For-UA - Форум всея Великия и Малыя и Белыя России
https://for-ua.info/

Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах
https://for-ua.info/viewtopic.php?f=2&t=126304
Страница 1 из 6

Автор:  Ёк-Макарёк [ 13.08.25, 02:25 ]
Заголовок сообщения:  Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Из письма Крупской (занимала должность заместителя наркома просвещения РСФСР) Сталину 7 марта 1938 г.:

«Мы вводим обязательное обучение русскому языку во всем СССР… Меня очень беспокоит, как мы это обучение будем проводить. Мне сдается иногда, что начинает показывать немного рожки великодержавный шовинизм. Например, я считаю вредным введение преподавания письма и чтения на первом году обучения не только на материнском, но и на русском языке, считаю вредным введение единого букваря для всех народностей, букваря, переведенного с русского». (Известия ЦК КПСС. 1989. №3. C. 179)

Автор:  Рус-old [ 13.08.25, 02:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Да всем насрать, что она там считала... :crazy:

Автор:  10111 [ 13.08.25, 03:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Сгенерировано ИИ:
Цитата:
1. 1917–начало 1920-х: разрушение «великодержавного» центра
Ключевой момент: большевики официально не ставили «русских» как нацию в центр новой власти, наоборот — они провозглашали интернационализм и «разрушение великорусского шовинизма».
• Идеология: Ленин считал «великорусский шовинизм» главным тормозом мировой революции. В его логике, русские как «нация угнетателей» в империи должны были потерять привилегии.
• Практика: национальные окраины (Украина, Кавказ, Прибалтика, Средняя Азия) получали формальное право на отделение, автономии и поддержку местных языков и культур.
• По отношению к русским: в первые годы советская власть не выделяла их в отдельную группу для поддержки, наоборот — происходило обесценивание «русской» идентичности в пользу «пролетарского» и «интернационального» самосознания.
• Результат: в условиях Гражданской войны и политики «военного коммунизма» именно русские крестьянские регионы (Поволжье, Тамбовщина) часто поднимали восстания, за что подвергались жесткому подавлению (Тамбовское восстание, продразвёрстка).

2. Середина 1920-х: политика коренизации
Ключевой момент: укрепление национальных элит в нерусских республиках за счёт ослабления русских позиций.
• Коренизация: в нерусских республиках вводились национальные языки, кадры в управлении подбирались из местного населения, шла целенаправленная замена русских руководителей на представителей титульных наций.
• В РСФСР: «русскость» как отдельный национальный проект отсутствовала. Не было «русской компартии» (в отличие от украинской, узбекской и т. д.), был только ВКП(б) как наднациональная структура.
• Идеология: считалось, что «великороссов» достаточно много и они и так сохранят доминирование в аппарате, поэтому их нужно «сдерживать», а малые народы — подтягивать.

3. Конец 1920-х – начало 1930-х: индустриализация и культурный сдвиг
Ключевой момент: при Сталине начался отход от раннего интернационализма, но «русская тема» ещё не была реабилитирована.
• Индустриализация: массовое переселение русских в национальные республики как квалифицированных кадров, что порождало напряжённость.
• Репрессии: русские попадали под них так же, как и другие — без этнического выделения, но социальный состав (много бывших офицеров, священников, зажиточных крестьян) делал их одной из главных жертв.
• Культура: в искусстве и образовании русскую историю пока трактовали через классовую борьбу, без героизации «русской нации» как таковой.

4. Середина 1930-х – 1941: «русский поворот» сталинской политики
Ключевой момент: сталинское руководство постепенно делает ставку на русских как на «государствообразующую» нацию, но в рамках советского патриотизма.
• Причины: растущая внешняя угроза (Германия, Япония) требовала мобилизации и поиска объединяющего мифа.
• Политика: возврат к национальной истории в положительном ключе (реабилитация Александра Невского, Суворова, Кутузова), усиление роли русского языка как общесоюзного.
• Пропаганда: к концу 30-х в официальных текстах появляется риторика о «старшем брате» — русских, которые ведут за собой остальные народы СССР.
• Ограничения: национальные республики сохраняли автономии, но политика коренизации сворачивалась; русские снова становились основной управленческой силой.

