Теперь из Воронежа:
https://www.facebook.com/valer ... 92346Падение грузового космического корабля «Прогресс» 1 декабря 2016 года (второе за последнее время), падение «Протона» - закономерный результат деятельности «эффективных» менеджеров в космической отрасли России.Двигатели третьей ступени разработки КБХА, аварийная работа которых привела к этим обидным падениям, изготавливаются на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), огневые испытания проводит АО КБХА (по одному от партии).
После штатной работы сотен двигателей, более сотни безаварийных полётов вдруг стали происходить эти обидные падения. Что привело к этим авариям? Подобные аварии происходят и произошли из-за нарушения технологической дисциплины при изготовлении двигателей.
ВМЗ входит в состав НПК им. Хруничева, который возглавляет бизнесмен Калиновский (профильное образование – финансист), по приказу которого проведена оптимизация завода - массовое сокращение сотрудников в первом полугодии 2016 года, что не привело к существенному увеличению зарплаты основных специалистов (ИТР и рабочих). Только увеличилась разница между денежным содержанием руководителя и рядовых работников.
Социальное расслоение наряду с утратой былого престижа космонавтики началось ещё в лихие 90-е годы, когда особому осмеянию и обструкции подвергались лучшие достижения советской эпохи. Квалифицированные специалисты долго держались, но потом понемногу стали уходить (на пенсию, на другие предприятия, где больше платили), когда в связи с утратой былого высокого уровня социальной защиты значительно упала реальная зарплата. Взамен стали приходить неквалифицированные кадры. Постепенно падала технологическая дисциплина. И когда это падение достигло критического уровня, начались аварии.
В КБХА же, благодаря усилиям генерального конструктора В. С. Рачука, возглавившего КБ в начале 90-ых, удалось сохранить коллектив, поддерживать предприятие на достаточно высоком уровне, обеспечить качественное выполнение поставленных задач.
Однако, в июле 2015 года руководителем госкорпорации «Роскосмос» И. Комаровым было принято решение создать в корпорации единое КБ по разработке ракетных двигателей путём объединения АО КБХА и АО КБ Энергомаш на базе последнего. АО КБ Энергомаш было выведено из состава РКК «Энергия», на место генерального конструктора КБ в июле 2015 г. был назначен генеральным директором некто Арбузов (экономист), никогда не возглавлявший разработки новых ракетных двигателей.
Генеральный конструктор КБХА В. С. Рачук был уволен в августе 2015 года по надуманной причине. Назначенный в октябре 2015 года исполнительным директором КБХА А. В. Камышев (финансист, не понимающий что такое ЖРД) не нашёл Рачуку места в КБХА, зато привёл с собой на руководящие должности себе подобных «специалистов» и установил им зарплаты в разы превышающие зарплаты предшественников.
Следует отметить, что средняя зарплата 11 руководящих работников (средний месячный оклад ~ 100 тыс. руб.) в 2.5 раза превышает среднюю зарплату главных специалистов (руководства научно-технического комплекса), которая осталась практически на прежнем уровне, и в 3 раза больше средней зарплаты ведущих специалистов по направлениям (по агрегатам ЖРД). Причем зарплата заместителя исполнительного директора по персоналу (оклад – 150 тыс. руб.), самая большая в КБ после исполнительного директора Камышева (оклад по контракту) в полтора раза больше зарплаты главного конструктора, который по оплате находится на четвертом месте среди руководящих работников.
Должностной оклад начальника отдела кадров ранее был 26 тыс. руб. Вместо отдела кадров, состоящего из нескольких специалистов, было создано целое управление по работе с персоналом в составе трёх отделов: отдел подбора кадров, отдел повышения квалификации и отдел мотивации, в котором сотрудники не знают, что им делать, но получают зарплату в разы большую, чем у основных и даже главных специалистов КБ. Должностной оклад начальников отделов в среднем 70 тыс. руб.
Средняя зарплата офисного планктона (оклад ~ 60 тыс. руб.), пришедшего вместе с Камышевым, в два с лишним раза превышает зарплату основных специалистов КБ (оклад – 26 тыс. руб.). Оклад рядовых специалистов ИТР и рабочих от 20 тыс. руб. и менее. Личной секретарше Камышев назначил оклад 70 тыс. руб. Двум другим по 30 тыс. руб.
Вместо юр. бюро в составе трёх юристов, создано целое юр. управление: в составе 4-ёх отделов, в количестве 21 человека. Должностной оклад начальника управления 75 тыс. руб., начальников отделов по 45050 руб. Ранее начальник юр. бюро имел оклад 26 тыс. руб., два юриста по 22 тыс. руб.
