45 лет назад : катастрофа в Ле-Бурже


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3  След.
Автор  
#21  Сообщение 04.06.18, 00:23  
Завсегдатай

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 2107
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 81 раз.
Тракторист писал(а):
SicTransit писал(а):
для Ту-160 обоснован ремонт движков каждые 80 моточасов
прям в полёте ремонтировать?

Пшел вон, дурак

  Профиль  
  
    
Теги
45 лет назад : катастрофа в Ле-Бурже
#22  Сообщение 04.06.18, 00:24  
Тролль
Аватара пользователя

Регистрация: 22.02.2015
Сообщения: 44761
Откуда: Кёнигсберг
Благодарил (а): 58 раз.
Поблагодарили: 654 раз.
СССР
SicTransit писал(а):
Тракторист писал(а):
SicTransit писал(а):
для Ту-160 обоснован ремонт движков каждые 80 моточасов
прям в полёте ремонтировать?

Пшел вон, дурак
дурак у вас в отчестве записан

_________________
Мы сейчас все-Навальные Армяно Айзербайджанские Беларусы Фургаловичи

  Профиль  
  
    
#23  Сообщение 04.06.18, 00:28  
Салага
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 18159
Благодарил (а): 7369 раз.
Поблагодарили: 816 раз.
Россия
Сын оказался намного хуже отца, а отец тянул только его, не других талантливых конструкторов.

_________________
Строю русский миллиард населения.

  Профиль  
  
    
#24  Сообщение 04.06.18, 00:37  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 14376
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 771 раз.
Поблагодарили: 782 раз.
фильм недавно был - там про современные самолёты и скорость
смысл такой - не хотят производители скорости - дорого и не рентабельно - лучче им комфорт и общее удешевление пассажироместа
типа наш старичок 154 имел большую стреловидность крыла чем современные боинги и европейцы - и движки тоже пока не удаётся сделать чтобы мощнее тише и дешевле (второй контур придумали - диаметр движка увеличился - пришлось движок приплюснуть )
в общем бизнесс просчитал скорость и затраты и пока 800-900 км в час их вполне устраивает
может случится какой рывок в материалах и движках тогда может быть и задумаются о сверхзвуке для всех

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

  Профиль  
  
    
#25  Сообщение 04.06.18, 03:34  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 8373
Откуда: SF
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 415 раз.
«Смертельное пике»: как падал Ту-144
45 лет назад в Ле-Бурже разбился советский Ту-144
Павел Котляр 03.06.2018, 12:52

