Илья Константинов (Sensatus):
На мой взгляд, есть три степени обобщения данного явления. 1. В частном случае коммерческой медицины здесь и сейчас. Если мы имеем коммерческую медицину, которая, прежде всего, должна обеспечить владельцу бизнеса максимальную прибыль (как любой бизнес), то она должна обеспечить максимальное количество клиентов и максимальный размер покупки каждым из них. Что же здесь удивляться, что больными признаются все обратившиеся, и потом они максимально долго держатся в клинике (где каждый день оплачивается страховкой или самим пациентом)? Все по законам бизнеса!
2. В более общем случае коммерческой медицины вообще. Если такие отношения, как в п.1 сохраняются достаточно долго, то для всех становится очевидно, что содержать грамотных специалистов в клинике нерентабельно, потому что платить им нужно много, а они еще и норовят распугать часть пациентов, отпуская тех, кто реально не нуждается в лечении. Гораздо рентабельнее нанять менеджеров по продаже с медицинским образованием (просто чтобы хоть азы знали и не отравили кого ненароком). Эти менеджеры обеспечат максимальный поток тех самых клиентов и максимальную их загрузку в смысле курса лечения. Беда в том, что при тотальности такого подхода через какое-то время грамотные специалисты если и не исчезают совсем, то становятся видом редким и пугливым, и найти их можно только по рекомендации и в хорошо замаскированных местах, но никак не в клиниках общего пользования (за редким исключением). И опять возникает вопрос: что же удивляться итогу эксперимента Розенхана, если он может быть прогнозируем из общих соображений? Это как удивляться тому, что эксперимент по поиску девственниц в публичном доме привел к шокирующим результатам: их там нет!
3. Самые общие соображения по коммерциализации сложных продуктов. Рыночная экономика утверждает, что свободный и грамотный выбор потребителя среди нескольких конкурентов является залогом того, что выживать будут только производители качественного товара. Но разве может конкретный пациент оценить качество лечения в разных клиниках? Для этого ему нужно либо обладать хорошим медицинским образованием (но тогда зачем ему клиника), либо многократно повторить эксперимент в разных клиниках: заболеть одной и той же болезнью несколько раз и пройти несколько курсов лечения с последующим анализом эффективности лечения. Мы все с вами понимаем вероятность такого события. Теперь возьмем такую сферу, как образование. Аналогично для определения качества коммерческих образовательных услуг в разных заведениях человек должен .... Я даже не буду перечислять ту утопию, которая получается. Либо он должен довериться тем рейтингам ВУЗов, которые составляются другими коммерческими структурами, которые на этих рейтингах зарабатывают деньги. Вы тоже догадались о качестве этих рейтингов? А если покупатель все равно не имеет ни малейшего представления о качестве ваших услуг, то для максимизации прибыли целесообразно снизить до минимума как себестоимость, так и (как следствие) качества этих самых услуг.Вот мы и понимаем, что коммерциализация таких областей как здравоохранение, образование и аналогичных приводит к тотальной деградации этих самых медицинских и образовательных услуг.
|