Как привлечь выпускника в инженеры?


 [ Сообщений: 69 ]  Стрaница 1, 2, 3, 4  След.
Автор  
 
Сообщение  
Участник

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 1201
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 75 раз.
Точка зрения

Как привлечь выпускника в инженеры?

Дискуссии о способах решения кадровой проблемы флагманских проектов Института - недостатка инженерно-технических кадров - за последнее время приобрели особую остроту. В связи с этим хотелось бы высказать несколько соображений, основанных на длительном наблюдении за западным научным сообществом, и обсудить, что можно и что затруднительно применить на российской почве. В особенности мне представляется полезным рассмотреть те подходы, которые, по моему мнению, могли бы быть применены в Институте даже более успешно, чем, скажем, в западных научных лабораториях, по культурно-историческим причинам.

Для начала отмечу, что, хотя большие проекты Института требуют много технического персонала, но, как показывают некоторые современные дискуссии, для выполнения большого числа технических функций даже инженерная квалификация не требуется. На Западе уже некоторое время обсуждается, например, возможность привлечения в качестве операторов ускорителей лиц, вообще не имеющих высшего образования. На плечи квалифицированных ускорительщиков будет ложиться составление подробной инструкции, что делать в том или ином случае, а оператор будет действовать строго по алгоритму, без сколько-нибудь серьезного понимания того, что происходит в установке. Нельзя исключить, что очередь дойдет и до дежурных в экспериментальных сменах - научные сотрудники не будут долгие годы сидеть перед экранами мониторов и наблюдать, все ли системы работают штатно. Такие обязанности тоже, в принципе, можно переложить на персонал со средним образованием, действующий по инструкции. Так или иначе, многие функции, выполняемые специалистами с высшим техническим образованием, можно возложить на специалистов со средним образованием, не превращая инженера в техника.

Кроме того, необходимо четко различать уровень образования и должность. Нет ничего плохого в том, что российская система образования перешла на двух-, а в принципе, трехступенчатую систему: бакалавр и магистр (и PhD). Это пока не для всех привычно, но на Западе работает вполне эффективно. Когда же работодатель ставит образовательному учреждению задачу: "Подготовьте нам инженеров", - это можно понимать в двух смыслах. Если имеется в виду достаточный уровень академической (образовательной) подготовки, то большинство магистров и некоторая часть бакалавров могут такому требованию соответствовать (хотя, например, на Западе нередко на инженерные должности требуется кандидат с PhD или эквивалентным опытом). Если же имеются в виду такие кадры с университетским образованием, которые готовы и желают прийти в Институт на инженерные должности, то это вопрос во многом к работодателю и условиям, которые он может создать для таких кадров. Я не буду излагать здесь общеизвестные истины о том, что на том же Западе инженер, как и любой образованный специалист, имеет достойный уровень дохода, и поэтому там нет недостатка в таких кадрах, более того, есть сильная конкуренция. Я хорошо представляю, что в условиях российского бюджета аналогичные западным условия инженеру создать невозможно, и решения, которые я хочу предложить, - иного рода.

Посмотрим на эту ситуацию с социологической стороны. Общеизвестно, что научное сообщество в больших физических лабораториях делится на три подгруппы: физиков-теоретиков, экспериментаторов и методистов (на Западе именуемых инструменталистами). В американской социологии науки это деление было зафиксировано еще в 70-80-х годах прошлого века. Эта третья подгруппа, инструменталисты, имеет довольно расплывчатые границы. Она может включать специалистов по ускорителям, детекторам, с другими, более мелкими специализациями, и они могут быть как инженерами, так и научными сотрудниками. Сюда же часто включают компьютерных специалистов. Кого из них считать научным сотрудником (scientist), а кого исследователем другого типа (non-scientist) - вопрос сложный, в том числе на Западе, где деление между этими сообществами более четкое и напоминает классовое. Сравнительно недавно в одной из американских лабораторий группа физиков-инструменталистов даже написала коллективное письмо в дирекцию лаборатории, протестуя, что их, без их согласия, перевели из категории scientist в категорию non-scientist. И хотя зарплаты и круг должностных обязанностей при этом не изменялся, эти физики посчитали, что такой перевод подрывает их "боевой дух" и снижает самоуважение. Зададимся вопросом, почему?

