| For-UA - Форум всея Великия и Малыя и Белыя России https://for-ua.info/ |
|
| Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах https://for-ua.info/viewtopic.php?f=2&t=126304 |
Страница 1 из 6 |
| Автор: | Ёк-Макарёк [ 13.08.25, 02:25 ] |
| Заголовок сообщения: | Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Из письма Крупской (занимала должность заместителя наркома просвещения РСФСР) Сталину 7 марта 1938 г.: «Мы вводим обязательное обучение русскому языку во всем СССР… Меня очень беспокоит, как мы это обучение будем проводить. Мне сдается иногда, что начинает показывать немного рожки великодержавный шовинизм. Например, я считаю вредным введение преподавания письма и чтения на первом году обучения не только на материнском, но и на русском языке, считаю вредным введение единого букваря для всех народностей, букваря, переведенного с русского». (Известия ЦК КПСС. 1989. №3. C. 179) |
|
| Автор: | Рус-old [ 13.08.25, 02:32 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Да всем насрать, что она там считала...
|
|
| Автор: | 10111 [ 13.08.25, 03:39 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Сгенерировано ИИ: Цитата: 1. 1917–начало 1920-х: разрушение «великодержавного» центра
Ключевой момент: большевики официально не ставили «русских» как нацию в центр новой власти, наоборот — они провозглашали интернационализм и «разрушение великорусского шовинизма». • Идеология: Ленин считал «великорусский шовинизм» главным тормозом мировой революции. В его логике, русские как «нация угнетателей» в империи должны были потерять привилегии. • Практика: национальные окраины (Украина, Кавказ, Прибалтика, Средняя Азия) получали формальное право на отделение, автономии и поддержку местных языков и культур. • По отношению к русским: в первые годы советская власть не выделяла их в отдельную группу для поддержки, наоборот — происходило обесценивание «русской» идентичности в пользу «пролетарского» и «интернационального» самосознания. • Результат: в условиях Гражданской войны и политики «военного коммунизма» именно русские крестьянские регионы (Поволжье, Тамбовщина) часто поднимали восстания, за что подвергались жесткому подавлению (Тамбовское восстание, продразвёрстка). 2. Середина 1920-х: политика коренизации Ключевой момент: укрепление национальных элит в нерусских республиках за счёт ослабления русских позиций. • Коренизация: в нерусских республиках вводились национальные языки, кадры в управлении подбирались из местного населения, шла целенаправленная замена русских руководителей на представителей титульных наций. • В РСФСР: «русскость» как отдельный национальный проект отсутствовала. Не было «русской компартии» (в отличие от украинской, узбекской и т. д.), был только ВКП(б) как наднациональная структура. • Идеология: считалось, что «великороссов» достаточно много и они и так сохранят доминирование в аппарате, поэтому их нужно «сдерживать», а малые народы — подтягивать. 3. Конец 1920-х – начало 1930-х: индустриализация и культурный сдвиг Ключевой момент: при Сталине начался отход от раннего интернационализма, но «русская тема» ещё не была реабилитирована. • Индустриализация: массовое переселение русских в национальные республики как квалифицированных кадров, что порождало напряжённость. • Репрессии: русские попадали под них так же, как и другие — без этнического выделения, но социальный состав (много бывших офицеров, священников, зажиточных крестьян) делал их одной из главных жертв. • Культура: в искусстве и образовании русскую историю пока трактовали через классовую борьбу, без героизации «русской нации» как таковой. 4. Середина 1930-х – 1941: «русский поворот» сталинской политики Ключевой момент: сталинское руководство постепенно делает ставку на русских как на «государствообразующую» нацию, но в рамках советского патриотизма. • Причины: растущая внешняя угроза (Германия, Япония) требовала мобилизации и поиска объединяющего мифа. • Политика: возврат к национальной истории в положительном ключе (реабилитация Александра Невского, Суворова, Кутузова), усиление роли русского языка как общесоюзного. • Пропаганда: к концу 30-х в официальных текстах появляется риторика о «старшем брате» — русских, которые ведут за собой остальные народы СССР. • Ограничения: национальные республики сохраняли автономии, но политика коренизации сворачивалась; русские снова становились основной управленческой силой. |
|
