Украина в лунной гонке№22(821) 2 -- 8 июня 2017 г.
Международная конференция «Космические технологии: настоящее и будущее»
Марс станет основной целью космических исследований в середине XXI в., а Луне отводится роль испытательной базы для колонизации Красной планеты. Таковы планы крупнейших космических агентств планеты и частных компаний. Одним из ближайших шагов для более полного изучения нашего спутника станет создание окололунного орбитального комплекса, переговоры о создании которого ведут участники проекта «Международная космическая станция» (МКС) — США, Россия, ЕС, Япония и Канада.
Одни из немногихА может ли Украина что-нибудь предложить международному сообществу для освоения ближайших к нам планет Солнечной системы? Оказывается, может.
В рамках советской лунной программы днепровское КБ «Южное» спроектировало и изготовило «Блок-Е», который должен был высадить космонавтов на Луну и доставить их обратно на борт окололунного модуля для возвращения на Землю.
Проект был закрыт после того, как советских космонавтов опередили американские астронавты, побывавшие на Луне в 1969 г.
Но спустя полвека после легендарной миссии Apollo выяснилось, что КБ «Южное» входит в число 4—5 организаций в мире, владеющих технологиями и опытом создания оборудования для межпланетных исследований, и обладает ракетными двигателями с наибольшей степенью готовности, способными обеспечить посадку и возвращение пилотируемых миссий на Луну, Марс или другую планету Солнечной системы.
Поэтому неслучайно два года назад Украина стала одним из пионеров нового этапа космической гонки. Спустя всего лишь несколько дней после заявления руководителя Европейского космического агентства (ЕКА) Иоганна-Дитриха Вернера о планах по созданию лунной деревни генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев представил свою концепцию лунной промышленно-исследовательской базы.
О том, насколько продвинулись и материализовались эти планы, могли судить более 450 участников международной конференции «Космические технологии: настоящее и будущее» из 20 стран, которые с 23-го по 26 мая обсуждали космические проблемы в Днепре непосредственно на территории КБ «Южное».
Конференция проводится раз в два года и стала уже шестой по счету. Традиционно работа на ней ведется в 5 секциях. Обсуждаются технические решения, связанные с созданием ракет-носителей, спутниковых систем, ракетных двигателей и энергетических установок, применяемых материалов, а также юридические и гуманитарные аспекты освоения космоса.
На этот раз центральное место в проведении конференции занял «круглый стол» по лунной проблематике. Интерес, что скрывать, исключительно прагматичный.
По оценке директора европейского представительства КБ «Южное» Олега Венцковского, даже в отдаленной перспективе Украина вряд ли может ставить перед собой цель отправить на Луну собственную пилотируемую миссию. Тем не менее мы должны четко сформулировать цели, преследуемые в лунной гонке, и вписаться в международную кооперацию на принципах синергии с другими участниками.
Экономические выгоды от этого — как для отдельных предприятий, так и для государства в целом — очевидны.
Как заявил в ходе «круглого стола» попечитель Фонда премии Роберта и Вирджинии Хайнлайн (эта организация — один из давних партнеров и спонсоров конференции) Артур Дула (США), на современном этапе стоимость повторения миссии Apollo оценивается в $12 млрд. вместо $24—25 млрд., затраченных для этой цели в 60-х гг. прошлого века.
Создание постоянно действующей лунной базы американские эксперты оценивают в $38 млрд. Порядка $780 млн. нужно на организацию постоянно действующего транспортного сообщения между Землей и Луной, и на следующем этапе — $475 млн. на организацию космического туризма.
Чтобы эти планы стали реальностью, участникам лунного проекта предстоит решить множество технических и организационных проблем. Прежде всего это создание сверхтяжелого носителя, который способен вывести на околоземную орбиту более 90 т и доставить на Луну порядка 8—8,5 т полезной нагрузки.
Далее, это лунная разгонная ступень, которая обеспечивает разгон с земной на лунную орбиту, и окололунный буксир, обеспечивающий посадку и возвращение экспедиции. Ну и сам пилотируемый корабль для экипажа из четырех человек и лунная орбитальная станция, которая стала бы перевалочным пунктом для лунных миссий. Предполагается, что создание лунного хаба может стать следующим этапом развития МКС.
