В своей книге Хиллари приводит статистику, которая косвенно подтверждает, что за Обаму голосовало много людей, не имеющих американского гражданства, которые, как она надеялась, могут проголосовать за нее. В 2013 году Верховный суд США внес существенные изменения в закон о голосовании (Voting Rights Act). Основываясь на этом законе, четырнадцать штатов ввели новые правила, главным из которых является предъявление документа, удостоверяющее личность, при голосовании. Рядовой американец носит в своем кошельке, как правило, не один, а два-три таких документа с фотографией: водительские права; удостоверение пожилого человека, дающее право на скидки на транспорте и других местах; рабочий пропуск; не говоря о паспорте, которым, однако, обладают весьма немногие. Такое правило существует во многих странах и кажется вполне естественным, т.к. любой гражданин обязан предъявить свои документы, когда вступает в контакт с государством или с бизнесом. Клинтон приводит интересную статистику в своей книге: в штате Висконсин число голосующих после введения закона об удостоверении личности на выборах снизилось на 1,7 процента, тогда как в соседнем штате со сходной демографией оно увеличилось на 1,3 процента. Отсюда она заключает, что в штате «недоголосовали» примерно три процента голосов (или двести тысяч человек) и что десятой доли от этого числа было бы достаточно, чтобы ей выиграть этот штат [28, p. 420]. Я не буду проверять ее арифметику. Однако понимает ли Клинтон, что она на самом деле говорит? Она утверждает, что ей не хватило голосов иммигрантов без гражданства, которые по закону не могут голосовать, чтобы стать президентом и гарантом конституции. Это еще одно проявление игнорирования законности или «юридического хиппизма».
Xиллари делает еще одно непроизвольное признание. Проверка списков избирателей (Interstate Voter Registration Crosscheck Program) в штате Огайо позволила выявить около двух миллионов лиц, не имеющих право голосовать в этом штате [18, p. 419]. Демократы называют эту программу «подавлением выборов» (vote suppression), однако никто не оспорил ee результаты в суде. Как я писала выше, именно в этом штате Обама сосредоточил основные усилия по регистрации и мобилизации избирателей в 2012 году и выиграл у республиканца Ромни.
Хотя в каждом из предложенных аналитиками объяснений феномена Трампа можно найти ценные заключения, я намерена выйти за пределы узко-электоральных технологий и поставить вопрос шире. Последние выборы послужили впечатляющим негативным экспериментом в теории и практике социальных технологий. Как известно из истории науки, неудачные научные эксперименты обладают бóльшим информационным потенциалом, чем удачные. Тут надо напомнить, какие ценные уроки извлек Алинский из своих неудачных экспериментов. Он «…выделил несколько социальных факторов, которые влияют на “организационную тактику”, в первую очередь, “cultural imprint” (мораль, личность, характер, эго и т.д.) и персональную идентификацию членов общины. Алинский также построил своего рода классификацию разных социальных субъектов, с которыми организатору приходится иметь дело в процессе соорганизовывания на данной территории» [1, с. 202].
Почему же социальная технология, которая привела Обаму к власти, не сработала для Клинтон? Эффективность социальных, как и индустриальных, технологий зависит от многих факторов, включая действующих актёров и факторы среды, которые плохо контролируются социальными технологами. Так, например, никто не мог предсказать, что использование современных компьютерных технологий окажется губительным для этой кампании, что госсекретарь Клинтон в обход закона о транспарентности государственных служащих будет пользоваться семейным сервером для хранения государственной переписки, а затем уничтожит половину сообщений; что сервер Демократической партии будет разработан и использован персоналом без должной компьютерной защиты и потому хакеры без труда взломают его в ходе избирательной кампании; или что председатель избирательной кампании Джон Подеста, ровесник Хиллари и скорее всего так же «чайник» в использовании электронной техники, нарушит элементарные правила компьютерной «гигиены», что приведет к краже более пятидесяти тысяч текстов его переписки. Продолжая сравнение с производственными технологиями, можно предположить, что только эти три ошибки резко снизили эффективность их избирательных технологий (как если бы кто-то подсыпал шлак в легированную сталь).