| Автор: | goret6 [ 13.08.25, 08:17 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Работы Ленина в сети доступны. Там не так уж много (по объему) по национальному вопросу. ИИ в основном выдал. Я бы ещё добавил, что основная мысль была что большие нации всегда обижают маленькие и что бы это пресечь, надо маленьким дать больше прав, чем большим. Отсюда, походу уши и торчат у республиканского национализма конца 80-х, помните: русские убирайтесь, вы нам мешает стать великими. Ну и интересный, на мой взгляд, момент, это "грузинский инцидент". Когда Ленин Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского обвинил в великорусской шовинизме. |
|
| Автор: | 10111 [ 13.08.25, 09:08 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
я продолжила дальше диалог с ИИ, вот интересная часть Цитата: 1. Идея как академический и политический тренд и самое интересное:• В XIX веке в Европе, особенно в либеральных и социалистических кругах, тезис о праве наций на самоопределение воспринимался как универсальный прогрессивный принцип. • Он был направлен прежде всего против колониальных империй Британии, Франции, Австро-Венгрии и Османской империи — Россия попадала в этот же ряд «тюрем народов». • Для многих западных интеллектуалов это было именно мировоззрение, а не спецоперация против России. 2. Идея как геополитический инструмент • Для государств-конкурентов России, особенно Британской империи, разжигание национальных движений в пределах Российской империи было осознанной стратегией. • Ещё с Крымской войны и вплоть до Первой мировой Британия, Австро-Венгрия, Германия и Япония финансировали националистические и сепаратистские организации на окраинах России (Польша, Кавказ, Финляндия, Украина). • Для этих стран лозунг самоопределения был не только гуманистическим, но и прагматическим — дробление России облегчало контроль над Евразией. 3. Совпадение идеализма и прагматики • Западные либералы давали идеологическую основу («Россия — тюрьма народов»). • Западные разведки и дипломатия давали ресурсы и организацию тем, кто готов был действовать. • Внутренняя российская интеллигенция становилась ретранслятором этих идей, часто искренне веря, что работает на прогресс, а не на геополитических противников. Если упростить, получилось так: • Для идеологов — это была борьба за «свободу угнетённых народов». • Для стратегов — способ подорвать геополитического конкурента. • Для России — медленная закладка мины, которая взорвалась в 1917–1991. почему тогда британская империя не тюрьма народов? Цитата: В британской политической культуре XIX – первой половины XX века было несколько приёмов, которые позволяли избегать ярлыка «тюрьма народов», хотя по факту Британская империя ничуть не меньше подавляла восстания, чем Российская.
1. Контроль над нарративом • Британия имела мощнейший медийный аппарат: газеты, издательства, научные общества, университеты. • Именно Лондон был центром формулирования «гуманистических» идей, и британские колонии подавались как «цивилизаторская миссия». • Проблемы подавления восстаний (Индия 1857, Ирландия, колонии в Африке) в международном инфополе подавались как «необходимое наведение порядка», а не как угнетение. 2. Разделение «метрополия – колонии» • В отличие от России, где территории входили в состав империи как формально равные губернии, Британия чётко делила мир: ◦ Метрополия — Англия, Шотландия, Уэльс (и частично Ирландия). ◦ Колонии — зависимые территории без равных прав. • Это позволяло им не притворяться, что все подданные равны, и не попадать в ловушку «самоопределения внутри единой страны». 3. Союз с местными элитами • Британия часто управляла через местных князей, вождей и аристократию, сохраняя их статус и обогащая их за лояльность. • Это снижало вероятность объединённых восстаний — недовольство уходило в низы, а верхушка получала выгоды. 4. Гибкая деколонизация • После Второй мировой Британия начала активно «отпускать» колонии, но так, чтобы там сохранялось английское влияние (язык, экономика, правовая система, военные базы). • На фоне этого имидж был: «британцы дают свободу», а не «держат в тюрьме». 5. Политическая гегемония • Британия сама была источником идеологии «права наций на самоопределение» и поэтому легко исключала себя из числа «тюрем народов». • Российская империя, наоборот, была объектом этой идеологии, а не её источником. То есть, если грубо, разница не в том, угнетала ли Британия, а в том, как она это упаковывала и кому принадлежали мировые СМИ и университеты. Если хочешь, я могу прямо сравнить, какие восстания в Британской империи и Российской империи подавлялись одинаково жестоко, но оценка на Западе была противоположной. Это сильно обнажит двойные стандарты. |
