Еще раз о многоразовости


 [ Сообщений: 12 ] 
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 9320
Благодарил (а): 184 раз.
Поблагодарили: 165 раз.
Haiti
Еще раз о многоразовости

Путь к многоразовости занял у компании SpaceX много времени и еще не завершился. Впервые первую ступень Falcon 9 удалось мягко вернуть на Землю в декабре 2015 года. C тех пор ангар SpaceX на мысе Канаверал постепенно заполнялся отлетавшими первыми ступенями, и инженеры тщательно изучали их состояние. Кроме прочего, летом 2016 года состоялся стресс-тест, в ходе которого на одной из вернувшихся ступеней были проведены три прожига подряд в течение нескольких дней. В конце концов SpaceX объявила, что первые ступени Falcon 9 в нынешней версии, известной как FT (Full Thrust, с полной тягой) можно будет использовать повторно до 10 раз «без всяких технических изменений». Увеличить ресурс до большего числа полетов (в конечном итоге – до 100) предполагается с началом эксплуатации финальной версии Falcon 9 Блок 5.

Поскольку Falcon 9 уже с 2018 года должна будет выводить на орбиту пилотируемые корабли, НАСА требует прекратить ползучую модернизацию ракеты уже в текущем году. Ожидается, что «Блок 5» начнет летать в 3-4 квартале этого года. Недавно появились сообщения, что на заводе SpaceX уже началась сборка первой ракеты в этой модификации.

Кроме увеличения ресурса Falcon 9 Блок 5 позволит сократить время межполетного обслуживания ракеты до одних суток. Эта цифра многим обывателям кажется фантастической, но лишь потому, что они неправильно понимают подход SpaceX. Компания не собирается проводить глубокую дефектацию и переборку ракет. Согласно их концепции, сама конструкция ступени должна обеспечивать достаточную надежность, для которой один отдельный пуск является рядовым событием, не оказывающим существенного влияния на ее состояние. Это очень важный момент для понимания: достижение заявленных финансовых целей по многоразовости является чисто инженерной задачей и не определяется финансовым анализом, в котором оценивается стоимость межполетного обслуживания и стоимость производства новой ступени.

По словам Илона Маска, для достижения поставленной цели к концу года нужно преодолеть «миллион мелких сложностей», но для ключевых проблем решения уже найдены. Основным отличием Falcon 9 Блок 5 от Falcon 9 FT станут рулевые «крылья» из титанового сплава (во время предыдущих посадок ступеней они загорались) и улучшенная теплозащита хвостовой части. Она позволит при торможении использовать аэродинамическое качество ступени, что, в свою очередь, снизит потери топлива на ее возврат.

До конца года может быть осуществлено до 5-6 пусков многоразовых ракет, включая полет тяжелой ракеты Falcon Heavy с двумя «б/у» боковыми ускорителями. В следующем году количество полетов таких ракет может увеличиться до 12. На ракеты с повторно используемыми ступенями SpaceX предлагает скидку в 10%. По всей видимости, цена определяется по рыночным принципам, т. е. исходя не из себестоимости, как предлагал г-н Маркс, а из готовности покупателей платить требуемую сумму. Благодаря Falcon 9 даже в одноразовом варианте SpaceX сильно потеснила других операторов космических запусков, и дополнительная скидка в конечном итоге может сделать американскую компанию монополистом. Конечно, для этого ей сначала придется продемонстрировать надежность своей системы.

В среде специалистов существуют различные, но в основном скептические мнения об экономической эффективности многоразовости. Подавляющее большинство этих мнений основано на собственном профессиональном опыте, но не анализе данных и расчетах. Противоположный пример – информация о стоимости межполетного обслуживания суборбитальной ракеты New Shepard. Согласно утверждениям Blue Origin, она не превышает 10 тысяч долларов, что является для ракетной компании абсолютно ничтожной суммой.

Профессиональный опыт же – не очень хорошая основа для таких прогнозов, особенно если это опыт российских специалистов. SpaceX при производстве Falcon 9 использует самые современные производственные технологии и новейшие материалы, о которых в России могли даже не слышать.

Эксперты «старых» компаний ракетно-космической отрасли и космических агентств зачастую являются ангажированными. Кроме того, их мнения очень часто основаны не на глубоком анализе, а исходят их логики «раз этого не делали раньше, значит, оно не работает».
Между тем, именно развитие технологий за последние 20-30 лет могло сделать дешевые многоразовые ракеты возможными.

Сейчас остается мало сомнений в том, что в ближайшее время мы увидим больше пусков многоразовых Falcon 9. Судя по уверенности г-на Маска, отказ от сложных проверок вернувшихся ступеней в компании SpaceX не считают проблемой.

Поскольку в SpaceX все-таки работают хорошие инженеры, сложно поверить, что они допустили радикальные ошибки в оценке надежности своей ракеты. Тем не менее, недооценка проблем в эксплуатации многоразовых ракет вполне возможна. Решение этих проблем, а также возможные аварии, могут существенно замедлить, а в случае финансовых проблем – остановить экспансию SpaceX.

Если же специалисты SpaceX окажутся правы, вероятно, компания уже в ближайшие несколько лет станет главным оператором космических запусков в мире и останется монополистом как минимум до начала 2020-х годов, когда Blue Origin введет в строй собственную полностью многоразовую ракету New Glenn.