В дополнение к этим ошибкам кампания Клинтон не учла, что и сам социальный субъект, подлежащий соорганизации, существенно изменился со времен кампаний 2008 и 2012 годов. Я укажу только на два направления изменений.
Первое: избирательная кампания Клинтон, как и Обамы, была рассчитана на поддержку соорганизованных по технологиям Алинского протестных меньшинств и абсолютно не учитывала «молчаливое большинство» Америки, в данном случае, коалицию рабочего и фермерского классов с консервативным движением. Электорат каждой страны имеет подвижную политическую структуру. В этом смысле нет одной Америки, как нет и единой России. Внутри любой страны есть несколько разных «стран» в каждый политический сезон. На каждые выборы приходит голосовать новая конфигурация (коалиция) этих Америк. О них можно получить представление с помощью общеизвестных дихотомий: республиканцы — демократы, консерваторы — либералы (или прогрессисты), богатые — бедные, одноэтажная (маленькие города и предместья) — многоэтажная (мегаполисы) и так далее. Из всех противопоставлений самым существенным в данном сезоне, на взгляд многих аналитиков, было следующее: шумные протестные меньшинства — молчаливое большинство (silent majority) [2]. Иногда его также называют анонимным большинством. Этот термин известен уже давно, но первым его ввел в массовый оборот американский президент Ричард Никсон. Он обратился в своей речи 1969 года к людям, которые не выходят на демонстрации или протесты, или, иначе, не вовлечены в публичную контркультуру. С конца 1960-x культура агрессивной политкорректности усилилась настолько, что разномыслие стало публично наказуемым и нежелательным. В результате умеренное большинство оказалось практически исключенным из публичного дискурса. Однако его голос стал хорошо слышен на выборах. Трампу удалось завоевать уважение и привести на выборы молчаливое большинство. Он назвал их «забытыми гражданами». Это выражение также имеет свою историю в американском политическом языке и подразумевает людей, находящихся внизу экономической пирамиды, надолго потерявших работу, тех, кто стал жертвой глобализации экономики и прогрессистской политики. Клинтон, напротив, назвала молчаливое большинство, поддерживающее Трампа, «сборищем ничтожных и безнадежных» (basket of deplorables and irredeemable). Она понимала выборы как чистое торжество социальных технологий и рассчитывала повторить опыт Обамы, но ей не удалось мотивировать свою коалицию в таком количестве, чтобы заглушить голос молчания. Трампу почти не понадобилась ground game, то есть своя система организаторов, — он был выбран на чистом энтузиазме несоорганизованных граждан. Фактически, Трамп сразился не с Клинтон как таковой, а с ее гигантской электоральной машиной; крупными СМИ, которые давно превратились в одно из колесиков Демократической партии; с номенклатурой; со звездами индустрии развлечений, с международными элитами, поддерживающими глобалистские проекты, и даже с верхушкой своей собственной партии.
Второй фактор, изменившийся со «времен Обамы», связан с дизайном избирательной машины демократов. Она была выстроена в среде, где доминировали так называемые «старые» СМИ, или мейнстрим-медиа, в которых их партия фактически обладала монополией в сфере информации, то есть им не надо было конкурировать с противоположными точками зрения. Однако со становлением новых медиа в последнее десятилетие, в основном в Интернете, молчаливое большинство обрело собственную площадку, где оно смогло обсуждать свои позиции и консолидироваться в одну силу [3]. Совершенно неслучайно главным консультантом кампании Трампа стал ответственный редактор одного из наиболее популярных новых медиа Breibart News Стивен Бэннон. Трамп был поддержан десятками независимых сайтов. Победа новых медиа над старыми трансформировалась в победу Трампа над Клинтон. По оценке экспертов, Клинтон безоговорочно поддерживали 295 из 300 главных медиа: телевизионные каналы, радио и газеты. Однако, судя по многим рейтингам, новые медиа имеют теперь сравнимую, если не большую, аудиторию в США, чем старые. Интересно, что Обама был одним из первых, кто назвал информационную конкуренцию основной причиной провала Клинтон на выборах. Как он объяснил главному редактору The New Yorker Давиду Ремнику по свежим следам выборов, пропагандистская машина демократов не смогла выйти за пределы лояльного круга сторонников, удержать старых и найти новых: «Мне повезло, что я появился на политической сцене до крушения старых медиа» [21, p. 56]. Обаму и его сотрудников весьма расстраивал тот факт, что их усилия по поддержке Клинтон достигали только тех людей, которые уже были на их стороне. Через социальные сети, такие как Facebook и Twitter, публичные каналы, ночные шоу на платных каналах они никогда не вступали в контакт с «другой Америкой», а именно аудиторией таких независимых интернет-ресурсов, как Breitbart News, The Drudge Report, InfoWars, Newsmax, Western Journalism, WND и похожих на них.