|
| Автор: | Меркурий [ 13.08.25, 09:32 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ. |
|
| Автор: | Alexx77 [ 13.08.25, 11:17 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Меркурий писал(а): Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ. Да, потому что украинские власти за Украину, а советские против России |
|
| Автор: | саня [ 13.08.25, 11:52 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
ельцын центр, в работе |
|
| Автор: | jad [ 13.08.25, 12:11 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Alexx77 писал(а): Меркурий писал(а): Другое дело нынешние киевские власти. Они принудительно навязывают всем "государственный язык". Для некоторых, надо полагать, это образец устройства государства. К чему это приводит, мы видим. Российские и украинские антисовки - один народ. Да, потому что украинские власти за Украину, а советские против России За украину без русских. А это приговор территориальному образованию україна. |
|
| Автор: | Alexx77 [ 13.08.25, 12:21 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Чемодан, вокзал, Россия «Кто же не хочет учиться — пусть уходят из Украины: мы найдем всем таким место и работу в Великороссии». А. В. Луначарский Имя Луначарского носят около 560 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России Премия имени А. В. Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры. Начиная с 2020 года, учреждено 7 ежегодных премий в размере 300 тысяч рублей каждая. Присуждается решением Правительства России Мемориальный кабинет Луначарского расположен по адресу: Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год — на реконструкции. В честь А. В. Луначарского назван утёс Луначарского (Баренцево море, Земля Франца-Иосифа, остров Гукера, название утёсу присвоено в 1934 году. |
|
| Автор: | Санька [ 13.08.25, 12:25 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Говорят с Крупской сам Ленин спал. |
|
| Автор: | РусАл [ 13.08.25, 12:26 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Санька писал(а): Говорят с Крупской сам Ленин спал. Брешут. Ленин спал с Арманд.
|
|
| Автор: | Коля [ 13.08.25, 12:28 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Когда-то я работал в Институте Культуры имени Крупской. Думаю, именно поэтому я такая сволочь. |
|
| Автор: | Коля [ 13.08.25, 12:32 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Санька писал(а): Говорят с Крупской сам Ленин спал. Это говорит не в его пользу. Нормальные мужики не выбирают себе хронически больных баб в жёны. Правда, они могут выбирать себе не баб, как путенг. Но то таке... На рост и развитие организма, пульс и артериальное давление, метаболизм глюкозы в печени и усвоение питательных веществ влияют тиреоидные гормоны. Их синтез и обмен регулирует щитовидная железа. Но иногда ее активность сильно превышает норму, и развивается Базедова болезнь (Болезнь Грейвса, Диффузный токсический зоб), которой, например страдала Надежда Крупская, революционерка, супруга Владимира Ленина. https://zdorovie.ru/blog/nedug ... lezni |
|
| Автор: | Старина-Прохожий-2002 [ 13.08.25, 12:47 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Санька писал(а): Говорят с Крупской сам Ленин спал. В Швейцарии или там в Германии, - да, сPAL. А в Париже там или в Москве - уже не cPAL, а сSECAM...РусАл писал(а): Санька писал(а): Говорят с Крупской сам Ленин спал. Брешут. Ленин спал с Арманд. ![]() |
|
| Автор: | Коля [ 13.08.25, 12:51 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Как низко пал секам! |
|
| Автор: | 10111 [ 14.08.25, 03:25 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
