Майские указы — сложившееся в периодической публицистике наименование серии из 11 указов, подписанных В. В. Путиным 7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента РФ, и содержащие 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012−2020 годов.
СодержаниеСогласно документам, уже с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году зарплата работников культуры и преподавателей колледжей должна достичь того же уровня, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое. В 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30-40 %[13].
Зарплаты этим бюджетникам начисляются в основном из муниципальных (врачи и учителя), в меньшей степени региональных (врачи, преподаватели) и ведомственных (преподаватели) бюджетов, дотации на которые регионы получают из федерального бюджета[14]. С бюджетной точки зрения майские указы должны выполнять регионы, которые могут сделать это с помощью снижения темпов роста номинальных средних зарплат[14].
Финансирование
В начале 2014 года министерство финансов РФ подсчитало, что исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн руб. (531 млрд руб. в 2014 году, 726 млрд — в 2015 году и 849 млрд — в 2016 году[15]). Объём федеральных дотаций по майским указам в 2014 году составлял 120 млрд руб., в том числе 20 млрд руб.— нераспределенный резерв. В проекте бюджета на 2015 год на те же цели выделено уже 80 млрд руб., а распределены — 60 млрд руб[14].
К концу 2014 года Счётная палата констатировала, что в следующем году регионы и министерства столкнутся с существенным сокращением федеральных дотаций по майским указам, из-за чего те уже начали поиск иных источников поступлений[14]. По оценке Натальи Зубаревич, 70 % расходов на выполнение майских указов приходится на региональные бюджеты[16].
Исполнение указов17 ноября 2014 года на «Форуме действия» Объединенного народного фронта было объявлено, что поручения президента, отданные по итогам майских указов, выполняются лишь на 23 %[17], хотя Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит «публичная политическая персональная ответственность», администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов с июня 2012 главами регионов[14].
В мае 2015 года правительство РФ объявило, что из 218 поручений было выполнено и снято с контроля 137 поручений (из 168, которые должны были быть выполнены к тому времени), на исполнении находилось 81 поручение, в том числе невыполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. В то же время по данным «ОНФ» и «Опоры России» 80 % от всех поручений не были выполнены, а часть выполненных исполнены формально и с низким качеством[15][18].
Летом 2015 года депутат Госдумы РФ от «Единой России» и глава центральной ревизионной комиссии ОНФ Анатолий Карпов вместе с депутатами от «Справедливой России» Дмитрием Горовцовым, Александром Тарнавским и Михаилом Емельяновым внёс законопроект, вводящий в Уголовный кодекс РФ статью «Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений президента РФ» (предполагающую штрафы для чиновников от 2 млн до 3 млн руб). В октябре 2015 года инициатива была отклонена думским комитетом по уголовному законодательству, отзывы со стороны правительства и Верховного суда также были отрицательными[19].
В декабре 2015 года руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев сообщил, что более трети данных поручений в рамках «майских указов» так и не были выполнены[20].
На 30 апреля 2016 года Правительство РФ отчиталось о выполнении и снятии с контроля 154 поручения (88 % от числа 175 поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени) и 8 поручений, находящихся на рассмотрении об их выполнении в Администрации Президента РФ[21].
В июле 2017 года член совета профсоюза работников РАН Евгений Онищенко сообщил, что официально запланировано выделение государственным научным фондам на 2018 год только 11,6 млрд руб.[22] При этом «майский» указ № 599 предусматривал выделение этим фондам в 2018 году не менее 25 млрд руб.
Изменение методики подсчёта и припискиПравительство РФ своим Постановлением № 973 от 14.09.2015 года изменило способ расчёта «среднемесячной заработной платы» в стране, мотивировав необходимостью выполнения рекомендаций МОТ[23]. Со слов руководителя ФНПР Михаила Шмакова, изменение расчёта привело к уменьшению среднего показателя, что значительно облегчило исполнение указов о повышении зарплат работникам соцсферы (Указы Президента РФ требовали повышения зарплаты не в абсолютных значениях, а в привязке к уровню средней зарплаты по региону)[24] [25]. Регионы с дефицитными бюджетами поднимали зарплаты за счёт целевых трансфертов из федерального центра[13].
