норвеги смекнули, читать много, выборка из
https://inosmi.ru/politic/2018 ... .htmlа это их фото родного Балтзавода, Ломоносов еще у стенки, дальше у стенки Арктика и Сибирь, скоро встанет Урал
А потом 6 Лидеров.

Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов», которую сейчас буксируют в Мурманск вдоль норвежского побережья, означает начало масштабного использования атомной энергии в русской Арктике.
Новые подводные лодки, наземные военные суда, ледоколы, мини-реакторы на морском дне и на суше вводятся в эксплуатацию с рекордной скоростью. То же можно сказать и об атомных военных судах.
...
То, что 25 лет международного сотрудничества, направленного на то, чтобы обезопасить ядерные отходы на Кольском полуострове, были успешны, не подлежит сомнению. К концу холодной войны вдоль российского побережья Баренцева моря и в Северодвинске у Белого моря на военно-морских базах и судостроительных верфях были пришвартованы и ржавели около 120 старых атомных подводных лодок. Большинство из них по-прежнему имели на борту опасное для жизни отработанное ядерное топливо в реакторах.
Сегодня топливо удалено со всех лодок, подлодки утилизируют, а большинство реакторов надежно складированы на суше.
...
Ставка на атомную энергию на севере
Сейчас, впрочем, о сокращении количества морских реакторов речи нет. Три атомные подводные лодки, построенные после холодной войны — подлодка класса «Борей», оснащенная баллистическими ракетами, и две ударные подлодки класса «Ясень» — уже используются. Гораздо больше строится. В течение нескольких лет новые ледоколы, гораздо мощнее, чем те, что используются сегодня, будут готовы отправиться на север с верфи в Санкт-Петербурге.
Но самые сенсационные заголовки говорят о масштабных планах использования атомной энергии для других гражданских целей. На заседании в Москве в последнюю неделю апреля Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, обсуждала, как сделать так, чтобы ключевую роль в процессе сыграла государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Комиссия считает, что предоставление «Росатому» большего влияния в российской Арктике будет способствовать лучшему развитию инфраструктуры. Вскоре Государственная дума будет обсуждать новый законопроект, который предоставляет «Росатому» право играть решающую роль в развитии Северного морского пути. Законопроект пользуется поддержкой президента Путина.
Для «Росатома» это означает гораздо большее, чем заботу о том, чтобы маршрут к северу от Сибири был открыт для судоходства с помощью атомных ледоколов. Исследователи и практики готовы смахнуть пыль со старых советских планов параллельно с разработкой новых. Новые планы в особенности касаются того, как можно использовать атомную энергию для поиска природных ресурсов.
Такие проектно-конструкторские институты, как «Айсберг» и «Рубин», начали для «Росатома» новые арктические проекты. Оба сотрудничают с компанией Объединенная судостроительная корпорация, которой частично владеет государство.
Подводные реакторы для поиска нефти
Развивается и подводная инфраструктура для самоходного бурения и добычи нефти и газа в покрытых льдом водах северо-восточной части Баренцева моря, Карского моря и Моря Лаптевых. Концепция была представлена на конференции «Арктика — территория диалога», проводившейся в Архангельске прошлой зимой. Эти установки смогут бурить как вертикально, так и горизонтально, иметь вокруг себя буровые и насосные станции — и работа всего этого будет обеспечиваться маленьким реактором на дне моря.
Атомные мини-подлодки, обладающие способностью поднимать грузы, позаботятся об установке и эксплуатации новых блоков питания в 24 мегаватта, которые, как утверждает Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», смогут работать минимум 8 тысяч часов без участия человека. Бюро вовсе не новичок в работе подобного типа. В его послужном списке — все четыре поколения подлодок российского военно-морского флота, оснащенных баллистическими ракетами.
По словам «Рубина», его отдел развития в Санкт-Петербурге, начиная с 2015 года, был сосредоточен на глубоководных операциях. Виктор Литвиненко, руководитель команды проектировщиков российского Фонда перспективных исследований, недавно в интервью российскому информационному агентству ТАСС описал временные рамки проекта.
«Эта работа по нашим расчетам может занять порядка 4-5 лет. За это время мы сможем создать демонстрационный вариант». Литвиненко объяснил, что такая пилотная реакторная система сначала должна быть опробована в специальном стендовом аквариуме на суше, а потом испытана на мелкой и глубокой воде«.
«Роснефть» и «Газпром» выразили готовность работать с этим проектом«, — сказал он. «Инвестировать в такие установки выгодно». Преимущества использования атомных реакторов для работ под водой, связанных с нефтью и газом, заключаются в том, что работы эти можно проводить подо льдом круглый год«, — объяснил Литвиненко.
По словам бюро «Рубин», добыча на дне арктических морей — еще одна область, где можно использовать самостоятельные ядерные установки. Список планов, связанных с развитием арктического шельфа, предполагает даже использование атомных подлодок, которые смогут плавать подо льдом, в сейсморазведке.