Цитата: Если бы у Российской империи был такой же интеллектуальный и пропагандистский ресурс, как у Британии, то ответ на «тюрьму народов» выглядел бы совсем иначе — и не в оборонительном ключе («мы не такие»), а в наступательном. Я вижу это в трёх слоях: 1. Перехват нарратива Вместо оправданий Россия могла бы навязать своё определение империи: «Империя народов», а не «тюрьма народов». Подчёркивать, что в отличие от колоний Британии, включённые территории получают гражданство, право служить в армии и на госдолжностях, доступ к российскому образованию и инфраструктуре. Обозначить, что Россия не держит заморские колонии, а развивает соседние земли как интегральную часть страны. 2. Контрпропаганда против Британии Россия могла бы зеркалить британский тезис: Активно называть британскую империю «тюрьмой колоний», подчёркивая восстания в Индии, Ирландии, Африке. Финансировать антибританские движения в колониях, создавать там газеты, памфлеты, даже школы с «освободительной» риторикой. Выставлять Британию не «цивилизатором», а эксплуататором. 3. Интеллектуальное обоснование Создать целую школу российских историков, юристов и философов, которые бы аргументировали, что многонациональная империя — естественный и прогрессивный путь развития человечества. Выдвинуть идею, что только крупные империи способны предотвращать мелкие этнические конфликты и обеспечивать стабильность. Подчёркивать примеры взаимной пользы: как казахи, татары, грузины или армяне получали от империи защиту, промышленность и доступ к рынкам. Если кратко, то идеальный ответ выглядел бы так: «Россия — не тюрьма, а союз народов. Мы не эксплуатируем заморских рабов, как Британия, а создаём единое пространство, где каждый народ развивается. И мы дадим нашим соседям свободу только тогда, когда Британия отпустит Индию и Африку». Сравни этот подход с подходом большевиков: Цитата: Если сравнить гипотетический «интеллектуально-пропагандистский» подход сильной Российской империи с тем, что сделали большевики, то сходства и различия получаются довольно чёткие.
Схожесть Официальная идеология против обвинений в угнетении И Россия (в нашей гипотетике), и СССР в реальности пытались сформировать образ государства, объединяющего народы. В обоих случаях это сопровождалось декларациями о равноправии и совместном развитии. Использование «контрнарратива» Империя могла бы обвинять Британию в колониализме — СССР действительно это делал, особенно в 1920–1970-е годы. Удар по сопернику через тему национального освобождения — общий инструмент. Интеграция национальных элит И в империи (потенциально), и в СССР делали ставку на лояльные национальные кадры для управления окраинами. Различия Цель интеграции Гипотетическая Империя: интеграция ради укрепления единого государства и общей идентичности (русского политического нации или «имперского патриотизма»). Большевики: интеграция ради мирового социалистического проекта, где само существование «русского как главного» было проблемой. Организация территорий Империя: административно-территориальные единицы без права выхода (губернии, области). СССР: союзные республики с формальным правом на выход — заложенная мина. Работа с историей Империя: гордость за завоевания и расширение (героизация имперских войн). СССР: демонизация «царского наследия» и признание части присоединений как «угнетения народов». Вектор пропаганды внутри страны Империя: подчинение национальных движений единой культуре (пусть даже с элементами национальной самобытности). СССР: в 1920–1930-х поддержка национальных языков, элит и культур за счёт центра, что ослабляло русское ядро. Отношение к большинству Империя: большинство (русские) — носитель и опора государства. СССР: большинство рассматривалось как потенциальный источник шовинизма, требующий постоянного «сдерживания». Главное отличие: В гипотетической сильной империи идея «союза народов» служила бы укреплению именно российской государственности и русской культурной доминанты. У большевиков она была встроена в проект размывания национальных рамок вообще, с конечной целью мировой революции, а не вечного СССР. |
|
| Автор: | olegp [ 14.08.25, 05:54 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
phpBB [media] |
|
| Автор: | 10111 [ 14.08.25, 06:34 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
в общем, что я для себя вынесла: ленин и компашка - такие же сраные интеллехенты, как и все остальные, слышали звон, да не знали где он, как попугаи повторяли западные нарративы, на том и погорели |
|
| Автор: | gugu [ 14.08.25, 07:15 ] |
| Заголовок сообщения: | Re: Как Крупская реагировала на введение обязательного изучения русского языка в советских нацреспубликах |
РусАл писал(а): Санька писал(а): Говорят с Крупской сам Ленин спал. Брешут. Ленин спал с Арманд. ![]()
|
|
| Страница 1 из 6 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
| Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |
|