То есть для Камышева разработка новых изделий не является приоритетом, что и подтвердило проведённое в первом полугодии 2016 года массовое сокращение работников КБХА. Были сокращены около 400 человек. Из них уволено 9 докторов и кандидатов наук, ведущих специалистов по разработке основных агрегатов и узлов ЖРД, равноценной замены которым уже не будет. Кроме того, стали уходить опытные специалисты среднего возраста (будущее предприятия) и им тоже нет замены. Следует отметить, что сэкономленные на сокращении средства пошли, в основном, на содержании офисного планктона.
Квалифицированные рабочие, также стали уходить, что привело к падению технологической дисциплины, особенно в испытательном комплексе и на производстве (АО КБХА состоит из научно-технического и испытательного комплексов и завода ракетных двигателей).
В настоящее время рабочие да и ИТР получают в десятки раз меньше руководителей. . Вышеупомянутая процедура сокращения происходила зачастую, с нарушениями трудового законодательства, без учёта квалификации и заслуг увольняемых работников, без какого-либо анализа последствий проводимого сокращения, с нарушениями моральных норм.
Например, были уволены одновременно доктор и кандидат наук – начальник отдела ТНА и главный специалист по ТНА (ТНА – сердце ЖРД). По сути, было обезглавлено важнейшее направление – по разработке основного агрегата ЖРД. С нарушением трудового законодательства и моральных норм был уволен по сокращению штатов один из старейших ветеранов КБХА, главный специалист по комплектующим и неметаллическим элементам (КиНЭ) Скачилов Виктор Николаевич, доктор наук, профессор, академик Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (единственный на предприятии), выпускник МАИ, на предприятии с 1958 года, крупнейший специалист по надёжности и гарантийным срокам хранения КиНЭ. Следует отметить, что гарантийные сроки МБР и ракет-носителей космических кораблей – 10,5 лет. Многие боевые МБР (советского производства) с ЖРД разработки КБХА стоят на вооружении уже более 30 лет. В каждом конкретном случае решение о продлении гарантийных сроков КиНЭ двигателей принимал Виктор Николаевич. КиНЭ является наиболее слабым звеном ЖРД, поэтому по их гарантийным срокам хранения определяются сроки эксплуатации ЖРД и ракет в целом. Под его руководством проводились исследования по продлению сроков эксплуатации двигателей боевых ракетных комплексов «Сатана», «Синева», «Стилет» и др.
На обращение Скачилова к руководителю Роскосмоса получено письмо от 13.09.2016 г., в котором сообщается, что: одним из приоритетных направлений деятельности Госкорпорации «Роскосмос» является реформирование российского ракетного двигателестроения с целью совершенствования деятельности КБ и максимального использования научно-технического потенциала действующих КБ. 15.10. 2016 г. на должность исполнительного директора АО КБХА назначен А.В. Камышев, который осуществляет руководство АО на основании доверенности, выданной генеральным директором управляющей организации – АО «НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» от 14.12.2015 г. № Юр-7630. В письме также сообщается, что: «в АО КБХА проводятся организационно-штатные мероприятия, связанные с высвобождением персонала. Администрация предприятия, следуя программе развития, согласованной с управляющей компанией, стремится добиться оптимизации расходов (в первую очередь накладных), понимая необходимость увеличения заработной платы…»
Если руководство Роскосмоса считает, что любой случайный человек может руководить КБ и совершенствовать разработки ракетных двигателей, то тогда почему же кухарка (любая) не может управлять страной?
Если происходящее в АО КБХА называется оптимизацией расходов, то что же тогда нецелевое использование бюджетных средств с целью личного обогащения?
Если происходящее является максимальным использованием научно-технического потенциала действующих КБ, то что же тогда уничтожение научно-технического потенциала?
Закономерным итогом пресловутой «оптимизации» могут быть только регулярные падения «Прогрессов», «Протонов», падение престижа России, огромный экономический ущерб, утрата космической группировки спутников связи и ВКС, переход в число отсталых стран.
Настоящую статью прошу считать открытым обращением к Генеральному прокурору и Руководству РФ.
Ответственный секретарь
Центрально-Черноземного отделения
Академии геополитических проблем, А.Л. Коротеев
бывший работникКБХА
P.S. Коогда статья была уже написана, на ВМЗ 28.012017г. прошло совещание во главе с Вице- Премьером Правительства РФ Рогозиным,который указал на главную причину нарушения технологической дисциплины на заводе -бедность работников и пообещал принять меры по повышению зарплаты до уровня выше средней по региону. Кроме того,. потребовал найти исполнителей, виновных в допущеных нарушениях и наказать со всей строгостью,чтобы другим было неповадно. И ни слова об истинных виновниках-»эффективных» менеджерах. Как всегда виноваты стрелочники."