45 лет назад в аэропорту Ле-Бурже упал, разрушившись в воздухе, новейший советский сверхзвуковой лайнер Ту-144. Об истории успеха, таинственной катастрофе и сложной судьбе этого самолета, вспоминает «Газета.Ru».
3 июня 1945 года близ аэропорта «Ле-Бурже» произошла авиакатастрофа, ставшая в один ряд с известнейшими авиационными крушениями XX века, некоторые из которых имели влияние на развитие мировой авиации.
Таким стало и крушение во время Парижского авиасалона советского сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, ставшего гордостью советского авиастроения еще в конце в 1960-х годов. Причиной такого признания было не только создание первого в мире сверхзвукового лайнера, но и по сути вырванная победа у главного и единственного конкурента – европейского Concorde, чей первый полет состоялся на 4 месяца позже.
Начало работ по самолету Ту-144 было положено в 1963 году, когда вышло постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового пассажирского самолета. Для такого лайнера нужны были специальные двигатели со взлетной тягой 20 тонн, разработать которые взялось ОКБ Кузнецова.
В ОКБ Туполева и в ЦАГИ рассматривались десятки возможных вариантов аэродинамической компоновки, выбор пал на схему низкоплана-бесхвостки с составным треугольным крылом. Ту-144 должен был совершать крейсерский полет на скоростях, как минимум превышающих две скорости звука. Самолет должен был летать с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, иметь практическую дальность полета на сверхзвуке с 80-100 пассажирами 4000-4500 км.
Ту-144 был первым самолетом, полностью спроектированным Алексеем Туполевым, сыном именитого конструктора Андрея Туполева. Так оказалось, что судьба этого самолета оказалась связана с одним из крупнейших в мире Парижским авиасалоном, где состоялись триумфальный взлет и трагическое падение лайнера. Мировой триумф состоялся в «Ле-Бурже» в 1971 году, когда миру впервые были продемонстрированы возможности Ту-144. Это был год советских успехов в космосе и авиации – первая в истории мягкая посадка аппарата на Марс, запуск первой обитальной станции...
СССР делал все, чтобы затмить французского конкурента. «Его разработка началась в разгар противостояния между двумя политическими системами, — уверен специалист по советской авиации Илья Гринберг из Университета Буффало. – Ожидания были высоки. Весь СССР чрезвычайно гордился Ту-144, и советские люди не сомневались, что он превосходит Concorde. И он был так прекрасен!»
Президент Франции Жорж Помпиду, посетивший хорошо охранявшийся советский лайнер, сказал «Прекрасный самолет». Правда, улыбнувшись, он назвал таким же словом и французский Concorde.
Оба самолета сильно опережали свое время, и их близкое внешнее сходство порождало на Западе немало разговоров о том, что русские срисовали свой самолет у европейцев. Характерной особенностью Ту-144 стала опускающаяся перед пилотской кабиной носовая часть фюзеляжа, которая обеспечивала обзор на больших углах атаки при взлете и посадке.
Одно лишь это техническое решение делает несостоятельными утверждения о том, что советский Ту-144 был «списан» с европейского сверхзвукового конкурента – лайнера Concorde. Другим ноу-хау стало внедрение убирающегося в полете крылышка-стабилизатора, выдвигавшегося спереди фюзеляжа на режимах взлета и посадки. «Дизайн «Ту» не был результатом шпионажа. Несмотря на внешнее сходство, это достаточно разные самолеты с большими отличиями», — считает Гринберг.
Ту-144 был немного больше и быстрее европейского самолета. В восторге от первой презентации была и западная пресса.