Автор:  goret6 [ 13.08.25, 08:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Работы Ленина в сети доступны. Там не так уж много (по объему) по национальному вопросу. ИИ в основном выдал. Я бы ещё добавил, что основная мысль была что большие нации всегда обижают маленькие и что бы это пресечь, надо маленьким дать больше прав, чем большим. Отсюда, походу уши и торчат у республиканского национализма конца 80-х, помните: русские убирайтесь, вы нам мешает стать великими.

Ну и интересный, на мой взгляд, момент, это "грузинский инцидент". Когда Ленин Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского обвинил в великорусской шовинизме.

Автор:  10111 [ 13.08.25, 09:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

я продолжила дальше диалог с ИИ, вот интересная часть
Цитата:
1. Идея как академический и политический тренд
• В XIX веке в Европе, особенно в либеральных и социалистических кругах, тезис о праве наций на самоопределение воспринимался как универсальный прогрессивный принцип.
• Он был направлен прежде всего против колониальных империй Британии, Франции, Австро-Венгрии и Османской империи — Россия попадала в этот же ряд «тюрем народов».
• Для многих западных интеллектуалов это было именно мировоззрение, а не спецоперация против России.

2. Идея как геополитический инструмент
• Для государств-конкурентов России, особенно Британской империи, разжигание национальных движений в пределах Российской империи было осознанной стратегией.
• Ещё с Крымской войны и вплоть до Первой мировой Британия, Австро-Венгрия, Германия и Япония финансировали националистические и сепаратистские организации на окраинах России (Польша, Кавказ, Финляндия, Украина).
• Для этих стран лозунг самоопределения был не только гуманистическим, но и прагматическим — дробление России облегчало контроль над Евразией.

3. Совпадение идеализма и прагматики
• Западные либералы давали идеологическую основу («Россия — тюрьма народов»).
• Западные разведки и дипломатия давали ресурсы и организацию тем, кто готов был действовать.
• Внутренняя российская интеллигенция становилась ретранслятором этих идей, часто искренне веря, что работает на прогресс, а не на геополитических противников.

Если упростить, получилось так:
• Для идеологов — это была борьба за «свободу угнетённых народов».
• Для стратегов — способ подорвать геополитического конкурента.
• Для России — медленная закладка мины, которая взорвалась в 1917–1991.
и самое интересное:

почему тогда британская империя не тюрьма народов?
Цитата:
В британской политической культуре XIX – первой половины XX века было несколько приёмов, которые позволяли избегать ярлыка «тюрьма народов», хотя по факту Британская империя ничуть не меньше подавляла восстания, чем Российская.

1. Контроль над нарративом

• Британия имела мощнейший медийный аппарат: газеты, издательства, научные общества, университеты.
• Именно Лондон был центром формулирования «гуманистических» идей, и британские колонии подавались как «цивилизаторская миссия».
• Проблемы подавления восстаний (Индия 1857, Ирландия, колонии в Африке) в международном инфополе подавались как «необходимое наведение порядка», а не как угнетение.

2. Разделение «метрополия – колонии»
• В отличие от России, где территории входили в состав империи как формально равные губернии, Британия чётко делила мир:
◦ Метрополия — Англия, Шотландия, Уэльс (и частично Ирландия).
◦ Колонии — зависимые территории без равных прав.
• Это позволяло им не притворяться, что все подданные равны, и не попадать в ловушку «самоопределения внутри единой страны».

3. Союз с местными элитами

• Британия часто управляла через местных князей, вождей и аристократию, сохраняя их статус и обогащая их за лояльность.
• Это снижало вероятность объединённых восстаний — недовольство уходило в низы, а верхушка получала выгоды.

4. Гибкая деколонизация
• После Второй мировой Британия начала активно «отпускать» колонии, но так, чтобы там сохранялось английское влияние (язык, экономика, правовая система, военные базы).
• На фоне этого имидж был: «британцы дают свободу», а не «держат в тюрьме».