В феврале Barents Observer рассказал о предложении использовать мини-реактор для обеспечения электроэнергией Павловского месторождения, которое планировалось разрабатывать на Новой Земле. Этот реактор будет еще меньше, чем те, которые созданы для нефтяных и газовых операций под водой. По оценкам Института НИКИЭТ (Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля), подчиненного «Росатому», каждый из этих реакторов может быть мощностью в 6,6 мегаватт.
Проект разработки Павловского месторождения связан с добычей цинка и свинца, его разрабатывает сам «Росатом», который им же и владеет. Это будет первый проект на закрытом острове, который ранее был известен как самый большой советский ядерный полигон.
Плавучая атомная станция
По плану, первая плавучая атомная станция России, «Академик Ломоносов», должна будет провести год на базе Росатомфлота в Мурманске, где в два реактора будет загружено урановое топливо. Испытания продлятся примерно год, а потом баржа, на которой размещаются реакторы, будет отбуксирована по Баренцеву морю и вдоль Северного Ледовитого океана до самого Певека на востоке Сибири.
Нильс Бёмер (Nils Bøhmer), эксперт по ядерной безопасности «Беллоны» в Осло, озабочен тем, что плавучая атомная станция появится в столь удаленном районе, как северное побережье Сибири.
«Меня особенно тревожит транспортировка и использование атомной баржи в арктических условиях, где не будет возможности получить техническую помощь в случае возможной аварии. Арктика очень уязвима перед радиоактивным заражением, ликвидировать последствия аварии будет сложно», — говорит Бёмер, которого волнует также и террористическая опасность.
Дон Стовер (Dawn Stover), редактор «Бюллетин оф этомик сайентистс» (Bulletin of Atomic Scientists), описывает преимущества и недостатки плавучих атомных станций в том, что касается безопасности. По словам Стовера, атомная станция «сможет, вероятно, выдержать землетрясение. Но уже шторм может представлять собой угрозу, и в случае аварии в таких отдаленных арктических районах реагировать будет сложно».
Подобного рода электростанция будет находиться в море, так что у нее не будет недостатка в воде для охлаждения, объясняет Стовер. Но вот доступ к бесперебойному источнику энергии связан с проблемой безопасности. У атомной станции, «возможно, не будет доступа к бесперебойной энергии из других мест. И в случае, если произойдет авария, ограничить выбросы радиации будет сложнее, чем тогда, когда авария происходит на станции на суше».
У Росатома есть планы построить несколько подобных плавучих атомных станций, чтобы использовать их в отдаленных арктических районах, и чтобы сдавать их в аренду другим странам. Еще одна станция, которая будет построена, предназначается для города Вилючинска на Камчатском полуострове.
Когда «Академик Ломоносов» будет подключен к энергосистеме Певека — наиболее вероятно, это произойдет в течение 2019 года — «Росатом» сможет сослаться на успех проекта, который оставался проектом 25 лет. Началось все в Северодвинске в 2007 году. Годом позже строительство было переведено с верфи на Белом море на Балтийские верфи в Санкт-Петербурге. Здесь были установлены реакторы, турбогенераторы, турбины и жилая часть для экипажа.
Оба реактора являются модифицированной версией реакторов KLT-40, созданных в 1970-е годы и использовавшихся советским атомным ледокольным флотом.
Техническое обслуживание и замена топлива
В 2020 году начнется строительство класса специальных судов для транспортировки атомных отходов. На них можно будет разместить от 40 до 70 контейнеров для использованного ядерного топлива и твердых радиоактивных отходов. Суда будут ходить по Северному морскому пути, но смогут заходить также и в сибирские реки Обь и Енисей. Здесь расположены некоторые российские атомные объекты, включая объект для складирования и планируемый завод по переработке в Железногорске к северу от Красноярска.
Главный вопрос заключается в том, где будет проходить важнейшая работа, связанная с техническим обслуживанием, необходимая модернизация, замена уранового топлива и ремонт в случае возможных аварий. Это касается не только плавучих атомных станций, но и будущих реакторов, которые будут обеспечивать подводные нефтяные сооружения и размещаться на морском дне.
Между Мурманском и Камчатским полуостровом никаких корабельных верфей нет, и, если не создавать в Арктике новый центр для такого вида работ, ее нужно делать на уже существующих верфях и базах.
К северу от Мурманска «Атомфлот» обслуживает флот ледоколов и вспомогательных судов для использованного ядерного топлива. Проблема заключается в том, что уже сейчас не хватает доков для новых гигантских ледоколов, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшие годы. Из соображений радиационной безопасности и принимая во внимание террористическую угрозу, они не могут находиться где-то еще, кроме Мурманска, российского центра арктического судоходства.
Еще одна возможность заключается в использовании корабельной верфи для обслуживания новых морских атомных сооружений. На Кольском полуострове и «Нерпа», и судостроительная верфь номер 10 («Шквал») имеют опыт в замене уранового топлива и техническом обслуживании реакторов и их отключении. Две большие верфи в Северодвинске на Белом море могли бы делать то же самое, но здесь приоритет отдан военным судам.