Изображение

«Конструкторы французско-европейского самолета признали сегодня, что советский конкурент тише и чище. Эксперты, наблюдавшие посадку Ту-144 в Ле-Бурже во вторник, говорят, что он видимо соответствует американским стандартам по шуму и не дымит, — писала New York Times. В отличие от него Concorde оставил два темных следа и грохочащий рев при взлете во время своего дебютного выступления».
В следующий раз на парижском авиашоу Ту-144 появился в 1973 году. Советский лайнер взлетел после демонстрационного полета Concorde, который прошел идеально, и советские пилоты решили показать ряд маневров, чтобы впечатлить публику.
Смертельный вираж
Накануне полета французская телекопания RTF попросила взять на борт своего корреспондента с камерой, однако им было отказано. При этом начальник испытаний Владимир Бендеров согласился взять на борт камеру и производить съемку. Выполнив ряд маневров, самолет прошел на малой скорости над взлетной полосой в посадочной конфигурации, во время чего экипаж включил форсаж двигателей, начал набор высоты, убрал шасси и переднее крыло. Сделав на высоте 1200 метров горизонтальную площадку, самолет резко перешел в пикирование, максимальная величина тангажа при этом достигала 38 градусов. Самолет несся к земле. Была сделана попытка вывода из пикирования на высоте 750 метров при крене 40 градусов.
Уже через 5 секунд самолет стал разрушаться в воздухе – первым оторвалось правое крыло.
Позднее было установлено, что перегрузка до этого составляла 4,5-5G. Разрушение началось на высоте 280 метров при скорости 780 км/ч. Перед выволнением этой фигуры экипаж мог увидеть перед собой неожиданно появившийся самолет «Мираж» III – экипаж его должен был фотографировать советский лайнер в полете. Обломки Ту-144 упали на расстоянии 6500 метров от полосы на юге деревни Гуссенвилль, в результате 5 зданий были полностью разрушены. На земле погибли 8 человек, раненых – 25. Весь экипаж, в том числе командир Михаил Козлов и второй пилот Валерий Молчанов, погибли. Их останки были отправлены в Москву 9 июня, похороны состоялись 12 июня. Для расследования катастрофы была создана советско-французская комиссия. Поскольку найденный неповрежденным речевой самописец был не включен, а экспериментальные фоторегистраторы оказались в состоянии, не пригодном для чтения данных, для восстановления траектории полета пришлось использовать любительские кадры и съемку французского телевидения. В заявлении комиссии говорилось, что к катастрофе могло привести нахождение в кабине самолета Владимира Бендерова с французской камерой, который был не пристегнут. Впрочем, материальных подтверждений этой гипотезе найдено не было. На основании работы комиссии в газетах было опубликовано сообщение:
»...Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем. Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность. С одной стороны, самолет «Мираж-3Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью, и он мог внезапно произвести маневр для уклонения. С другой стороны, член экипажа — руководитель летных испытаний находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан. Возможно, что последние эволюции самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота. Эта гипотеза не учитывает, однако, все отмеченные факты, и не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы ее подкрепить или опровергнуть. В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены не установленными, и дело закрыто». Эти выводы вызвали много вопросов, намеки на виновность экипажа – возмущение специалистов. Дело было засекречено, доступ нему был закрыт. Все расходы по возмещению ущерба взяло на себя правительство СССР. Лишь в 90-е годы произошел новый всплеск интереса к французской трагедии, когда стали появляться новые свидетельства участников событий.
«Два запланированных прохода над ВПП Ту-144 выполнил безупречно. Потом вместо захода на посадку стал заходить на третий проход, которого в задании не было. Я ожидал, что находящийся на КПП представитель нашей страны — начальник летной службы Минавиапрома Олег Иванович Белостойкий прекратит незапланированный проход и даст команду на посадку, но этого не произошло, — вспоминал Эдгар Крупянский, готовивший к вылету Ту-144 в Ле-Бурже. Самолет продолжил заход. Со стоявшим со мною рядом Никитой Толмачевым я поделился пришедшей мне мыслью, что нарушение задания ни к чему хорошему привести не может. Я, конечно, даже подумать не мог, что это обратится такой трагедией... В отсеке упавшей кабины их было четверо: В.Н. Бендеров, В.М. Молчанов, М.В. Козлов, Г.Н. Баженов. Трупы были сильно обезображены,и опознать их было достаточно трудно. Я обратил внимание на то, что В.М. Молчанов был пристегнут к креслу через плечо, как это делается при выполнении фигур высшего пилотажа. Этим ремнем он был разрезан практически пополам. Двух остальных членов экипажа: А.И. Дралина и и Первухина, выкинуло из кабины при ее разрушении в воздухе, и их впоследствии нашли на улицах Гуссенвиля». После катастрофы испытания Ту-144 в СССР продолжились, однако судьба самолета оказалась печальной. Лишь в ноябре 1977 года самолет начал выполнять регулярные пассажирские перевозки в Алма-Ату. Рейсы выполнялись по расписанию до мая 1978 года, когда под Егорьевском при выполнении испытательного полета разбилась машина под управлением Еляна. Причиной стало возгорание топливопровода в двигательном отсеке, двое испытателей погибли. Эта катастрофа стала причиной приостановки, а затем – полного прекращения эксплуатации Ту-144 на пассажирских рейсах. Несмотря на то, что по результатам новых испытаний самолет Ту-144Д был рекомендован для полетов с пассажирами, после ряда происшествий программу было решено свернуть.
Создание, доводка и эксплуатация лайнера обошлись Советскому Союзу очень дорого. Настолько, что об этом даже вспомнил недавно президент России Владимир Путин во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Общаясь с молодежью, президент для примера вспомнил историю про председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. «Его спросили: «Сколько стоит советский сверхзвуковой гражданский самолет Ту-144?». Он ответил: «Об этом знает только один человек. Я. Но я никому не скажу», — сказал Путин.
В 1980-е годы несколько уже построенных Ту-144 продолжали использоваться в качестве летающих лабораторий, на них устанавливались мировые рекорды скорости и высоты полета.
В отличие от Ту-144 англо-французский Concorde эксплуатировался гораздо дольше, пока из-за катастрофы под Парижем в 2000 году и ряда инцидентов он не был снят с рейсов в 2003 году.