Дело в том, что хотя коллективное письмо и не возымело ожидаемого действия, оно указало на проблему, давно отмеченную социологами, однако проигнорированную физиками-менеджерами лаборатории (далекими от общественных наук). Наука, особенно большая наука, - социальный институт, и теоретики, экспериментаторы, инструменталисты (ученые и инженеры), помимо всего прочего, - статусные группы, которые характеризуются определенным престижем. Только, в отличие от традиционных аристократических или феодальных обществ, престиж в научном сообществе связан не с богатством или знатным происхождением, а с образованием, знаниями и доступом к определенным практикам производства знаний. В определенном смысле, это общество меритократическое (меритократия - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка - прим. ред.). Наиболее ценной, по мнению многих его членов, является возможность теоретизировать, строить теории природных явлений. Далее (а по мнению некоторых, и не уступающее первому) - это экспериментирование и анализирование данных эксперимента, позволяющиe проверять теоретические идеи и модели и тем самым помогающие теоретикам строить теории. Затем идет дизайн новых приборов и установок - вид технического творчества. Но в любом случае, научное творчество, труд ученого предполагает большую свободу и поэтому высоко стоит на шкале престижа. Еще в Древнем Риме занятия, например математикой, относились к свободным искусствам, то есть занятиям, готовившим человека к философии и единственно достойным свободного человека. Поэтому-то перевод группы американских физиков из ученых в "другие исследователи" (в группу более низкого статуса, "полуинженеры") оказался для многих из них болезненным. Престиж занятия исключительно важен для человека, будь то научное или любое другое сообщество.

А что же инженеры и в чем они менее свободны? Несмотря на то что на вышеприведенной шкале престижа инженер находится в самом нижнем ряду, некоторые методологи считают, что инженер по типу работы ничем принципиально не отличается от физика-экспериментатора. Так, экспериментатор конструирует установку под определенный круг теоретических явлений, воспроизводит в установке эти явления, предсказанные теорией (например, бозон Хиггса), а затем измеряет их в детекторе. Так же и инженер конструирует устройство (самолет, мост, элемент детектора), свойства которого предсказаны теорией (аэродинамикой, механикой), затем испытывает и измеряет эти свойства, проверяя теорию.

В чем же разница? Если усилия экспериментатора направлены на естественные природные явления, "первую природу", то инструменталиста, в частности инженера, - на искусственную, техническую, "вторую природу". Кроме того, инженер, как правило, менее свободен в поиске, ибо ограничен техническим заданием заказчика. Нередко при этом неявно подразумевается его более низкий (чем у ученого) базовый образовательный уровень (институт, а не университет, меньше изученных теоретических курсов). По всем этим причинам быть инженером в научном сообществе менее престижно, чем научным сотрудником. Поэтому перед работодателем стоит поистине титаническая задача: как привлечь талантливых и трудоспособных молодых выпускников университета на невысокооплачиваемые и к тому же малопрестижные в сообществе позиции. Такая задача легко решается в западных лабораториях: в условиях высокой безработицы и при наплыве высококвалифицированных иммигрантов из бедных стран в кандидатах нет недостатка. Как установили социологи, для человека на первом месте стоит уважение окружающих, если ему не грозит голод. Но в российских условиях все наоборот и само по себе наличие даже специализированного инженерного факультета рядом с Институтом задачу не решит: работая клерком в московском офисе, выпускник будет более обеспечен, чем работая по инженерной специальности.

Очевидно, что привлекательная работа должна быть не столь высоко оплачиваемой, сколь интересной (привлекательной интеллектуально) и престижной. Эту проблему не решить ни лозунгами ("инженер - это престижно", на производстве это так, в науке - нет), ни командно-административными методами (времена гулаговских шарашек, похоже, к счастью, канули в Лету). По аналогии с социальными лифтами в обществе, в научном сообществе также нужны "познавательные лифты". Человек, выполнявший инженерные функции при сооружении ускорителя или детектора (или их частей) и отдавший этому годы, должен по завершении строительства этих установок иметь возможность перейти к экспериментированию, набору данных (вспомним про одинаковый тип работы), затем к анализу данных и, возможно, даже к их обсчету с использованием теоретических моделей. Такой "лифт" не обязателен для всех, это и невозможно, но путь получения образования в ходе работы (Учебно-научный центр здесь подходит как нельзя лучше) и перехода "вверх" по познавательной лестнице должен быть открыт для многих. Тогда исполнение инженерных обязанностей (а создание установок занимает много лет) будет для талантливых ребят не "потолком" и не "тупиком" карьеры, а этапом на пути научного познания - единственно высокоценного занятия в научном сообществе.

