Как устроиться на работу в SpaceX? Разве в космической промышленности США можно работать иностранцам? Какие знания необходимы?
Из-за того, что SpaceX попадает под ограничения ITAR (ред.: это о доступе иностранцев к потенциально военным технологиям), работники должны быть либо гражданами США, либо постоянными резидентами США (green card), либо получить так называемую лицензию на экспорт. Соответственно, алгоритм устройства к нам на работу очень прост:
1. Получаете разрешение на постоянное проживание в США. Программистам это должно быть относительно несложно, хотя и займет несколько лет. 2. Проходите стандартную цепочку интервью в SpaceX. Учитывая пройденный пункт 1, шансы на положительный исход довольно велики.
В плане необходимых знаний я могу говорить только про программистские позиции. Мы ищем людей, которые могут писать надежный код на С++, которые понимают, как работает компьютер на разных уровнях, и которые умеют применять эти знания для решения практических задач. Один из моих любимых вопросов на интервью звучит так: “расскажите максимально подробно, что происходит с момента, когда сетевая карта получила пакет с последним куском HTML страницы, и до того момента, когда браузер перерисует изображение на экране”. Этот вопрос позволяет поговорить про взаимодействие с железом, планировщик процессов, сетевые протоколы, менеджмент памяти, обработку событий, изоляцию приложений друг от друга, JIT компиляцию, графическую подсистему и т.д.
Насколько правда, что Маск неровно дышит к найму программистов из игровой индустрии?
Мы не ищем каких-то специальных “аэрокосмических программистов”. Программисты из игровой индустрии часто обладают подходящим опытом работы — на С++, поближе к железу. Системные разработчики, разработчики встраиваемых/серверных приложений тоже часто попадают в список.
Какова должна быть специфика опыта работы? На сколько глубоко погружена в математические/физические формулы?
От позиции зависит. У нас есть и чисто программистские позиции, и позиции где нужен постдок по физике. Первые пишут код, вторые — разрабатывают алгоритмы управления и навигации. Если есть время и интерес — в списке открытых позиций на нашем сайте можно найти много интересной информации.
Скажите, нужно ли инженеру SpaceX владеть знаниями из области IT? Нужно ли знать языки программирования? Работают ли в SpaceX химики и люди смежных профилей? Чем конкретно они занимаются?
По моему мнению, работникам всех научно-технических профессий нужно владеть знаниями из области IT. Не могу сказать ничего конкретного про химиков, но почему бы и нет? У нас тут полномасштабное производство всё-таки.
Алексей, а где вы учились? Можно вкратце вашу биографию? Сколько лет живете в Америке? Какой путь вы прошли, почему ушли с Microsoft и Google?
Я учился на специальности “Компьютерные системы и сети” Хмельницкого Технологического Университета “Подолье”. Нынче — Хмельницкий Национальный Университет. В 2004 году я переехал в Копенгаген — работать в датском офисе Microsoft. В 2006 году я перевёлся в команду Windows Kernel и переехал в Редмонд, штат Вашингтон. После Windows Kernel я работал в одной из групп Microsoft Research. В 2012 году перешел в Google, где работал над Chrome Remote Desktop.
В середине 2013 года на меня вышел рекрутер из SpaceX. От этого предложения было сложно отказаться. Я мог совместить два своих любимых хобби: программирование и космос. Вообще, каждый раз основной причиной для смены работы было то, что новая работа обещала быть более интересной. Пока что мне удавалось не промахиваться.
Куда было сложнее попасть, а куда легче: Google, Microsoft, SpaceX?
В Microsoft было проще устроиться, как мне кажется. Планка в Google и SpaceX была выше. Но тут другой ответ вряд ли можно услышать. В Microsoft я устраивался молодым и зелёным, а сейчас я уже весь такой матёрый и закалённый.
Что насчет нашего образования за границей? Как на него там реагируют? Можно ли с ним туда устроится?
Ну я же устроился! ?? С образованием ситуация такая. Вчерашним студентам именитый вуз помогает пройти начальный фильтр и попасть на интервью. Пройти же интервью помогают хорошие мозги, правильно подвешенный язык, и немного практического опыта. Хорошему студенту хороший вуз помогает отточить мозги и расшевелить язык, а шило в одном месте (иначе какой же он хороший студент) — заставляет не сидеть на попе ровно, а набираться практического опыта.
В случае “работника с опытом работы в индустрии”, образование менее релевантно. Важен опыт работы, который показывает, чего данный кандидат достиг. Я, если мне не изменяет память, ни одному из работодателей свой диплом не показывал. Он мне нужен был только чтобы податься на рабочую визу и вид на жительство.
Как вы лично относитесь к высшему образованию в России?
Я не получал высшего образования в России.
Что больше всего повлияло на карьеру и становление как специалиста?
Мне всегда было интересно программировать, ковыряться в коде, читать про технологии всякие. Я думаю, это основная причина, почему у меня неплохо получается. Внутренний перфекционист тоже пришёлся к месту. Когда смотришь на плохой код — такое ощущение, что кернинг неправильный. Ну а дальше я просто искал работу поинтереснее.
Проходили ли вы интервью с Илоном при устройстве на работу?
Нет, к тому моменту компания была уже слишком большой. Вначале был период, когда каждый сотрудник проходил интервью с Илоном. Но это практически в любом стартапе так до поры, до времени.