  Профиль  
  
    
#26  Сообщение 27.06.18, 08:22  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 8373
Откуда: SF
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 415 раз.
Боинг представил свой первый концепт гиперзвукового самолета, который сможет за 3 часа доставить пассажиров из Лос-Анджелоса в Токио, передал CNBC. По расчетам,самолет сможет лететь со скоростью, соответствующей числу Маха 5, или 3,900 миль в час. Но не торопитесь паковать чемоданы, согласно
Investor’s Business Daily, из-за проблем с финансированием и дизайном, мы вряд ли увидим самолет раньше, чем через 20-30 лет.

  Профиль  
  
    
#27  Сообщение 27.06.18, 08:36  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 42795
Откуда: Москва
Благодарил (а): 652 раз.
Поблагодарили: 684 раз.
Saruman писал(а):
Боинг представил свой первый концепт гиперзвукового самолета, который сможет за 3 часа доставить пассажиров из Лос-Анджелоса в Токио, передал CNBC. По расчетам,самолет сможет лететь со скоростью, соответствующей числу Маха 5, или 3,900 миль в час. Но не торопитесь паковать чемоданы, согласно
Investor’s Business Daily, из-за проблем с финансированием и дизайном, мы вряд ли увидим самолет раньше, чем через 20-30 лет.
Маск приде -порядок навиде.

_________________
Ucraina delenda est, Ucrainem delendam esse

  Профиль  
  
    
#28  Сообщение 27.06.18, 08:44  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 14351
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 402 раз.
ВиР писал(а):
Но грустно от того, что 40-50 лет назад могли летать с такими скоростями, а сейчас нет. И на Луну запускали астронавтов, а сейчас никто не летает. Деградация какая-то.

Какая еще "деградация", цена билета - вот мерило всему.

phpBB [media]

  Профиль  
  
    
#29  Сообщение 27.06.18, 09:53  
Тролль
Аватара пользователя

Регистрация: 22.02.2015
Сообщения: 44761
Откуда: Кёнигсберг
Благодарил (а): 58 раз.
Поблагодарили: 654 раз.
СССР
steevie_g писал(а):
Serg1979_Gradoff писал(а):
А смысл?

Рано или поздно проблему Москва-Владивосток/Петропавловск решать придется.
китайцы порешают

_________________
Мы сейчас все-Навальные Армяно Айзербайджанские Беларусы Фургаловичи

  Профиль  
  
    
#30  Сообщение 27.06.18, 10:14  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 9333
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 364 раз.
Конкорд умирал в большой степени из-за повышенного шума и звукового удара при полете на сверхзвуке. В США и некоторых других странах то запрещали, то разрешали полеты или требовали лететь ниже звукового барьера над их территорией. В какой-то момент Конкорд был запрещен в Нью-Йорке. Летать между Лондоном и Парижем на Конкорде не многие считали целесообразным.
В результате, исчезли экономические стимулы к развитию и модернизации самолета. В конечном счете его оборудование устарело и самолеты были сняты с эксплуатации.