Современная наука - сложная фабрика, завод по производству явлений микромира, а точнее, теорий мироустройства. Если на металлургическом комбинате сталевар-разливщик проходит нередко все этапы карьерной лестницы, чтобы стать руководителем производства, то почему карьеру ученого не начинать некоторым и с инженерной позиции, чтобы с годами развиться до аналитика данных или теоретика? В некотором смысле это было бы возвращением к традициям, существовавшим приблизительно до конца первой трети прошлого века, когда физик был сам себе и инструменталистом, и экспериментатором, и теоретиком, но на современном уровне. Набираясь опыта и принося пользу научному сообществу, молодой сотрудник будет и совершенствовать свою квалификацию, и подниматься по шкале престижа профессии.

В этом случае университет должен остаться классическим университетом с широким выбором дополнительных специальных курсов, готовить физиков широкого профиля, с хорошим базовым образованием и знаниями как современных разделов математики, так и философии науки. Им, разумеется, нужны технические спецкурсы и практикумы, которые могут варьироваться в зависимости от потребностей работодателя в тот или иной период, но вряд ли стоит даже называть факультет инженерным или записывать такую квалификацию в диплом. Инженер - это не уровень образования (немногие из талантливых и амбициозных ребят, скорее всего, соблазнятся этим титулом), а круг обязанностей, должность, которую человек с удовольствием займет, причем, возможно, на протяжении только какого-то этапа своей карьеры. И радость научного познания и квалификационного роста наверняка сможет многим компенсировать недостаток материальных благ, поскольку сделает их жизнь интересной и осмысленной.

Конечно, реализация подобного подхода потребовала бы некоторого переформатирования научного сообщества и отказа от определенных стереотипов. Однако мне представляется, более простых и очевидных решений кадровой проблемы в данной ситуации нет. Кроме того, возможно, что реализовать подобные "социальные лифты" в российских культурных условиях все-таки несколько проще, чем, скажем, в западных лабораториях, где профессиональные стереотипы и стратификация укоренены значительно сильнее. И не исключено, что такая особенность стала бы одной из привлекательных черт Института в том числе и для выпускников зарубежных университетов - потенциальных сотрудников.

Виталий ПРОНСКИХ

http://wwwinfo.jinr.ru/~jinrma ... 4.htm

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 29346
Откуда: Марьинский парк
Благодарил (а): 760 раз.
Поблагодарили: 350 раз.
Россия
Думаю своего парня в Бауманку отдать - пусть конструктором военной или космической техники будет.

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 4158
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 52 раз.
На Западе уже некоторое время обсуждается, например, возможность привлечения в качестве операторов ускорителей лиц, вообще не имеющих высшего образования.

Источник: Как привлечь выпускника в инженеры?

Так давно уже, я в кино видел. Зовут гомер симсон.
Если серьёзно, то выпускники факультета Ф МИФИ разве не годятся? Их, правда, мало до выпуска добирается.

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 4158
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 52 раз.
Если серьезно-2. В примитивных (по сравнению с ядерными установками) ит-технологиях та же дурацкая тенденция: "а зачем вам админы? Набермие идиотов, напишите для них инструкции и пусть кнопки жмут".

Плохо все это кончится.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.02.2015
Сообщения: 26104
Откуда: городок на Южном Урале
Благодарил (а): 652 раз.
Поблагодарили: 794 раз.
Россия
А может попробовать платить инженерам?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 27615
Откуда: Масква
Благодарил (а): 128 раз.
Поблагодарили: 2902 раз.
Vietnam
я своего в станкин пинаю...металлообработка

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 29346
Откуда: Марьинский парк
Благодарил (а): 760 раз.
Поблагодарили: 350 раз.
Россия
vasis писал(а):
А может попробовать платить инженерам?
У толковых инженеров и так нормальные зарплаты. А бездарям платить много не нужно - это не только плохих инженеров и всяких реаниматоров касается.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 21.08.2016
Сообщения: 15153
Откуда: Москва
Благодарил (а): 7145 раз.
Поблагодарили: 795 раз.
Dovbnya писал(а):
Думаю своего парня в Бауманку отдать - пусть конструктором военной или космической техники будет.
Надеюсь, хоть он козьи какашки не жрет? :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 12.09.2015
Сообщения: 56210
Благодарил (а): 1865 раз.
Поблагодарили: 3055 раз.
Россия
Летчик-налетчик писал(а):
Dovbnya писал(а):
Думаю своего парня в Бауманку отдать - пусть конструктором военной или космической техники будет.
Надеюсь, хоть он козьи какашки не жрет? :rzach:
Если послушает папку - значит жрет

