...
Вебер цитирует Бенджамина Франклина, сохраняющего какое-то
представление о религиозных целях капитализма, но уже
допускающего замену истинных добродетелей (честности,
скромности, аскетизма) на их видимость, достигающую в
обществе тех же целей. Пройдет время, и эти ограничения
отбросят, как помеху на пути обогащения: окажется, что
уничтожать конкурента — легче, чем развиваться самому; что
воровать — эффективнее, чем производить. Что деньги лучше
делать на войнах, чем на мире. Отсюда и берется известная
формула английского публициста Томаса Даннинга, повторенная
Марксом:
«Обеспечьте 10% [прибыли], и капитал согласен на всякое
применение, при 20% он становится оживлённым, при 50%
положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает
все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на
которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если
шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать
тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».
Стоит ли удивляться, что в современном мире экономические и
властные интересы уже настолько оторваны от всяких норм,
этики, гуманизма, целей развития человечества? Если, чтобы
удержать власть (и прибыль), капиталисту нужно объявить войну
прогрессу — то он создаст фашистскую партию и станет ратовать
за «новое средневековье», разделение человечества и
сокращение населения. Буквально это происходило с конца XIX
века (то есть уже во время Вебера) и весь ХХ век, оно же
продолжается и сейчас.
Вебер утверждает, что капиталистическая система с самого
начала не была направлена на развитие человека, свободы,
личности. Не предполагалось даже, что ее функционирование
будет подконтрольно человечеству (как неподконтролен ему Бог).
Вскоре в ней не осталось даже религиозного стержня — элемента,
который и так не особенно соотносил ее с нуждами человека.
Этике в ней теперь вообще не на что опираться — что мы и имеем
счастье наблюдать.
Остается вопрос: что с этим делать? Понятно, что
все увещевания и призывы к «патриотизму» и
«человеколюбию» — не выдержат столкновения с
требованиями реальных интересов капиталиста.
Практика ХХ века показала, что Запад думал о
«государстве благосостояния» только потому, что
ему нужно было как-то считаться с существованием
СССР — при всех своих объективных минусах и
недостатках, системы, дававшей простому человеку
гораздо больше, чем капитализм. В локальном масштабе та же
история разыгрывалась со всеми социальными достижениями
человечества: восьмичасовой рабочий день, вменяемый уровень
зарплат, социальные блага — все это было добыто долгой
борьбой пролетариата и вообще «низов» капиталистического
общества, а не «эволюционным» (сейчас любят этот термин
противопоставлять революции) развитием западной системы. И
никто не может гарантировать, что капитализм не будет
постепенно отвоевывать эти «блага» назад — по крайней мере,
фашизм был явной попыткой сделать именно это.
....
https://regnum.ru/news/polit/2 ... .html