Официальные статистические показатели средней заработной платы вызвали сомнение у части журналистов. В 2017 году по данным Росстата, средняя зарплата учителей средних школ составляла в России 32 тыс. рублей[26]. Однако согласно исследованию, проведенному журналистами Общественного телевидения России в 2017 году на основе сообщений учителей, в 40 из 85 регионов России школьные учителя получали в месяц от 7 тысяч рублей до 14 тысяч рублей[26]. Причем это был не оклад (ставка), а полностью заработная плата с учетом всех надбавок, причем часто за эти деньги работали больше, чем на одну ставку учителя[26]. По данным исследования Общественного телевидения России, более 30 тыс. рублей в 2017 году получали учителя только 5 субъектов Российской Федерации из 85-ти[26]. Реальная средняя заработная плата в 2017 году составляла лишь 18 тыс. рублей в месяц[26].
Переименование должностей бюджетниковВ некоторых регионах власти фактически обошли требования «майского указа» о доведении к 2018 года средней зарплаты среднего медицинского персонала до уровня средней заработной платы по региону. Для этого был осуществлен массовый перевод санитарок и младших медсестер в уборщицы (технический персонал). При этом должностные обязанности уборщиц по новым должностным инструкциям остались те же, что и у санитарок. Депутат Законодательного собрания Свердловской области Александр Ивачев в 2017 году сообщил, что такая ситуация наблюдалась в большинстве больниц Свердловской области и что при переводе санитарки на должность уборщицы у нее зарплата сокращалась в среднем с 17 до 12 тысяч рублей, а отпуск уменьшался с 60 рабочих до 29 календарных дней[27]. В доказательство того, что должностные обязанности при переводе в уборщицы прежними Ивачев привел должностную инструкцию уборщика одной из больниц Свердловской области, утвержденную 1 марта 2017 года[27]. В этом документе было указано, что уборщик помимо всего прочего обязан «сопровождать больных в лечебно-диагностические кабинеты», «транспортировать тяжелобольных» и «транспортировать биологические материалы в лабораторию и забирать оттуда результаты»[27]. В том же году министр здравоохранения Свердловской области сообщила, что к 2018 году в Свердловской области будет сокращена численность младшего медицинского персонала в 4 раза[27]. В 2017 году было сообщено, что в Санкт-Петербурге сократили половину младшего медицинского персонала, переведя часть сокращенных в «технические работники», причем в Комитете по здравоохранению уточнили, что перевод должен дать экономию фонда зарплаты, которая нужна для повышения зарплаты медицинскому персоналу[28].
ОценкиДиректор региональной программы Независимого института соцполитики и профессор МГУ Наталья Зубаревич называла майские указы Владимира Путина способом формирования лояльного электората, в итоге приведшем к росту дефицита и дестабилизации бюджетов российских регионов[16][29]. Также она отмечала их непросчитанность[30]. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Алексей Скопин указывал, что указы также стали отражением структурных недостатков в бюджетной политике России — возложения расходов на нижний уровень публичной власти при смещении доходов на верхний[16]. Алексей Кудрин в сентябре 2016 года призывал повышать зарплаты бюджетников на уровень равный инфляции, но не больше, тем самым продлив срок исполнения указов[31].
Согласно подготовленным по заказу Минтруда докладам Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений, возросшая по итогам 2015 года зарплата бюджетников (у врачей в номинальном выражении — 156 % от средней в экономике, у учителей — 106 %. Согласно Росстату, в прошлом году средняя зарплата врачей составила 48 тыс. руб. в месяц, учителей — 32,6 тыс. руб) в итоге была съедена инфляцией. Согласно анализу динамики прироста реальных зарплат, покупательная способность бюджетного сектора по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 годаМайские указы