_________________
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 29346
Откуда: Марьинский парк
Благодарил (а): 760 раз.
Поблагодарили: 350 раз.
Россия
Автором этого сообщения является Летчик-налетчик, находящийся в вашем чёрном списке.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 25580
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 851 раз.
Great Britain
В СССР были техникумы, как раз подготавливающие для работы людей, давая им больше практических навыков вместо академических знаний.
Они в России сохранились?

_________________
बन्दर-लोग

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 04.03.2015
Сообщения: 9344
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 203 раз.
О чем там?вкратце?Я не дочитал,но понял шо главное деньжат на людях сэкономить.Так?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 29346
Откуда: Марьинский парк
Благодарил (а): 760 раз.
Поблагодарили: 350 раз.
Россия
Индифферент писал(а):
Летчик-налетчик писал(а):
Dovbnya писал(а):
Думаю своего парня в Бауманку отдать - пусть конструктором военной или космической техники будет.
Надеюсь, хоть он козьи какашки не жрет? :rzach:
Если послушает папку - значит жрет
Он у меня оказался единственным полностью здоровым ребенком в детсадовской группе. Низкий поклон моему гомеопату. А сейчас он - один из лучших в классе по успеваемости. Молодец он.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.02.2015
Сообщения: 26104
Откуда: городок на Южном Урале
Благодарил (а): 652 раз.
Поблагодарили: 794 раз.
Россия
Dovbnya писал(а):
vasis писал(а):
А может попробовать платить инженерам?
У толковых инженеров и так нормальные зарплаты. А бездарям платить много не нужно - это не только плохих инженеров и всяких реаниматоров касается.
Блаженный копрофаг изволил мудрую мысль начертать в скрижалях! Особенно про реаниматоров! Гомеопатия сила! Это все видят на примере Блаженнго!

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 31.08.2014
Сообщения: 7444
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 182 раз.
По поводу статьи выскажусь немного позже - когда прочитаю.

Но сначала хотелось бы ответить на вопрос "Как привлечь выпускника в инженеры?".

Щитаю что вопрос в корне стоит неправильно.

Чтобы стать инженером, нужно сперва пройти производственную практику. И не для галочки, а многолетнюю, щитаю лет пять = самый минимум, а лучше десять. И вот после того, как чел понял не только что к чему на предприятии, но и понял как стоятся отношения в коллективе - только после этого он имеет право итти в ВУЗ, желательно по рекомендации коллектива, с сохранением полной заработной платы. Это уже взрослый, ответственный, сформировавшийся человек, он будет впитывать знания со всей ответственностью, а не бегать за девочками и пить пиво. Таким образом средства, потраченные на его образование будут эффективны на все сто.

Причем это касается не только инженеров - это касается многих других профессий. Чтобы стать врачем нужно побыть санитаркой (ом) и медсестрой (медбратом), врачем скорой помощи. И так далее и тому подобное.

Нынешняя систем, когда выпускник ВУЗа что называется не нюхал пороху и приходит на производство начальствовать - это смешно. Точнее было бы смешно, если бы не было так грустно. Я вообще не понимаю, почему эта система до сих пор существует.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.02.2015
Сообщения: 26104
Откуда: городок на Южном Урале
Благодарил (а): 652 раз.
Поблагодарили: 794 раз.
Россия
Трамвайный хам
Цитата:
По поводу статьи выскажусь немного позже - когда прочитаю.

Но сначала хотелось бы ответить на вопрос "Как привлечь выпускника в инженеры?".

Щитаю что вопрос в корне стоит неправильно.

Чтобы стать инженером, нужно сперва пройти производственную практику. И не для галочки, а многолетнюю, щитаю лет пять = самый минимум, а лучше десять. И вот после того, как чел понял не только что к чему на предприятии, но и понял как стоятся отношения в коллективе - только после этого он имеет право итти в ВУЗ, желательно по рекомендации коллектива, с сохранением полной заработной платы. Это уже взрослый, ответственный, сформировавшийся человек, он будет впитывать знания со всей ответственностью, а не бегать за девочками и пить пиво. Таким образом средства, потраченные на его образование будут эффективны на все сто.