Какую техническую работу выполняет Илон Маск лично, как главный инженер? Как внутри компании относятся к Илону? Проскакивают ли в разговорах между коллегами различные касания тем его фантастических амбиций? По той же теме, не бывает ли проектов, заранее числящихся как «невыполнимые», «нерациональные» и, откровенно, «рекламные» что-ли? Какое ваше личное впечатление о первой встрече с ним?
Про Илона мне сложно внятно сформулировать своё мнение. Книга Эшли Вэнса даёт гораздо лучшее представление о нём.
Илон неплохо разбирается в инженерном деле; у него хорошее чутьё на работающие решения сложных инженерных проблем. Более того, у него хорошо получается решать инженерные проблемы бизнес методами. Скажем, вы столкнулись с проблемой, что ваше основное приложение слишком медленно обрабатывает данные. Наивный инженерный подход для решения этой проблемы — потратить X часов на оптимизацию кода. Чуть менее наивный подход — купить в десять раз больше серверов. Это, наверное, не очень эффективно, но может быть оправдано, коль скоро речь идёт об основной функции компании. Маск в этой ситуации может сказать, что вообще-то оптимизация обработки данных — совершенно не та проблема, которой нужно заниматься. Нужно просто уменьшить поток входящих данных и не париться. Это не только решит исходную проблему, но и поможет в десятке других мест, где большой объём данных создавал проблемы. Осталось только найти способ уменьшить объём входящих данных…
Мне кажется, что такое “концептуальное” мышление — это одновременно и причина почему у Маска получается, и причина, почему сроки постоянно ползут вправо. Скажем, что такого сложного в космической ракете? Да, в принципе, на данный момент уже ничего особенно сложного. Основные конструкторские решения уже проработаны; закрытые технологии можно разработать самому. Создать работающее производство и продать результаты его работы — это, пожалуй, самая сложная часть. Вполне возможно, что Маск именно так и рассуждал, когда создавал SpaceX в 2002 году. С другой стороны, процесс создания ракеты в реальности куда более тернистый и извилистый, чем в теории. И занимает это больше времени, чем можно было бы ожидать.
Чтобы понять отношение к Илону внутри компании, скажу, что он не только не побоялся создать ракетный стартап, над которым потешался каждый, кому только не лень, но и сумел превратить его в компанию, которая перекраивает рынок космических запусков. И теперь, когда он говорит про колонизацию Марса, люди не крутят пальцами у виска, а с пеной у рта спорят о том, возможно ли это, или нет. Хотя эта идея куда более смелая, чем претензии на частный космический извоз в 2002 году.
Лично я с Илоном пересекался только пару раз: один — на компанейских посиделках в ресторане, второй — в довольно стрессовой обстановке, когда нужно было быстро принять сложное решение. Посиделки в ресторане мне понравились больше.
Скажите, пожалуйста, верите ли вы в колонизацию Марса в текущем веке?
Я так думаю, что это, в первую очередь, не инженерная проблема. Полететь на Марс и вернуться вполне возможно. Исследовательские миссии укладываются в привычную картину мира. Весь вопрос в разработке технологий и финансировании. А вот колонизация упирается в создание платежеспособного спроса и решение возникших в результате политических проблем. К счастью, это не новая проблема. Наша цивилизация это уже проходила в эпоху колонизации Африки, Америки, и Азии.
Как вы отдыхаете? Какой ваш способ забыть на время работу и отдохнуть? Или мысли о коде, алгоритмах всё время у вас в голове?
Мысли о коде и алгоритмах в нерабочее время приходят регулярно. Но это не очень удивительно. Выше я уже упоминал, что программирование — это мое основное хобби, так что работа мне приносит удовольствие. У меня нет какого-то особенного способа отвлечься. Когда мне надоедает, мои мысли автоматически переключаются, на что-то более интересное.
Я люблю гулять на природе — это то, что у нас называется “hiking”. В Сиэтле с этим было проще, так как кругом горы и зелень. В Калифорнии с зеленью ситуация не очень, но своих красот здесь тоже хватает.
Правда ли, что сотрудникам SpaceX приходится так много работать, что в их жизни не остаётся практически ничего, кроме работы? Алексей, остаётся ли время на отдых и личную жизнь, работая в SpaceX? Сколько часов в неделю уходит на работу?
Время на отдых и личную жизнь остаётся, хотя, если вы спросите мою жену, она со мной не согласится. В SpaceX легко работать хоть круглые сутки. Мы стараемся организовать процесс так, чтобы свести внеурочную работу к минимуму. Однако полностью её исключить не получается. Время запуска зависит от орбиты, а не от рабочего расписания. Предстартовая подготовка отсчитывается от времени запуска. Я бы сказал, что я работаю 45-50 часов в неделю.
Есть ли в SpaceX какое-либо взаимодействие с Tesla?
Я не в курсе, но как минимум ITAR должен ограничивать наше с ними взаимодействие. Это не означает, что SpaceX не может работать с Tesla — мы же работаем с другими компаниями. Но при этом взаимодействие регламентировано так, чтобы контролировать распространение технологий двойного назначения (ред.: потенциально военных).
Возникает ли инфляция эмоций от работы? То есть, для внешнего наблюдателя SpaceX каждые полгода делает какую-то сенсационную штуку, есть такие же эмоции и у сотрудников компании, особенно тех, что проработали больше 2-3 лет?
У сотрудников эмоции сильнее. Каждый запуск — это проверка нашей работы, результат вложенных усилий и бессонных ночей. Посадка первой ступени Orbcomm-2 в декабре 2015 — это было нечто невообразимое.
_________________ Технические достижения в России как у Полкана из "Летучего корабля": "Построишь?" — "Куплю!"
|