов России. Здесь сосредоточены огромные богатства: уголь, нефть, природный газ, алмазы, железная руда, золото, серебро, медь, алюминий, марганец, цинк, хром, олово, древесина и пресная вода.
_________________ Любое высказывание выходца с Украины - это брехня
|