У New Glenn как у многоразового носителя будет сразу несколько преимуществ перед Falcon 9. На его первой ступени будут использоваться потенциально более надежные при многоразовом использовании кислородно-метановые двигатели BE-4 (на Falcon 9 стоят кислородно-керосиновые Merlin-1D). У Blue Origin уже накопился значительный опыт использования многоразовой суборбитальной ракеты New Shepard. Он, несомненно, ускорит разработку New Glenn. Пока что Blue Origin собирается возвращать на Землю только первую ступень новой ракеты. Верхняя ступень Falcon 9 изначально должна была стать многоразовой, но впоследствии от этой идеи отказались. На пресс-конференции после запуска SES-10 Илон Маск неожиданно объявил, что при запуске ракеты Falcon Heavy в этом году будет предпринята попытка спасти верхнюю ступень, однако шансы на успех он оценил всего в 20%. Кроме этого, хотя у SpaceX есть собственный метановый двигатель Raptor, компания не анонсировала создание новой коммерческой ракеты на замену Falcon 9. Raptor разрабатывается для гипертяжелой космической системы ITS (Interplanetary Transport System, «Межпланетная транспортная система»).

http://kosmolenta.com/index.ph ... using

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 26572
Благодарил (а): 696 раз.
Поблагодарили: 826 раз.
Дрочишь, Фимоз ? :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
Во вторник в половине десятого утра шаттл «Атлантис» отделился от МКС и, совершив прощальный облет станции, направился в обратный путь. Рано утром в четверг он должен приземлиться на космодроме Космического центра Кеннеди во Флориде, после чего программа NASA использования космических челноков будет официально закрыта.

«Мы закрываем главу в истории нашей нации», — сказал на прощание Рональд Гаран, один из членов экипажа «Атлантиса».

После того как «Атлантис» приземлится на мысе Канаверал, американцам придется летать на МКС на российских «Союзах».
Последний полет астронавтов на «Союзе» запланирован на июнь 2016 года.

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
Несбывшиеся надежды: что планировали и что получилось в программе «Спейс Шаттл»

https://geektimes.ru/post/211891/

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
В районе 1970 года выяснилось, что на орбитальную станцию и шаттл одновременно денег не хватит. И станция, для которой шаттл должен был возить грузы, была отменена.
В то же время в инженерной среде царил ничем не сдерживаемый оптимизм. Опираясь на опыт эксплуатации экспериментальных ракетных самолётов (X-15), инженеры прогнозировали снижение стоимости килограмма на орбиту на два порядка (в сто раз). На симпозиуме, посвященном программе «Спейс Шаттл», который проходил в октябре 1969 года, «отец» шаттла Джордж Мюллер говорил:
«Наша цель — снизить стоимость килограмма на орбиту с $2000 для Сатурна-V до уровня $40-100 за килограмм. Этим мы откроем новую эру освоения космоса. Задачей на будущие недели и месяцы для этого симпозиума, для ВВС и NASA является обеспечение уверенности в том, что мы можем это сделать.»

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 9320
Благодарил (а): 184 раз.
Поблагодарили: 165 раз.
Haiti
Причем тут шаттл, одному румыну известно.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
Хорь вонючий подпендосный, не истери.
Ты назание темы написал, но прочитать не смог? :)

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
Короче, хорьки вонючие подпендосные отнесли Шатлы к немногоразовым катафалкам пендостаньськой батутонавтики :)

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 81536
Откуда: СССР
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 829 раз.
СССР
1. Качественное облегчение доступа в космос. Вместо снижения цены за килограмм на два порядка, «Спейс Шаттл» стал одним из самых дорогих средств доставки спутников на орбиту.
2. Быстрая подготовка шаттлов между полётами. Вместо ожидаемого срока в две недели между полётами, шаттлы готовились к пуску месяцами. До катастрофы «Челленджера» рекорд между полётами составлял 54 дня, после «Челленджера» — 88 дней. За все годы эксплуатации шаттлов они запускались в среднем 4,5 раза в год вместо минимально допустимых по расчетам 28 раз в год.

_________________
---
Помни 12 июня 1990г!
© - Ворчун

   
  
    
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 06.09.2015
Сообщения: 685
Благодарил (а): 186 раз.
Поблагодарили: 66 раз.
Россия
Если есть желание рисковать спутниками - можно использовать многоразовые системы.
А на людях экспериментировать - как-то не по людски.
Хотя о чём это я - для пиндосов и подпиндосников люди - мусор.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 10322
Благодарил (а): 494 раз.
Поблагодарили: 537 раз.
Россия
Опять о будущих фимозоперемогах?

_________________
Factum negantis nulla probatio

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 4663
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Россия
Цитата:
SpaceX при производстве Falcon 9 использует самые современные производственные технологии и новейшие материалы, о которых в России могли даже не слышать.

В России тоже такое возможно было, если бы припой с протонов не пиздили :crazy:

_________________
Держу в клетке(игноре) следующий скот: Хохлолобок, житомырський Шерлок, беглый Штурмэнко и его чернобрывый Спутник

   
  
    
 [ Сообщений: 12 ] 




[ Time : 0.093s | 19 Queries | GZIP : Off ]