  Профиль  
  
    
#31  Сообщение 14.05.19, 11:26  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 8373
Откуда: SF
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 415 раз.
Американская компания объявила о разработке гиперзвукового лайнера
Ожидается, что пассажирский самолет будет развивать скорость более 6 тысяч км/ч
ЕКАТЕРИНА БЕЛОКОНОВА

Изображение
Несколько лет назад о разработке сверхзвукового лайнера объявили также в Spike Aerospace. Фото: spikeaerospace.com

Частная американская компания Hermeus объявила о начале разработки гиперзвукового пассажирского самолета. В настоящий момент проект находится на этапе привлечения начального капитала. Так, первым финансовым партнером Hermeus стал венчурный фонд Khosla Ventures. Кроме того, обеспечено "дополнительное участие со стороны частных инвесторов". Все денежные средства будут направлены на разработку и испытания силовой установки лайнера. Ожидается, что он сможет развивать скорость более 5 Маха (около 6,2 тыс. км/час), а это уже гиперзвук. Данная разработка позволит значительно сократить время перелетов. Например, из Нью-Йорка в Лондон можно будет добраться всего за полтора часа, а не за семь. В компании рассчитывают, что прототип самолета будет готов уже через пять лет, а в течение 8-10 лет начнется серийное производство. Стоит отметить, что в руководство Hermeus входят известные инженеры и предприниматели. Многие из них раньше работали в NASA, SpaceX, Blue Origin, а также в корпорациях военно-промышленного комплекса, включая Lockheed Martin, передает ТАСС.

Сайт kp.ru писал о том, что несколько лет назад за разработку сверхзвукового пассажирского самолета взялась также американская компания Spike Aerospace. Тогда сообщалось, что первый полет демонстратора состоится в 2019 году.

https://www.kp.ru/online/news/3474491/

  Профиль  
  
    
#32  Сообщение 14.05.19, 11:51  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 60476
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 1903 раз.
Поблагодарили: 2014 раз.
СССР
Красивийший самолет....

Жаль все пошло с ним неудачно....

_________________
Изображение

Спокойствие - единственный способ выжить в мире идиотов!

  Профиль  
  
    
#33  Сообщение 14.05.19, 12:03  
Эксперт
Аватара пользователя

Регистрация: 21.08.2014
Сообщения: 5147
Откуда: Нефтескважинск
Благодарил (а): 165 раз.
Поблагодарили: 251 раз.
Россия
Saruman писал(а):
Частная американская компания Hermeus объявила о начале разработки гиперзвукового пассажирского самолета. В настоящий момент проект находится на этапе привлечения начального капитала. Так, первым финансовым партнером Hermeus стал венчурный фонд Khosla Ventures. Кроме того, обеспечено "дополнительное участие со стороны частных инвесторов". Все денежные средства будут направлены на разработку и испытания силовой установки лайнера. Ожидается, что он сможет развивать скорость более 5 Маха (около 6,2 тыс. км/час), а это уже гиперзвук.


Гиперзвуковую ракету сделать не в состоянии, а уже пассажирский самолет лепят :rzach:

_________________
-= Восьмое чудо света занимает одну шестую часть суши =-

  Профиль  
  
    
#34  Сообщение 14.05.19, 20:04  
Старожил

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 7253
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
ВиР писал(а):
Serg1979_Gradoff писал(а):
steevie_g писал(а):
Красивая птица с несчастливой судьбой. Интересно, чисто теоретические шансы на возрождение есть?

А смысл?
А какой смысл в железных дорогах? Можно и на лошадках...
А мож реальное присутствие заменят виртуальным и тогда смысл в передвижении в долгую исчезнет!
Случайно увидел в инете дом в Звенигороде где детство проводил и "погулял" виртуально по улицам где бегал ребенком. Жаль что родители продали дом.

  Профиль  
  
    
#35  Сообщение 14.05.19, 20:51  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 19747
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 685 раз.
Great Britain
steevie_g писал(а):
Красивая птица с несчастливой судьбой. Интересно, чисто теоретические шансы на возрождение есть?