5. Политическая гегемония
• Британия сама была источником идеологии «права наций на самоопределение» и поэтому легко исключала себя из числа «тюрем народов».
• Российская империя, наоборот, была объектом этой идеологии, а не её источником.

То есть, если грубо, разница не в том, угнетала ли Британия, а в том, как она это упаковывала и кому принадлежали мировые СМИ и университеты.

Если хочешь, я могу прямо сравнить, какие восстания в Британской империи и Российской империи подавлялись одинаково жестоко, но оценка на Западе была противоположной. Это сильно обнажит двойные стандарты.

Автор:  Меркурий [ 13.08.25, 09:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ.

Автор:  Alexx77 [ 13.08.25, 11:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Меркурий писал(а):
Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ.


Да, потому что украинские власти за Украину, а советские против России

Автор:  саня [ 13.08.25, 11:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

ельцын центр, в работе

Автор:  jad [ 13.08.25, 12:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Alexx77 писал(а):
Меркурий писал(а):
Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ.


Да, потому что украинские власти за Украину, а советские против России

За украину без русских.
А это приговор территориальному образованию україна.

Автор:  Alexx77 [ 13.08.25, 12:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Чемодан, вокзал, Россия

«Кто же не хочет учиться — пусть уходят из Украины: мы найдем всем таким место и работу в Великороссии».

А. В. Луначарский


Имя Луначарского носят около 560 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России

Премия имени А. В. Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры. Начиная с 2020 года, учреждено 7 ежегодных премий в размере 300 тысяч рублей каждая. Присуждается решением Правительства России

Мемориальный кабинет Луначарского расположен по адресу: Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год — на реконструкции.

В честь А. В. Луначарского назван утёс Луначарского (Баренцево море, Земля Франца-Иосифа, остров Гукера, название утёсу присвоено в 1934 году.

Автор:  Санька [ 13.08.25, 12:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Говорят с Крупской сам Ленин спал.

Автор:  РусАл [ 13.08.25, 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Санька писал(а):
Говорят с Крупской сам Ленин спал.
Брешут. Ленин спал с Арманд. :smoke

Автор:  Коля [ 13.08.25, 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Когда-то я работал в Институте Культуры имени Крупской.
Думаю, именно поэтому я такая сволочь.

Автор:  Коля [ 13.08.25, 12:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Санька писал(а):
Говорят с Крупской сам Ленин спал.

Это говорит не в его пользу. Нормальные мужики не выбирают себе хронически больных баб в жёны. Правда, они могут выбирать себе не баб, как путенг. Но то таке...

На рост и развитие организма, пульс и артериальное давление, метаболизм глюкозы в печени и усвоение питательных веществ влияют тиреоидные гормоны. Их синтез и обмен регулирует щитовидная железа. Но иногда ее активность сильно превышает норму, и развивается Базедова болезнь (Болезнь Грейвса, Диффузный токсический зоб), которой, например страдала Надежда Крупская, революционерка, супруга Владимира Ленина.

https://zdorovie.ru/blog/nedug ... lezni

Автор:  Старина-Прохожий-2002 [ 13.08.25, 12:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Санька писал(а):
Говорят с Крупской сам Ленин спал.
В Швейцарии или там в Германии, - да, сPAL. А в Париже там или в Москве - уже не cPAL, а сSECAM...
РусАл писал(а):
Санька писал(а):
Говорят с Крупской сам Ленин спал.
Брешут. Ленин спал с Арманд. :smoke
Но уже не сам, как с Крупской?

Автор:  Коля [ 13.08.25, 12:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Как низко пал секам!

Автор:  10111 [ 14.08.25, 03:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

Цитата:
Если бы у Российской империи был такой же интеллектуальный и пропагандистский ресурс, как у Британии, то ответ на «тюрьму народов» выглядел бы совсем иначе — и не в оборонительном ключе («мы не такие»), а в наступательном.

Я вижу это в трёх слоях:

1. Перехват нарратива

Вместо оправданий Россия могла бы навязать своё определение империи:

«Империя народов», а не «тюрьма народов».