Значит ли вышесказанное, что Трамп не применял социальные технологии на этих выборах? Вовсе нет. С тех пор, как были изобретены социальные технологии, современная политика не может без них обойтись. Мы только начинаем узнавать, какие социальные технологии использовала кампания Трампа. Одна из них, выстроенная Джаредом Кушнером, оказалась в конечном счете более эффективной, чем та, что предложил Google избирательной кампании Клинтон. Этот факт был подтвержден самим Эриком Шмидтом: «Помните все статьи о том, как они (выборная кампания Трампа. — И.Ж.) не имели денег, людей и организационной структуры? Они выиграли, и Джаред руководил ими» [15, p. 5]. Кушнер переиграл кампанию Клинтон в двух смыслах: во-первых, его технология позволила донести послание (message) Трампа до «нужной» аудитории и мотивировать ее, и, во-вторых, они потратили вдвое меньше кампании Клинтон в расчете на один полученный голос. Подробнее о подходе Кушнера можно прочитать в статье С. Бертони в декабрьском номере журнала «Форбс» [15]. Вместе с тем надо помнить, что без правильного послания никакая технология сама по себе не спасает. Дело не в том, что у Клинтон не было никакого месседжа среднему классу Америки, а в том, что у нее было послание, до боли напоминающее повестку дня Обамы, того самого политического радикализма (progressive struggle) [18, p. 77] в обертке «надежды» и «перемен», который обернулся стагнацией американской экономики и зарплат, а также падением авторитета Америки во всем мире. А кроме того, у нее не было трамповской и тем более обамовской харизмы; к концу выборной кампании она отставала от Трампа по уровню доверия к ней, за ней закрепилась репутация «патологического лжеца». В нескольких штатах у нее было больше ground game, чем даже у Обамы: в штате Пенсильвания — около 500 сотрудников, в традиционно демократическом Мичигане — 140, в Висконсине — 133 [28, p. 394–395]. Во всех этих штатах Трамп получил такой же процент голосов, что и его предшественник от республиканцев, однако сторонники демократов пришли голосовать в меньшем количестве по сравнению с предыдущими выборами. Она не смогла вызвать энтузиазм и энергию неформальных лидеров в основании «избирательной машины», зато у нее было ощущение, что наступила «очередь» женщин и преждевременная уверенность в своей победе, которая не стимулировала ее искать поддержку за пределами обамовской коалиции. (Достаточно сказать, что она заранее прикупила соседний дом рядом с ее собственным домом в штате Нью-Йорк, чтобы разместить в нем будущих помощников в Белом доме.)
Как уже сказано выше, нельзя преувеличивать эффективность и надежность социальных технологий. Каждая из них сродни военной стратегии. Как только она разгадана, описана и разложена на элементы, она становится уязвимой. Всегда можно найти способы слома (демонтажа) любой технологии, выстроить соответствующую контртехнологию. Это можно назвать правилом расколдовывания технологии.
Мир социальных технологий не стоит на месте. Через десять дней после победы Трампа материнская компания Google, The Alphabet, извлекла урок из своего поражения, открыла новые рабочие места для специалистов по работе с молчаливым электоратом Америки в расчете построить более эффективную технологию следующих выборов [14].Теперь осталось только найти для них харизматических кандидатов с «правильным» посланием Америке.
Свою лепту в пониманиe прошедших выборов 2016 года внесла и сама Хиллари, однако ее книга больше говорит о ней самой, чем о том, что действительно произошло.
_________________ Winter Is Coming
|