Нет.
Он был мертворожденным.
Но проложил путь Ту-160.

_________________
На фразу "пора валить", хорьки отвечают "куда?", а бобры - "кого?"...

  Профиль  
  
    
#36  Сообщение 14.05.19, 22:25  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 8373
Откуда: SF
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 415 раз.
RUS86 писал(а):
Гиперзвуковую ракету сделать не в состоянии, а уже пассажирский самолет лепят


Не лепят : "В настоящий момент проект находится на этапе привлечения начального капитала." - они деньги собирают.

  Профиль  
  
    
#37  Сообщение 14.05.19, 22:30  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 14429
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 292 раз.
Россия
Saruman писал(а):
steevie_g писал(а):
Красивая птица с несчастливой судьбой. Интересно, чисто теоретические шансы на возрождение есть?


Безусловно - ДА! Правда, это будет новый планер, новый движок, новый салон, и т.д.

Но реальная необходимость доставлять пассажиров из Америки в Европу, Китай, Австралию, Индию за 3-4 часа вместо 15 часов есть.
Мне кажется нет. Интернет убил такую срочность. Если только важные грузы возить, которые по кабелю не пошлёшь. Ну например донорские органы или лекарства.

  Профиль  
  
    
#38  Сообщение 15.05.19, 00:06  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 9333
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 364 раз.
Михеич 1972 писал(а):
Он эксплуатировался потом
Чудовищный расход топлива ,чудовищные затраты
Шансов у него не было
Конкорд пытался на миллионерах выехать
Но тоже не долго трепыхался

Конкорд США давили, поскольку он появился раньше американского перспективного сверхзвукового лайнера. Запретили полеты из Европы в Нью-Йорк по соображениям шума. Это сильно снизило смысл в таких самолетах для Европы. Проблема звукового удара, который следует за самолетом на сверхзвуке, делает полеты над населенной сушей проблематичными. По примеру США некоторые страны стали вводить запреты на полеты на сверхзвуке над своей территорией. И также была катастрофа под Парижем и многочисленные технические проблемы.

  Профиль  
  
    
#39  Сообщение 15.05.19, 00:31  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 30.08.2014
Сообщения: 17124
Откуда: Харьков, РИ
Благодарил (а): 558 раз.
Поблагодарили: 434 раз.
Украина
надо было открывать рейс Париж-Ташкент.

_________________
"Ничего святого" (с) Борзый

  Профиль  
  
    
#40  Сообщение 07.09.20, 06:24  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 8373
Откуда: SF
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 415 раз.
Гонка в создании гиперзвуковых самолетов. Кто впереди всех?

Майкл Демпси, Би-би-си,6 сентября 2020

Изображение
В военной авиации в последние годы отмечается бурный интерес к гиперзвуковым технологиям

"Я всю свою жизнь занимаюсь тем, что быстро летает", - говорит Адам Диссель, возглавляющий американский отдел британской компании Reaction Engines ("Реактивные двигатели"). Эта компания создает авиационные двигатели, способные развивать головокружительные скорости и работать в таких условиях, когда существующие модели просто расплавились бы. Задача - достичь гиперзвуковой скорости в 6400 км/ч, или примерно пять Махов [Число Маха - меняющаяся единица, показывающая скорость звука в зависимости от плотности воздуха, в которой находится летящее тело]. Компания планирует построить высокоскоростной пассажирский самолет к 2030 году. "Это необязательно должно быть 5 Махов. Может быть 4,5 Маха, что более достижимо с точки зрения физики", - говорит Диссель. На таких скоростях можно за четыре часа долететь из Лондона в Сидней и всего за два - из Лос-Анджелеса в Токио. Однако большая часть подобных разработок делается не для гражданской авиации, а для военной, где в последние годы отмечается бурный интерес к этим технологиям.