Подчёркивать, что в отличие от колоний Британии, включённые территории получают гражданство, право служить в армии и на госдолжностях, доступ к российскому образованию и инфраструктуре.

Обозначить, что Россия не держит заморские колонии, а развивает соседние земли как интегральную часть страны.

2. Контрпропаганда против Британии

Россия могла бы зеркалить британский тезис:

Активно называть британскую империю «тюрьмой колоний», подчёркивая восстания в Индии, Ирландии, Африке.

Финансировать антибританские движения в колониях, создавать там газеты, памфлеты, даже школы с «освободительной» риторикой.

Выставлять Британию не «цивилизатором», а эксплуататором.

3. Интеллектуальное обоснование

Создать целую школу российских историков, юристов и философов, которые бы аргументировали, что многонациональная империя — естественный и прогрессивный путь развития человечества.

Выдвинуть идею, что только крупные империи способны предотвращать мелкие этнические конфликты и обеспечивать стабильность.

Подчёркивать примеры взаимной пользы: как казахи, татары, грузины или армяне получали от империи защиту, промышленность и доступ к рынкам.

Если кратко, то идеальный ответ выглядел бы так:
«Россия — не тюрьма, а союз народов. Мы не эксплуатируем заморских рабов, как Британия, а создаём единое пространство, где каждый народ развивается. И мы дадим нашим соседям свободу только тогда, когда Британия отпустит Индию и Африку».

Сравни этот подход с подходом большевиков:
Цитата:
Если сравнить гипотетический «интеллектуально-пропагандистский» подход сильной Российской империи с тем, что сделали большевики, то сходства и различия получаются довольно чёткие.

Схожесть

Официальная идеология против обвинений в угнетении

И Россия (в нашей гипотетике), и СССР в реальности пытались сформировать образ государства, объединяющего народы.

В обоих случаях это сопровождалось декларациями о равноправии и совместном развитии.

Использование «контрнарратива»

Империя могла бы обвинять Британию в колониализме — СССР действительно это делал, особенно в 1920–1970-е годы.

Удар по сопернику через тему национального освобождения — общий инструмент.

Интеграция национальных элит

И в империи (потенциально), и в СССР делали ставку на лояльные национальные кадры для управления окраинами.

Различия

Цель интеграции


Гипотетическая Империя: интеграция ради укрепления единого государства и общей идентичности (русского политического нации или «имперского патриотизма»).

Большевики: интеграция ради мирового социалистического проекта, где само существование «русского как главного» было проблемой.

Организация территорий

Империя: административно-территориальные единицы без права выхода (губернии, области).

СССР: союзные республики с формальным правом на выход — заложенная мина.

Работа с историей

Империя: гордость за завоевания и расширение (героизация имперских войн).

СССР: демонизация «царского наследия» и признание части присоединений как «угнетения народов».

Вектор пропаганды внутри страны

Империя: подчинение национальных движений единой культуре (пусть даже с элементами национальной самобытности).

СССР: в 1920–1930-х поддержка национальных языков, элит и культур за счёт центра, что ослабляло русское ядро.

Отношение к большинству

Империя: большинство (русские) — носитель и опора государства.

СССР: большинство рассматривалось как потенциальный источник шовинизма, требующий постоянного «сдерживания».

Главное отличие:
В гипотетической сильной империи идея «союза народов» служила бы укреплению именно российской государственности и русской культурной доминанты.
У большевиков она была встроена в проект размывания национальных рамок вообще, с конечной целью мировой революции, а не вечного СССР.

Автор:  olegp [ 14.08.25, 05:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

phpBB [media]

Автор:  10111 [ 14.08.25, 06:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

в общем, что я для себя вынесла: ленин и компашка - такие же сраные интеллехенты, как и все остальные, слышали звон, да не знали где он, как попугаи повторяли западные нарративы, на том и погорели

Автор:  gugu [ 14.08.25, 07:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах

РусАл писал(а):
Санька писал(а):
Говорят с Крупской сам Ленин спал.
Брешут. Ленин спал с Арманд. :smoke
Всё правильно. Крупскую Ульянов по молодости поёбывал.
:smoke

Страница 1 из 6 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/