И будут яблони цвести?Пока не вполне ясен статус и задачи лунной миссии. Как утверждает директор Института космических исследований НАНУ—ГКАУ Олег Федоров, более половины времени на МКС тратится на обслуживание самой станции. Поэтому американцы отказались от создания производственных мощностей в космосе, отдав предпочтение научным исследованиям. Американский сегмент МКС имеет статус национальной лаборатории США. Финансируется много медико-биологических направлений в ущерб технологическим. Все это инициаторам создания лунной базы придется учитывать.
Тем не менее, по оценке члена президиума НАНУ академика Ярослав Яцкива, обратная сторона Луны очень удобна для проведения астрономических исследований. Поэтому там можно было бы разместить украинский радиотелескоп.
Завотделом Института технической механики НАНУ профессор Анатолий Алпатов считает, что основной целью создания лунной базы станет переработка лунного грунта (реголита) и получение из него эффективного топлива — гелия-3. Однако уже сейчас следует предусмотреть проблему утилизации лунного мусора.
Для обеспечения пилотируемой экспедиции или работы в автоматическом режиме космическая индустрия должна будет создать транспортные средства — луноходы и ракетопланы, жилые и технические модули, энергетические установки солнечного или комбинированного типа, горнодобывающее оборудование и т. д.
И уже на сегодняшнем этапе к этой работе готовы подключиться украинские институты и предприятия. Так, Институт электросварки имени Патона владеет технологиями создания конструкций преобразуемого объема, подобных раскрывающимся конструкциям BEAM Bigelow Aerospace, в том числе испытанных в условиях космоса и обеспечивающих пространственную жесткость в сочетании с устойчивостью к негативным факторам.
Киевский политехнический институт изготавливает собственные исследовательские наноспутники. Как раз в завершающий день конференции, в минувшую пятницу, с борта МКС был выведен на орбиту второй по счету аппарат PolyITAN-2, который будет заниматься измерением атомарного кислорода в верхних слоях атмосферы в рамках международного эксперимента QB50.
Сейчас в КПИ работают над спутником BioSat, полезной нагрузкой которого будет регенерационная камера, обеспечивающая постоянные условия освещенности день—ночь, нужные показатели температуры, влажности, содержания углекислого газа и т.д. Аппарат предназначен для длительных испытаний воздействия невесомости на растения и микроорганизмы. В будущем эти работы помогут при создании систем жизнеобеспечения на Луне, других планетах.
Место для будущей лунной базы практически уже выбрано. Это окрестности кратера Шеклтон на Южном полюсе нашего спутника. 24 из 28 лунных дней там светло, поэтому есть возможность использовать солнечные батареи, а в остальные дни пользоваться накопленной электроэнергией.
Кроме того, космический аппарат НАСА — Lunar Reconnaissance Orbiter обнаружил в кратере лед, который может составлять порядка 22% поверхностного материала кратера, имеющего около 3 км в глубину и 21 км в ширину. Это весьма подходящий ресурс для жизнеобеспечения станции и производства ракетного топлива.
«Создание лунной базы — мечта нашего поколения», — заявил на конференции профессор Ли Пинг из Сианьского авиационно-космического института (КНР). По словам ученого, за 20 лет сотрудничества с КБ «Южное» институтом было создано 16 ракетных двигателей, с помощью которых запущено 200 спутников и космических аппаратов, что поставило Китай в один ряд с ведущими космическими державами.
Свою лунную программу КНР реализует с 2003 г. и идет с опережением графика. В 2014 г. было проведено картирование Луны, идет разработка сверхтяжелого носителя, а в декабре 2017 г. автоматическая станция должна доставить на Землю образец лунного грунта.
Тем не менее даже для Китая, который не жалеет денег на амбициозные проекты, создание в одиночку лунной базы может оказаться технологически неподъемным, поэтому речь идет об организации широкой международной кооперации.
В 2015 г. Луна стала главным объектом интереса российской космической программы. Проекты, связанные с изучением Селены, ведутся в Японии, Индии и других странах.
Поэтому даже если наши астронавты и не окажутся среди первых визитеров на Луну в XXI в., украинский флаг рано или поздно будет туда доставлен. Но что самое главное, Украина активно лоббирует на международной арене свои космические технологии, готова кооперироваться с технологически развитыми странами и не собирается оказаться на задворках мирового прогресса.
Ярослав ДМИТРЕНКО
http://www.2000.ua/v-nomere/de ... e.htm