"Зоопарк гиперзвуковых систем"

Джеймс Эктон - британский физик, работающий в Фонде Карнеги в Вашингтоне. Изучив, что предпринимают США, Китай и Россия в области гиперзвукового оружия, он пришел к выводу, что там сейчас проектируется целый "зоопарк гиперзвуковых систем". Созданы специальные материалы, могущие выдержать высочайшие температуры, возникающие при скорости в 5 Махов, и целый ряд других технологий, делающих возможными гиперзвуковые полеты в земной атмосфере.

Как построить гиперзвуковой авиалайнер

Эксперименты в области пилотируемых гиперзвуковых полетов начались в Америке еще в 1960-х годах, когда был создан самолет-ракетоплан X-15. Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) также входят в атмосферу на очень высоких гиперзвуковых скоростях. Теперь конкурирующие державы стремятся создать оружие, которое может на протяжении всего полета оставаться в атмосфере без выхода для охлаждения в открытый космос, и маневрировать, чтобы поражать движущиеся объекты, а не только стационарные, как МБР, нацеленные на города.

"Убийцы авианосцев"

В военных бюджетах трех держав увеличиваются траты на гиперзвуковые технологии. На пресс-брифинге в Пентагоне 2 марта помощник директора управления минобороны США по научным разработкам Майк Уайт, отвечающий за гиперзвуковые технологии, заявил, что "конкуренты пытаются бросить вызов нашему доминированию в данной сфере". Главная проблема гиперзвукового оружия - точность.

Изображение
КНР показал свое гиперзвуковое оружие на параде 2019 года

Сам факт обладания гиперзвуковыми ракетами, заранее прозванными "убийцами авианосцев", способен заставить американские авианосцы держаться в отдалении от побережья Китая. Однако, чтобы попасть в атомный авианосец, идущий со скоростью 30 узлов (56 км/ч) и выше, требуются очень точные коррекции курса ракеты, чего сложно достичь на скорости в 5 Махов. Тепло, возникающее на обшивке ракеты из-за трения о воздух, создает вокруг нее как бы футляр из плазмы. Он может блокировать сигналы от внешних источников, например, спутников связи, и дезориентировать встроенную систему наведения, которая должна обнаружить движущуюся цель.

Изображение
Нос гиперзвукового самолета должен выносить экстремально высокие температуры

Плазма образуется там, где возникает самая высокая температура. Конусообразная ракета окуталась бы слоем плазмы по всей своей поверхности, но ракета, имеющая форму дротика с небольшими крылышками, может сместить его подальше от частей, где расположены наиболее чувствительные антенны.

Акулья пасть

Гиперзвуковой полет и без того непрост, но проблему усугубляет химический распад. На крайне высоких скоростях и при огромных температурах молекулы кислорода начинают разлагаться на атомы, и это осложняет химические процессы, на которых основана работа любого потребляющего воздух двигателя. Тем не менее, прогресс в гонке гиперзвуковых вооружений впечатляет.

Изображение
Гиперзвуковой X-51A развил скорость в 4,5 Маха

В 2010 году США запустили напоминающий формой акулью пасть беспилотный летательный аппарат, который продержался на гиперзвуковой скорости над Тихим океаном пять минут. Целью была не столько скорость, сколько время. Пять минут, возможно, не покажутся чем-то особенным, но в смысле преодоления преград на пути к гиперзвуковым полетам это был триумф. Аппарат под названием X-51A был сброшен с летевшего на большой высоте бомбардировщика B-52 и с помощью ракетного ускорителя достиг скорости в 4,5 Маха до того, как включился его основной двигатель.

https://ichef.bbci.co.uk/news/624/cpsprodpb/D2FE/production/_114141045_gettyimages-526987158.jpg
Самолет-ракетоплан X-15, который США разрабатывали в 1960-е

Известный как прямоточный реактивный двигатель, он достигает гиперзвуковых скоростей за счет забора воздуха в топливную форсунку, выглядящую как акулья пасть, где он смешивается с топливом. Чтобы поток всасываемого воздуха оказался достаточным, предварительная скорость должна быть высока. Температура воздуха, поступающего в форсунку, через несколько минут достигает тысячи градусов. В 2010-13 годах четыре X-51A перелетели таким образом Тихий океан в одну сторону.