Причем это касается не только инженеров - это касается многих других профессий. Чтобы стать врачем нужно побыть санитаркой (ом) и медсестрой (медбратом), врачем скорой помощи. И так далее и тому подобное.

Нынешняя систем, когда выпускник ВУЗа что называется не нюхал пороху и приходит на производство начальствовать - это смешно. Точнее было бы смешно, если бы не было так грустно. Я вообще не понимаю, почему эта система до сих пор существует.

От молодец! Ты уже как Довбня изрекаешь муд рости!, надо же! Врача скорой помощи прировнять к санитару И медсестре...

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 31.08.2014
Сообщения: 7444
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 182 раз.
Гы. Статья СТ оказалась практически о том же, о чем я писал чуть выше.

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 4158
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 52 раз.
хатаскрайник писал(а):
О чем там?вкратце?Я не дочитал,но понял шо главное деньжат на людях сэкономить.Так?

Нет, там о разнице в престижности профессий ученого и инженера.
Тема хорошо раскрыта в сериале big bang.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 31.08.2014
Сообщения: 7444
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 182 раз.
vasis писал(а):
Трамвайный хам
Цитата:
По поводу статьи выскажусь немного позже - когда прочитаю.

Но сначала хотелось бы ответить на вопрос "Как привлечь выпускника в инженеры?".

Щитаю что вопрос в корне стоит неправильно.

Чтобы стать инженером, нужно сперва пройти производственную практику. И не для галочки, а многолетнюю, щитаю лет пять = самый минимум, а лучше десять. И вот после того, как чел понял не только что к чему на предприятии, но и понял как стоятся отношения в коллективе - только после этого он имеет право итти в ВУЗ, желательно по рекомендации коллектива, с сохранением полной заработной платы. Это уже взрослый, ответственный, сформировавшийся человек, он будет впитывать знания со всей ответственностью, а не бегать за девочками и пить пиво. Таким образом средства, потраченные на его образование будут эффективны на все сто.

Причем это касается не только инженеров - это касается многих других профессий. Чтобы стать врачем нужно побыть санитаркой (ом) и медсестрой (медбратом), врачем скорой помощи. И так далее и тому подобное.

Нынешняя систем, когда выпускник ВУЗа что называется не нюхал пороху и приходит на производство начальствовать - это смешно. Точнее было бы смешно, если бы не было так грустно. Я вообще не понимаю, почему эта система до сих пор существует.

От молодец! Ты уже как Довбня изрекаешь муд рости!, надо же! Врача скорой помощи прировнять к санитару И медсестре...

Вася, я не приравнивал санитарку к медсестре, кто захочет, то поймет - сначала санитаркой, потом медсестрой, это имелось ввиду. А врач скорой помощи имеет такое же среднее специальное образование (медицинское училище или колледж), как и медсестра, то есть обладают ОДИНАКОВЫМ образовательным статусом. Ты не знал? Соси тапки и не позорься.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 13067
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 439 раз.
Швеллер писал(а):
На Западе уже некоторое время обсуждается, например, возможность привлечения в качестве операторов ускорителей лиц, вообще не имеющих высшего образования.

Источник: Как привлечь выпускника в инженеры?

Так давно уже, я в кино видел. Зовут гомер симсон.
Если серьёзно, то выпускники факультета Ф МИФИ разве не годятся? Их, правда, мало до выпуска добирается.

Они-то могли бы сгодиться, если бы их можно было заставить после института не пойти в "менеджеры по продажам". У меня из выпускников МИФИ несколько знакомых, в том числе родственник и родственница. Давнишние выпускники еще долго держались в НИИ, а молодые быстро, почти сразу свалили в торговлю. Да и на первой работе занимались какой-то непрофильной деятельностью сомнительного рода. Эти институты - бывшие гиганты образования, сейчас работают в большой степени вхолостую. Не престижное это дело - работать в отмирающей научной области. Есть, конечно энтузиасты, которым кроме науки не много надо. Но и атмосфера на работе, по рассказам, создалась скверная. Потому что расставили управлять как бы наукой хрен знает кого.

   
  
    
 [ Сообщений: 69 ]  Стрaница 1, 2, 3, 4  След.




[ Time : 0.092s | 19 Queries | GZIP : Off ]