Ударная волна

Над созданием X-51A работала калифорнийская фирма Aerojet Rocketdyne, специализирующаяся на двигателях для космических кораблей. Степень секретности была такова, что даже спустя семь лет после завершения программы сотрудники компании соглашаются говорить с прессой исключительно на условиях анонимности. "Главная фишка этой машины находилась в ее носовой части, где формируется ударная волна. Главные инвестиции пошли на разработку материалов", - рассказал один из создателей гиперзвукового аппарата. По его словам, конструкторы многому научились на опыте ракетоплана X-15 1960-х годов и космических "шаттлов".

Изображение
Reaction Engines создал двигатель, способный поглощать в полете раскаленный воздух

Reaction Engines недавно продемонстрировала гиперзвуковой прямоточный двигатель Sabre ("Сабля"). Он способен поглощать в полете раскаленный воздух без перебоев, которые специалисты называют "икотой". Новый двигатель включает в себя некое устройство для предварительного охлаждения, куда первым делом попадает раскаленный наружный воздух. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы смешать его с топливом для создания тяги.

Горячий, как лава

В октябре 2019 года компания Reaction Engines провела интенсивные стеновые испытания двигателя Sabre на полигоне в штате Колорадо. Имитировались условия гиперзвукового полета. Поток раскаленного воздуха и сопла обычного сверхзвукового реактивного двигателя, закрепленного на стенде, направлялся в форсунку Sabre. Устройство для охлаждения справилось с задачей, впрыскивая в систему под большим давлением охлаждающий агент, снижая температуру воздуха и позволяя смешивать его с топливом. Нужные для этого двигателя материалы необычны.

Изображение
Будет ли американский президент летать с гиперзвуковой скоростью?

"Шаттлы" защищала от разогрева при вхождении в атмосферу оболочка из композитных плиток. Но после каждого полета они осыпались, что требовало интенсивного и дорогостоящего техобслуживания перед следующим полетом. Для коммерческих летательных аппаратов это не годится. В качестве альтернативы в двигателе Sabre использован никелевый сплав под названием "инконел", выдерживающий температуру вулканической лавы. "Это наше решение на данный момент. Мы также работаем над усовершенствованием отводных каналов, поглощающих тепло", - говорит Адам Диссель. Таким образом, речь идет о сочетании сверхжаростойкого сплава со сложной системой регулировки температуры.

Гиперзвуковой борт № 1

Если это сработает, пассажирские полеты с гиперзвуковой скоростью могут стать реальностью лет через пятнадцать. Начнется, вероятно, с небольших бизнес-джетов для VIP-персон. Их потенциал уже оценило подразделение ВВС США, обслуживающее Белый дом. Оно заказало находящемуся в Атланте стартапу Hermeus предварительную оценку возможности создания и основных параметров самолета с вместимостью 20 пассажиров и скоростью 5 Махов. Возможно, однажды и президент США присоединится к очень привилегированному клубу людей, путешествующих с гиперзвуковой скоростью.

https://www.bbc.com/russian/features-53987396

  Профиль  
  
    
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3  След.

   Похожие темы   Автор   Ответы   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Если Китай не деинстриаулизируется, то мир ждет катастрофа

73регион

45

15.05.21, 00:02

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Вам нужна катастрофа? Что происходит с долгом Украины (Новое время, Украина)

Saruman

16

30.12.20, 15:21

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Модная катастрофа

woland69

23

10.06.20, 11:35

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Смертельная опасность для России – демографическая катастрофа

Мюнхен

111

14.01.20, 21:48




[ Time : 0.156s | 17 Queries | GZIP : Off ]